Коротко: «Консервация» компании – часто оправданная мера и разумный выход в критической ситуации. Однако, в отличие от процедуры ликвидации, приостановление деятельности ООО не регламентируется законом. Сложившаяся практика говорит о том, что это можно сделать, грамотно оформив свои действия и документы.

Подробно

По сути, приостановление – это прекращение всех производственных и экономических действий, а, следовательно, отсутствие доходов и необходимости содержать наемных работников. Формально компания существует, так как в подобной ситуации закон не обязывает учредителей снимать ее с регистрационного учета. Чтобы избежать осложнений при реализации такого намерения, нужно выполнить ряд действий:

  • издать приказ о приостановлении деятельности организации
  • прекратить все финансово-хозяйственные операции
  • завершить отношения с наемным персоналом

Как составить приказ

Никаких особенностей такой документ не имеет. Составляется он по обычным правилам делопроизводства, стандартной формы нет, главное – содержание. Приказом деятельность приостанавливается на указанный период или неопределенный срок с указанием причины. Она также может быть любой, например: в связи падением спроса, снижением товарооборота или ухудшением экономической ситуации. Можно дополнить его конкретными распоряжениями, но ничего лишнего лучше в приказе не писать. Особенно того, что касается персонала. Так, ошибкой будет распоряжение о предоставлении сотрудникам отпусков без содержания и, тем более, об увольнении.

Несмотря на то, что вопросы увольнения регулируются Трудовым кодексом, приостановление деятельности прямо затрагивает интересы работников. Поэтому каждого их них необходимо ознакомить с приказом под подпись.

Скачать образец приказа на приостановления деятельности ООО.

«Замораживание» финансово-хозяйственных операций

Обычно, прекращая работу, компания старается избавиться от лишнего: товаров на складах, материалов, оборудования (если они имеются). Делать это нужно аккуратно, не забывая, что размер чистых активов не должен быть ниже величины минимального уставного капитала – это может послужить основанием для ликвидации. Особенно внимательно следует действовать, если фирма занималась лицензионной деятельностью.

Фактическое отсутствие хозяйственной деятельности характеризуется такими признаками, как:

  • отсутствие любых операций по счетам компании;
  • отсутствие базы для исчисления всех видов налогов.

Во избежание обвинений в «фиктивном» приостановлении (при появлении на счетах каких-то неожиданных оборотов) желательно направить банку уведомительное письмо. Но счета должны остаться действующими.

Что касается налогов, страховых взносов в ПФР, ФФОМС, ФСС, лучше полностью погасить все платежи за отчетный период. Во время «бездействия» необходимо регулярно сдавать нулевую отчетность, чтобы избежать штрафных санкций, пени.

Внимание! Если фирма осуществляла отдельные виды деятельности, по которым уплачивала ЕНВД, то необходимо обязательно сняться с учета. Уплата налогов и страховых взносов по этой системе зависит от факта регистрации в качестве плательщика, даже если доходы отсутствуют.

Нужно ли уведомлять фискальные органы о прекращении работы? Не обязательно, но лучше сделать это. Предупредительное письмо избавит от излишнего любопытства и плановых проверок.

Отношения с наемными работниками

Практически всегда приостановление деятельности влечет за собой проблемы с персоналом. Издавая приказ, работодатель предупреждает о том, что не может обеспечить их работой и выплачивать заработную плату. Если в приказе обозначен срок, то обычно предлагают отпуск без содержания; когда он отсутствует – подать заявление на увольнение. Это одинаково касается директора и бухгалтера. Но люди ведут себя по-разному.

Трудовым кодексом регламентируется только увольнение при ликвидации предприятия. Приостановка работы не является основанием для прекращения трудовых отношений. С другой стороны – заработная плата положена за выполнение рабочей нормы. Если у фирмы нет долгов перед сотрудниками, ситуация упрощается, иначе – возможны судебные разбирательства. Суд же, в большинстве случаев, рассматривает это как простой по вине работодателя.

Пример.

Работник К. с 01.01.201 не получал заработную плату, но до 01.04.2011 продолжал работать. Затем подал письменное заявление и перестал ходить на работу, так как задержка зарплаты составила больше 15 дней (законное право). Приказа об остановке производства не подписывал. Уволился 01.10.2011. Суд обязал выплатить ему зарплату за период работы – в полном объеме, а также за период простоя – 2/3 средней заработной платы (ст.157 ТК РФ).

Вывод: чтобы «законсервировать» предприятие без проблем, желательно дождаться, когда из сотрудников на нем останутся только директор и главный бухгалтер.

Дополнение 

Остались вопросы как правильно приостановить деятельность организации или вам нужна индивидуальная консультация? Оставьте заявку на онлайн-сервисе "Правовед" и профессиональный юрист займется вашим вопросом. (получение первого ответа в течении 15 минут).