Коротко: Подводить итоги деятельности и принимать важные для компании решения нельзя без расчета важных показателей. Таких, как себестоимость продукции. При ее анализе используются разные статьи расходов: постоянные и переменные издержки, прямые и косвенные.

Подробно

Себестоимость продукции – это основа для расчетов эффективности деятельности. Она участвует в определении маржи, прибыли, выручки, рентабельности продаж, амортизации и других экономических показателей и представляет собой сумму расходов предприятия на производство товара. Могут быть включены разные категории трат: сырье, заработная плата, упаковка, доставка до покупателя и т.д.

Что включается?

В себестоимость входят траты на:

  • изготовление продукции (сырье, энергоносители, емкости);
  • содержание основных фондов (оборудование, производственный цех);
  • реализацию товара (упаковка, подсортировка, доставка до покупателя).

Какие именно траты необходимо включить, зависит от самой продукции и способа ее реализации.

Таблица 1. Виды затрат на продукцию

Статья

Производство бижутерии (hand-made) на дому с продажей

Производство восстановленного сока с реализацией в магазины

Покупка сырья и материалов для производства

+

+

Таможенные расходы

-

+

Содержание и ремонт оборудования

-

+

Заработная плата рабочим

-

+

Транспортные расходы (доставка сырья, перемещение)

+

(отправка заказов)

+

Амортизация

-

+

Прочие затраты

+

+

Упаковка товара

+

+

Доставка товара до пункта продажи или покупателя

+

+

Реклама

+

+

Траты на складское хранение

-

+

Таким образом, структура расходов полностью зависит от товара, способа и условий его продажи. Продукция может быть отдана на реализацию, тогда нужно включить траты и на возврат непроданных остатков. Не стоит сбрасывать со счетов и процент брака, который может возникнуть при производстве и реализации. Скоропортящаяся продукция имеет меньший срок реализации, поэтому затраты на ее сбыт могут быть выше (дополнительная реклама, например).

Расходы бывают прямыми и косвенными. Под прямыми подразумеваются такие траты, размер которых зависит от партии (например, сырье). Косвенные не имеют прямого отношения к объему производства (зарплата управленческого персонала). Также издержки делятся на постоянные (они всегда присутствуют в одинаковом объеме) и переменные (зависят от объема производства).

Рис. 1. Постоянные и переменные траты к объему производства

Рис. 1. Постоянные и переменные траты к объему производства

Также совокупность издержек зависит от вида себестоимости:

  • цеховой (только траты на изготовление);
  • производственной (все целевые издержки);
  • полной (все затраты производителя на производство и сбыт).

Подробнее о разновидностях можно посмотреть на видео:

Какие затраты стоит включить, решают на каждом предприятии самостоятельно. Универсального варианта не существует. Этот показатель впоследствии будет использоваться при расчете эффективности финансово-хозяйственной деятельности, а также им можно подкреплять важные решения.

Пример расчета

Рассчитаем себестоимость одной вязаной шапки и партии вязаных шапок в цехе с одной работающей вязальной машиной (использовались фактические данные, но можно использовать и плановые).

Рис. 2. Вязальная машина

Рис. 2. Вязальная машина

Исходные данные:

  • в цехе работает 1 станок и 1 человек его обслуживает;
  • в сезон в месяц производится 300 шапок;
  • расход пряжи на одно изделие составляет 150 г;
  • фурнитура не используется.
Таблица 2. Расчет на примере вязального производства (300 изд.)

Статья

В месяц

На 1 изд.

Уд. вес, %

Постоянные издержки

69950

233

67

Амортизация оборудования (вязальной машины)

7500

25

7

Аренда помещения

15000

50

14

Управленческие затраты

20000

67

19

Расходы на рекламу и прочее

5000

17

5

Заработная плата сотруднику

15000

50

14

Отчисления в фонды

5250

18

5

Коммунальные платежи

2200

7

2

Переменные издержки

34000

113

33

Сырье (пряжа)

29000

97

28

Бирка

3000

10

3

Доставка до магазинов

2000

7

2

Итого:

103950

347

100

Себестоимость одной шапки равна 347 руб., а партии в 300 шт. – 103 950 руб.

Рис. 3. Постоянные и переменные затраты

Рис. 3. Постоянные и переменные затраты

В структуре трат преобладают постоянные издержки (67%).

Рис. 4. Подробная структура расходов

Рис. 4. Подробная структура расходов

Основная доля трат на сырье (28%). Меньший удельный вес у доставки продукции до магазинов (2%) и коммунальных платежей (2%).

Анализировать расходы на производство лучше всего в динамике. Это позволит выявить изменения в структуре, понять, каких затрат стало меньше, а каких больше, а также отследить сезонные колебания.

Таблица 3. Расходы по месяцам

Статья расходов

По месяцам

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Постоянные издержки

69950

66850

63650

64650

69050

70 250

Амортизация оборудования (вязальной машины)

7500

7500

7500

7500

7500

7500

Аренда помещения

15000

15000

15000

15000

15000

15000

Управленческие затраты

20000

18000

16000

17000

20000

21000

Расходы на рекламу и прочее

5000

4000

3000

3400

4700

5200

Заработная плата сотруднику

15000

15000

15000

15000

15000

15000

Отчисления в фонды

5250

5250

5250

5250

5250

5250

Коммунальные платежи

2200

2100

1900

1500

1600

1300

Переменные издержки

34000

28775

25450

21550

22525

17050

Сырье (пряжа)

29000

24375

21450

17550

18525

13650

Бирка

3 000

2500

2200

1800

1900

1400

Доставка до магазинов

2000

1900

1800

2200

2100

2000

Итого:

103950

95625

89100

86200

91575

87300

Рис. 5. Издержки в динамике

Рис. 5. Издержки в динамике

Сокращение переменных расходов связано с сезонным спросом на товар. Соответственно, в летние месяцы производится меньше продукции, поэтому затраты на изготовление партии ниже. Постоянные же издержки остаются почти неизменными.

Скачать таблицы расчета себестоимости в excel

В приведенном выше примере себестоимость продукции рассчитывалась по всем понесенным предприятием затратам. Есть и другой подход, который учитывает только переменные издержки, зависящие от размера партии.

Какой способ применять, зависит от самой продукции и ситуации на производстве. Решение о запуске новой линии, которая должна стать «спасательным кругом» для предприятия, лучше принимать, зная полную себестоимость продукции с учетом постоянных затрат. Однако в успешно работающей компании такой метод может быть не целесообразным. В любом случае на каждом производстве действует свой способ подсчета себестоимости и определения трат, которые в нее войдут.