Коротко: Валовая прибыль – показатель доходности предприятия. Показатель рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью. Норматива нет, чем выше значение, тем больше доходность компании.



Подробно

Эффективность ведения любой коммерческой деятельности определяет размер ее прибыли или разница между доходами и расходами. Этот показатель не может быть отрицательным, в противном случае он называется убытком. В зависимости от состава издержек и особенностей расчетов прибыль может быть экономической, бухгалтерской, балансовой, валовой, чистой, операционной, маржинальной, целевой, недополученной, нормальной, консолидирующей и т. д. Всего существует более 20 видов прибыли.

Определение валовой прибыли

Валовая прибыль (EBIT, ВП) – это разница между выручкой и себестоимостью продукции/работы/услуги. Выражается в денежном эквиваленте.

Простыми словами: это прибыль, полученная от реализации товаров/услуг, не считая некоторые виды затрат (налоги, акцизы), которые не связаны с издержками на изготовление и продажу товаров/услуг.

Про особенности исчисления валовой прибыли можно узнать из видео:

Формула расчета

Для расчета ВП принято использовать следующую формулу:

ВП = В – С, где:

  • В – выручка;
  • С – себестоимость с учетом амортизационных отчислений.

Для торговых организаций больше подходит вариант:

ВП = ВД – С, где:

  • ВД – валовый доход.

Выручка – денежные средства, полученные за реализацию услуги/работы/товара. Это сумма, которую покупатель оставляет в магазине и тем самым оплачивает себестоимость самой продукции, расходы на предпродажную подготовку, сумму налогов (НДС, акцизы), сервис. К выручке относятся только те поступления, которые возникли в результате ведения основной деятельности. Это денежный поток, который проходит через организацию.

Валовый доход – сумма выручки при реализации товаров/услуг, основных средств, акций, нематериальных активов, прав интеллектуальной собственности, рассчитывается по формуле:

ВД = (Т х СПН)/100, где:

  • Т – товарооборот;
  • СПН – средний процент надбавки.

Справка! Главное отличие валового дохода от выручки состоит в том, что в валовый доход входит оборот от других видов деятельности.

Себестоимость – стоимость расходов производства и реализации продукции. В нее включены:

  • Суммы, потраченные на закупку сырья и материалов для изготовления продукции, или расходы на приобретение товаров для дальнейшей перепродажи.
  • Амортизация основных средств.
  • Оплата труда и социальные отчисления работникам, прямо и косвенно задействованным в процессе производства/перепродажи.
  • Расходы на рекламу и маркетинг.

В себестоимость не включаются управленческие и коммерческие расходы.

Справка! Амортизация основных средств – постепенное списание стоимости закупки основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, патентов и т. д.) в последующие после приобретения периоды. Иными словами, если компания купила станок за 10 млн руб., то в балансе она не отражает всю стоимость, иначе получится убыток, а списывает сумму приобретения в течение нескольких лет малыми долями.

Экономический смысл

EBIT – важный показатель финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия. На основании ВП уже считаются все остальные виды прибылей, в том числе и чистая прибыль.

От чего зависит размер ВП

На размер ВП оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Определяющее значение имеет сфера и специфика деятельности компании, место ее расположения, размеры предприятия, охват аудитории, востребованность продукта.

Таблица 1. Факторы, влияющие на EBIT

Внутренние

Внешние

Цена товара/услуги

Размер налогов

Затраты на рекламу и продвижение

Меры по регулированию спроса

Конкурентоспособность

Изменение покупательского спроса

Выручка от реализации товаров

Политический климат

Затраты на доведение продукции/услуги до конечного потребителя

Появление новых конкурентов

Объем выпуска продукции

Судебные разбирательства

Скорость оборота товаров

Отзыв лицензии

Внутренние факторы зависят от действий, предпринятых самой организацией, внешние – от других независимых сторон рыночной экономики. Все они влияют на себестоимость и объемы продаж.

Рис. 1. Рост валовой прибыли

Рис. 1. Рост валовой прибыли

Особое место занимают нереализованные товары. Они находятся на складах и приносят убытки. Непроданными они могут быть по разным причинам: падение спроса, была большая поставка, человеческий фактор (не выставили в продажу), сезонность, смена модных течений. Чтобы быстрее реализовать такие товары, применяют маркетинговые уловки: назначают скидки, устраивают акции. Можно вернуть товары поставщику, если они брались на реализацию.

Распределение ВП

ВП включает в себя все расходы, которые связаны с основной деятельностью компании. Поэтому полученные от реализации продукции/услуг средства нужно грамотно распределить, чтобы не упустить ни одну статью расходов.

Издержки, покрываемые за счет ВП:

  • Аренда площадей.
  • Проценты по обязательствам (кредиты, займы).
  • Уплата налогов (налог на прибыль).
  • Другие обязательные расходы.

В конечном остатке получается чистая прибыль, из которой формируется доход предприятия. Уже он направляется в резервные фонды, на обучение персонала, расширение, диверсификацию, развитие компании.

Пример расчета

Для анализа используют данные баланса за год, квартал или месяц. Скачать пример расчета можно в Excel.

Таблица 2. ВП в динамике, тыс. руб.

Месяц

Выручка

Себестоимость

Валовая прибыль

Валовая прибыль 2017 к 2016

2016

2017

2016

2017

2016

2017

Отклонение

Рост,%

Январь

125 000

185 000

65 000

98 000

60 000

87 000

27 000

145,0

Февраль

134 000

210 000

75 000

110 000

59 000

100 000

41 000

169,5

Март

119 000

176 000

55 000

99 000

64 000

77 000

13 000

120,3

Апрель

95 000

148 000

45 000

75 000

50 000

73 000

23 000

146,0

Май

75 000

129 000

40 000

78 000

35 000

51 000

16 000

145,7

Июнь

87 000

125 000

42 000

67 000

45 000

58 000

13 000

128,9

Июль

116 000

166 000

46 000

68 900

70 000

97 100

27 100

138,7

Август

127 000

175 000

60 000

75 000

67 000

100 000

33 000

149,3

Сентябрь

141 000

187 000

75 000

98 500

66 000

88 500

22 500

134,1

Октябрь

156 000

197 000

85 000

115 000

71 000

82 000

11 000

115,5

Ноябрь

177 000

240 000

91 000

135 000

86 000

105 000

19 000

122,1

Декабрь

195 000

275 000

95 000

167 000

100 000

108 000

8 000

108,0

Год

1 547 000

2 213 000

774 000

1 186 400

773 000

1 026 600

253 600

132,8

По таблице видно, что показатель ВП за каждый месяц 2017 года больше, чем он был в 2016-м. Значит, у компании дела идут лучше, несмотря на сезонную просадку с марта по июнь. Рост за год составил 253 600 тыс. руб. или 132,8%.

Рис. 2. ВП в динамике

Рис. 2. ВП в динамике

Важно! При расчетах выручки и себестоимости нужно иметь в виду реальный уровень инфляции, т. к. он напрямую влияет на рост цен.

Норматив значения

У EBIT нет какого-то нормативного значения, т. к. чем больше валовая прибыль, тем лучше для предприятия. Сравнивать значение показателя нужно в динамике и в процентном соотношении к издержкам и чистой прибыли.