Проект «Ямал СПГ»: значимое событие последних лет, сравнимое по своим масштабам и перспективам, разве что, с освоением полвека назад Западной Сибири



Справочная информация:

  • Название: Завод по сжижению газа «Ямал СПГ».
  • Назначение объекта: производство сжиженного природного газа.
  • Начало строительства: 2012 год.
  • Завершение: 2019 год.
  • Стоимость объекта: 27 млрд долларов.
  • Кто строит (основной генподрядчик/бенефициар): ПАО «НОВАТЭК»/Л. Михельсон.

Вахтовый поселок за Полярным Кругом под названием Сабетта, что на берегу полуострова Ямал, – далеко не курорт. И хоть самолеты сюда летают довольно часто, и сам аэропорт получше будет, чем во многих крупных городах России, билетов не купить. Сюда едут на работу, вахту. Только КамАЗ может спокойно проехать от воздушной гавани до поселка, где живут рабочие завода по сжижению газа «Ямал СПГ», что рядом с поселком Сабетта, а огромный факел, что рядом с заводом, сегодня считается местной достопримечательностью. От его мощи тает в округе снег, а вой пламени просто оглушает.

Всего лишь несколько лет тому назад Сабетта стала частью Северного морского пути. Морской порт здесь был построен в рамках государственно-частного партнерства. Атомные ледоколы Росатомфлота позволяют обслуживать морской путь в зоне Крайнего Севера. А это позволяет осуществлять круглый год доставку грузов в порт круглогодично. В зимнее время используется ледокольная проводка. Этот порт — одна из важнейших опорных точек Северного морского пути, кратчайшего маршрута, соединяющего Европу и Азию. Ему суждено стать основной базой для разработки ямальских месторождений и обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Рис. 1. Интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа   Источник: сайт lightproduction.ru

Рис. 1. Интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа
Источник: сайт lightproduction.ru

Промежуточные итоги

Но в начале декабря 2017 года об этом маленьком поселке писали практически все информационные агентства. Именно сюда прибыл президент РФ с высокими гостями, среди которых:

  • Халид аль Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии;
  • Патрик Пуянне, президент, председатель совета директоров энергетической компании Total;
  • Ван Яньчжи, главный управляющий Фонда «Шелковый путь»;

    «Шелковый путь» дотянулся до самого севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно. И Северный морской путь сделаем шелковым» (В. Путин).

  • Saudi Aramco, шеф-директор мощнейшей национальной Саудовской нефтяной компании.

Высокие гости приглашены присутствовать на церемонии загрузки танкера «Кристоф де Маржери» – первого в мире торгового судна, совершившего переход в эти места без ледокольной проводки.

«Без участия и доверия иностранных партнеров этот проект не состоялся бы. Да и сам он назван именем нашего друга де Маржери (погибший в октябре 2014 президент Total). Очень жаль, что сегодня его нет с нами» (В. Путин).

В этот день с «Ямал СПГ» на танкер была отгружена первая партия сжиженного газа. В проект верили далеко не все. Но нашлись люди, которые не побоялись рискнуть и доказали всему миру, что риск этот был обоснованным.

Многочисленная делегация посетила «Ямал СПГ» – завод мирового класса, первое предприятие подобного уровня, построенное в Арктике. В его строительстве участвует 15 стран и сотни отечественных предприятий. Эта стройка обойдется в 27 млрд долларов.

Ни для кого не секрет, что стратегические нефтяные и газовые российские компании подвергнуты санкциям. Но даже включение в западные санкционные списки не стало препятствием для основного акционера ПАО «Новатэк» в привлечении внешнего финансирования. Первая очередь проекта была выполнена в установленные сроки, и это в таких жестких условиях. Более того, и это ценно особенно, первоначальная сметная стоимость не превышена.

Но это было лишь начало.

Проект «Ямал СПГ»

Реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения газа, доказанные и вероятные запасы которого оцениваются в объеме 1,3 трлн куб. метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия компании «Ямал СПГ» на разработку месторождения действует до 2045 года. Располагать такой ресурсной базой – значит, иметь гарантию уверенной работы как минимум на 25-30 лет.

«На строительстве завода работу получат около 14 тыс. человек, а после его завершения в 2018 году на предприятии будет создана 1 тысяча 400 рабочих мест» (Игорь Холманских, полномочный представитель Президента РФ в УрФО).

Предусматривает производство 16,5 млн тонн СПГ в год и до 1,2 млн тонн газового конденсата. Поставки готового продукта планируются на рынки Европы и преимущественно странам Азиатско-Тихоокеанского региона, для российского газа новые.

Рис. 2. Завод «Ямал СПГ»  Источник: сайт geostarspb.ru

Рис. 2. Завод «Ямал СПГ»
Источник: сайт geostarspb.ru

Построен весь завод будет из 360 модулей, из них технологических – 111. Оборудование это производится на семи китайских и трех индонезийских верфях.

Таб. 1. Основные характеристики

 

Показатели

Значения

1.

Завод «Ямал-СПГ»

 

2.

Общий вес, тыс. тонн

650

 

эстакады

150

 

технологические модули

500

3.

Проектная мощность – всего, млн тонн

16,5

4.

Мощность одной технологической линии (всего 3)

5,5

5.

Стоимость проекта, млрд долларов

27

6.

Занято в строительстве, тыс. человек

14

Пуск первой линии состоялся в декабре 2017 года, когда был отгружен первого танкера с СПГ. На данный момент с первой очереди завода отгружено два миллиона тонн СПГ.

«Ямал СПГ» отгрузил второй миллион тонн СПГ с первой очереди завода. Поставки газа осуществляются с декабря прошлого года арктическими газовозами класса Arc-7 вместимостью около 74 тысяч тонн. Двухмиллионная тонна была отгружена в 27 партии. С апреля 2018 года начались поставки СПГ по долгосрочным контрактам, в рамках которых уже отгружено 4 партии. В апреле также выполнен первый розжиг газовых турбин компрессоров второй очереди завода мощностью 5,5 млн тонн, что является одним из важнейших этапов подготовки очереди к запуску» (сообщение компании 7 мая 2018).

В рамках проекта предусмотрено построить необходимую транспортную и социальную инфраструктуру с целью обеспечения эффективной и безопасной работы проекта.

Предстоит запуск второй (в 2018 г.) и третьей (в 2019 г.) очереди. Суммарный объем вложений на все I-III очереди комплекса составляет 27 млрд долларов.

«Думаю, что вторая линия будет введена месяца на три раньше [плана] и на 6–9 месяцев раньше будет введена третья линия» (Леонид Михельсон, председатель правления «НОВАТЭК»).

Как начиналось ОАО «Ямал СПГ»

Разведанные на Ямале и прилегающих к нему территориях запасы газа выводят этот регион на лидирующие позиции в России. Сегодня на Ямале находится более 20% российского газа, так что быть местным месторождениям основной территорией по добыче «голубого» топлива.

Акционерное общество было создано более десяти лет назад. Его акционерами стали «Новатэк» с 60% акций, Total – с 20% и CNPC – тоже с 20% акций. Недавно к акционерам присоединился Фонд «Шелковый путь», после того «Новатэк» продал ему 9,9% акций, сохранив у себя контрольный пакет.

В 2012 году развернулось основное строительство. Подход к нему был реализован комплексный. Первые вахтовики в Сабетта, тогда еще крохотном и никому не известном поселении ненцев, появились в 1980 г. Но только с освоением широкомасштабного проекта поселок получил развитие, а теперь и мировую славу. 

Началось строительство морского порта, завода по сжижению газа, современного аэропорта Сабетта и самого поселка Сабетта, численность населения в котором возросла до 20 000 человек.

На завод газ поступает из скважин по трубам, проложенным над землей. Там из него отделяется газовый конденсат, метанол и прочие посторонние фракции. Полученный в результате очистки идеально сухой газ направляется на сжижение, а оттуда по трубам в резервуары хранилища. Их четыре, каждое по 160 тысяч куб. метров. Они построены в 2016 году в условиях вечной мерзлоты. В основании каждого по 948 свай, 24 метра глубиной каждая. Они прошли все необходимые гидроиспытания.

  • Морской порт компании "Ямал СПГ".

    Морской порт Сабетта выстроен специально для отгрузки сжиженного газа. Порт компании "Ямал СПГ" стал воротами в Арктику и ключевым звеном в строительстве завода. Причем, через него по Северному морскому пути будет транспортироваться не только сжиженный природный газ, но и другие грузы.

    Рис. 3. В перспективе – самый большой хаб в Арктике  Источник: сайт finobzor.ru

    Рис. 3. В перспективе – самый большой хаб в Арктике
    Источник: сайт finobzor.ru

    Когда «Ямал СПГ» выйдет на проектную мощность, он станет отгружать 16,5 млн тонн сжиженного газа (по 5,5 млн тонн от каждой очереди). Чтобы транспортировать такие объемы газа, планируется создать целый флот: пятнадцать специально спроектированных ледокольных танкеров, вместимость каждого – 173 тыс. куб. метров. А танкер Christophe de Margerie стал для проекта пилотным судном.

  • Аэропорт Сабетта.

    В рамках масштабного проекта «Ямал СПГ» рядом с поселком построен международный аэропорт, способный принимать современные пассажирские и грузовые самолеты. Он стал явлением не только для Ямало-Ненецкого АО, но и для всей РФ. Он открывает широкие возможности для обслуживания пассажирских и грузоперевозок, в том числе и международных, в столь труднодоступном регионе.

    Рис. 4. Современный международный аэропорт в Сабетте  Источник: сайт aerolight.ru

    Рис. 4. Современный международный аэропорт в Сабетте
    Источник: сайт aerolight.ru

    Сабетта – аэропорт, один из первых в Арктике, построенных с нуля. В первую очередь он нацелен на обслуживание вахтового персонала. По оценкам, в годы пиковых нагрузок пассажирооборот будет больше 300 тысяч человек. А уже с февраля 2015 года организовано регулярное воздушное сообщение. Самолеты летают в Новый Уренгой, Самару, Тюмень, Салехард, Уфу и Москву.

  • Поселок вахтовиков.

    Сегодня Сабетту назвать поселком можно лишь с большой натяжкой. Это целый город, если оценивать численность населения и условия его проживания. Рост численности населения произошел в 2012 г., когда, собственно, началось крупномасштабное строительство. Условия жизни местного населения (а это, в основном, вахтовики) довольно специфичны: дом – работа – дом и обязательно «трезвость – норма жизни» (или сухой закон).

    Рис. 5. Бывший поселок вахтовиков – сегодня город Сабетта  Источник: сайт magspace.ru

    Рис. 5. Бывший поселок вахтовиков – сегодня город Сабетта
    Источник: сайт magspace.ru

    Домом для вахтовых рабочих служит общежитие из комнат на 4-8 человек. В них созданы достойные условия жизни, а если после трудового дня еще есть силы, их можно приложить в спортивных и тренажерных залах.

  • ГТЭС.

    Находится в стадии строительства. Предполагаемая мощность – 370 мВт электрической и 150 мВт тепловой энергии. К тому же те поезда, что до Сабетты вскоре пойдут по железной дороге, будут в качестве топлива использовать СПГ – единственные в мире.

  • Основные потребители.

    Согласно условиям заключенных контрактов, часть газа будут закупать учредители АО - компаниями Total и CNPC. В числе покупателей: английские, индийские, испанские, французские, сингапурские компании и дочерняя компания «Газпрома». Причем, 70-80 % сжиженного газа предназначено для стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

    В рамках мировой торговли СПГ у России доля небольшая. Но это пока. Если реализуются все намеченные проекты, ситуация кардинально изменится, и Россия станет на рынке заметным игроком, с которым нельзя не считаться.

    «На долгосрочную перспективу, примерно 50-60 лет, у России нет другого такого мощного проекта, как Ямал. Сегодня его освоение дает работу специалистам и заказы предприятиям по всей стране» (Владимир Якушев, глава региона).

Перспективы "Ямал СПГ" и других арктических проектов

Значимость событий, последнее время происходящих на Ямале, можно сравнить, разве что, с освоением полвека назад Западной Сибири. Роль СПГ в газовом мировом балансе постоянно растет, и это следует учитывать. По прогнозам, порт Сабетта уже через несколько лет достигнет уровня грузооборота в 30 млн тонн.

«Этот проект способствует укреплению экономического сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, с нашими ключевыми партнерами в этом регионе, с компаниями из Китайской Народной Республики. Является примером успешной международной кооперации с Францией, Италией, Германией, целым рядом других европейских государств». (В. Путин).

А вот последние новости: