Коротко: ПАТЭС «Академик Ломоносов» способен выдавать столько электро- и теплоэнергии, чтобы поддерживать жизнедеятельность целого города с населением 200 тысяч человек



Подробно

Справочная информация:

  • Название: плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов».
  • Назначение объекта: энергоснабжения отдаленных северных регионов России.
  • Начало строительства: 2007 г.
  • Завершение: 2021 г.
  • Стоимость объекта: до 30 млрд рублей.
  • Кто строит (основной генподрядчик): Балтийский завод, АО «ОКБМ Африкантов» (комплектный поставщик реакторных установок).

Строительство инфраструктурных объектов, цель которого в развитии и укреплении экономического положения страны, в российской действительности явление достаточно новое и должного развития пока не получило. Тем не менее, весь мир знает о крупнейшей международной инфраструктурной стройке «Северный поток – 2», важнейшем проекте модернизации БАМа и Транссиба новом Байкальском тоннеле, грандиозном строительстве космодрома «Восточный» и др. стройках. К таким объектам относится плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». О ней мы и будем говорить.

Миру известны всего две плавучие АЭС.

Первая – в планах американцев она должна была появиться в 1961 году, но оказалась экономически неэффективна и, что более важно, небезопасна. Поэтому и выведена из эксплуатации в 1976 г.

Вторая и пока единственная – «Академик Ломоносов» – рабочая плавучая атомная электростанция, которой суждено стать решением проблемы энергоснабжения отдаленных регионов Севера России и самой северной в мире атомной станцией. Так что, на сегодняшний день Российская Федерация в области плавучих атомных электростанций остается абсолютным мировым монополистом.

За ними будущее. Эти «мобильные батарейки» со временем позволят развивать промышленное производство и увеличивать мощности действующих предприятий в отдаленных районах, где дороговизна или отсутствие электроэнергии не позволяли этого сделать раньше. Интерес к подобным комплексам выказывают страны Азии, Африки и Европы, для которых дефицит пресной воды – острая проблема. 

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» прибудет на Чукотку в июне 2019 года (сообщение пресс-службы правительства Чукотского АО).

В июне текущего года ПАТЭС будет доставлена в Мурманск для загрузки ядерного топлива и проведения швартовных испытаний, а оттуда прибудет в порт приписки – Певек.

После остановки в 2019 году первого блока Билибинской АЭС станция будет некоторое время работать в режиме без генерации. А к 2021 г., когда АЭС будет окончательно выведена из эксплуатации, ПАТЭС должна выйти на максимальную проектную мощность.

Что это такое ПЭБ «Академик Ломоносов» проекта 20870?

Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов» является головным проектом серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности и предназначен для работы в составе ПАТЭС.

Начнем с истории…

Первый из гражданских проектов ПАТЭС появился в РФ еще в начале 90-х гг. По инициативе Минатома России в 1992–1994 гг. прошли конкурсы на лучший проект атомной станции малой мощности. В своем классе проект АЭС на основе плавучего энергоблока с двумя реакторными установками типа КЛТ-40С завоевал первое место.

Рис. 1. Корпус реактора ПАТЭС в цехе предприятия  Источник: сайт ekogradmoscow.ru

Рис. 1. Корпус реактора ПАТЭС в цехе предприятия
Источник: сайт ekogradmoscow.ru

Корабль был заложен в 2007 году на северодвинском предприятии «Севмаш». Постройки новых атомных подводных лодок требовали освободить стапеля завода. Так что судно пришлось перезаложить, и произошло это в 2009 г. в Санкт-Петербурге на «Балтийском заводе». В июне 2010 г. корабль спустили на воду.

Но неудачи продолжали преследовать корабль будто специально. Только теперь проблемы коснулись завода, точнее, Международного промышленного банка, что был его главным акционером. Средства «Росэнергоатома» буквально «зависли», а пара миллиардов рублей, вообще, «исчезли» без следа.

В результате почти на полтора года работы были приостановлены, пока в конце 2011 г. Балтийский завод не стал снова госпредприятием. К середине 2012 г. о готовности корабля говорить еще не приходилось (всего 35%).

Пришлось переносить срок ввода в строй ПАТЭС «Академик Ломоносов» на 2016 г., а затем на конец 2017 г.

С 2016 года, когда 4 октября в торжественной обстановке был забит первый (лидерный) шпунт, продолжается строительство береговой инфраструктуры для атомной плавучей электростанции в Певеке (Чукотский АО).

Около двух лет назад, с июля 2016 г., начаты швартовные испытания плавучего энергетического блока «Академик Ломоносов», а 1 июля 2016 г. стал их первым днем. Этот этап строительства считается очень важным. Он определяет начало завершающей стадии. Проходить они должны строго по технологической схеме и при этом совмещаться с достроечными работами, которые не прерывались в помещениях перегрузочного комплекса, аппаратных и машинных отделений. Без высокой организованности и повышенных мер безопасности невозможно было бы избежать накладок, чтобы строительные работы не совместились с испытаниями в одном помещении строящегося ПЭБ. Октябрь 2017 г. назван сроком их окончания.

Рис. 2. Головной плавучий энергоблок (ПЭБ) проекта 20870 с реакторными установками КЛТ-40С для ПАТЭС «Академик Ломоносов»  Источник: сайт sudostroenie.info

Рис. 2. Головной плавучий энергоблок (ПЭБ) проекта 20870
с реакторными установками КЛТ-40С для ПАТЭС «Академик Ломоносов»
Источник: сайт sudostroenie.info

Весной 2018 г. головной плавучий энергоблок (с завода выйдет практически готовый объект) отбуксируют с Балтийского завода на площадку Росатомфлота в Мурманске. Осенью ядерное топливо будет загружено в реактор, и запущен энергоблок. По Северному морскому пути его доставят к месту работы и подключат к береговой инфраструктуре, которая уже сооружается в порту г. Певек.

В сентябре 2019 г., по планам «Росэнергоатома», энергоблок будет установлен на штатное место. Осенью пройдут испытания ПАТЭС, а затем будет осуществлен ввод ее в эксплуатацию. Заказчику передается полностью построенный, прошедший испытания и готовый к работе энергетический объект, снабженный жилыми помещениями и всей необходимой инфраструктурой. Таким образом, обеспечиваются условия для проживания персонала и техобслуживания самого объекта, говоря другими словами, сдача «под ключ».

В результате она станет главным источником жизнеобеспечения Чукотки, а еще самой северной в мире АЭС.

Особенный объект

ПЭБ проекта 20870 «Академик Ломоносов» –  несамоходное судно, оснащенное двумя атомными реакторными установками «КЛТ-40» на борту, с установленной электрической мощностью каждого – 35 МВт и тепловой мощностью – 140 Гкал/час. Его основное назначение в обеспечении теплом и электрической энергией труднодоступных объектов в северных морях, а также опреснение морской воды. ПЭБ способен выдавать до 70 МВт электро- и 300 МВт теплоэнергии в береговые сети, а этого достаточно, чтобы обеспечить теплом и светом целый город с двухсоттысячным населением.

Станция безопасна, и по этим характеристикам она соответствует всем мировым стандартам. В ней заложен «запас прочности», с каким она способна противостоять:

  • землетрясению в 8 баллов по шкале Рихтера;
  • ударам цунами;
  • урагану силой в 45 м/сек;
  • столкновению с другим судном;
  • падению 11-тонного самолета.

У реакторов проектного бюро «ОКБМ им. Африкантова» высокая степень защиты (пять контуров). История с подлодкой «Курск», реакторные установки которой выдержали взрыв, послужит тому подтверждением.

Рис. 3. Обеспечение безопасности ПЭБ  Источник: сайт http://ekogradmoscow.ru

Рис. 3. Обеспечение безопасности ПЭБ
Источник: сайт http://ekogradmoscow.ru

Уже сегодня приходится думать о рынке сбыта. Чтобы такие объекты стали более интересны зарубежным корпорациям, потребуется решить кое-какие вопросы, один из которых – модернизация. Станет назначением станции только выработка электроэнергии или опреснение воды – стоимость снизится вдвое, а заодно и, соответственно, сократятся сроки строительства. «Академик Ломоносов» в этой связи обрел еще одну роль – он станет полигоном, где будут испытаны технологические решения и возможности взаимодействия с наземными энергосетями.

Таб. 1. Основные характеристики ПЭБ проекта 20870 «Академик Ломоносов»

Характеристики

Единицы измерения

Значения показателя

Стоимость первого блока плавучей АЭС

Млрд рублей

16,5

в том числе на возведение:

 

 

«чистой» энергоустановки

 

14,1

гидротехнических и береговых сооружений

 

2,4

Общая стоимость проекта

Млрд рублей

до 30

в том числе головной плавучий энергоблок

 

до 22

Ввод в эксплуатацию

 

2019

Проектный срок эксплуатации

Лет

40

Возможности ПАТЕС

 

 

Выработка электроэнергии

МВт

70

Выработка теплоэнергии

Гкал/ч

50

Опреснение морской воды

тыс. кубометров пресной воды в сутки

до 240

Параметры судна

 

 

длина

м

144

ширина

 

30

водоизмещение

Тыс. тонн

21,5

Источник: RNS информационное агентство, РБК

Этот энергетический объект полностью создан на судостроительном заводе. Несамоходное судно отбуксировывается морским или речным путем до места эксплуатации.

Через каждые три года на протяжении всего срока эксплуатации должна производиться перезарядка реакторов. Работать на ПЭБ будет 69 человек (некоторых источниках – 42), проживающих в Певеке – постоянный экипаж судна. И еще порядка 250 человек вахтовым методом – это эксплуатационный и ремонтный персонал и судовая команда.

Рис. 4. Установка второго блока КЛТ-40С  Источник: сайт barentsobserver.com

Рис. 4. Установка второго блока КЛТ-40С
Источник: сайт barentsobserver.com

Новая АЭС должна заменить выбывающие мощности Билибинской АЭС на Чукотке, которая вырабатывает на сегодняшний день 80% электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме, гарантируя тем самым устойчивое энергообеспечение региона.

Участники проекта

В реализации проекта по созданию плавучей АЭС участвуют:

  • АО «Концерн Росэнергоатом» — заказчик;
  • ЗАО «Атомэнерго» — генеральный проектировщик ПАТЭС;
  • АО «ОКБМ Африкантов» — комплектный поставщик реакторных установок, ведет разработки с 1972 года;

    Накопленный опыт АО ОКБМ «Африкантов» в части судовых реакторов позволяет создавать реакторные установки для плавучих атомных энергоблоков мощностью от 3,5 до 70 МВт (эл.) и более.

  • ОАО «Калужский турбинный завод» — изготовление турбин.

Основные доводы «за» и «против» плавучей АЭС

«ЗА»

«ПРОТИВ»

1. Предназначение.

Плавучая АЭС в Певеке должна обеспечить жителей Чукотки теплом и электричеством. Строить новую АЭС на Чукотке дорого и сложно из-за сильных морозов. А подобный уже готовый блок можно переправлять по воде к дальним городам, пришвартовывать их там и обеспечивать местных жителей электричеством. От них можно запитать нефтяные и газовые платформы, предприятия.

Плавучая атомная электростанция способна обеспечивать жителей и предприятия тепловой энергией, а также производить опреснение морской воды.

ПАТЭС позволяет поднять промышленный потенциал регионов и даже привлекать инвестиции за счет удешевления электроэнергии.

1. Экология.

Экологи не просто не приветствуют подобную идею, они считают, что нахождение на плаву столь мощной реакторной установки является опасным. ПАТЭК – тот же «плавучий Чернобыль».

Но активисты оспаривают утверждение специалистов, которые, говоря об отсутствии опасности, в качестве примера приводят многолетний опыт эксплуатации атомных судов, что находятся на плаву и не становятся причинами катастроф. Главный довод – параметры реакторов ПАТЭК изменены, по сравнению с параметрами реакторов, использующихся на ледоколах, крейсерах и т.д. Они обладают большей активной зоной, работать будут в более жестких условиях и 40 лет – срок, превышающий допустимый.

ПАТЭК - большой ядерный эксперимент.

2. Цена за один кВт*ч.

Стоимость одного произведенного на плавучей АЭС кВт*ч оценивается в 1,5 рубля.

Это дешевле, чем использовать ископаемое топливо (газ или уголь) в условиях Крайнего Севера, но с учетом расходов на утилизацию (а они в расчетах учтены не были) отработанного топлива, может оказаться гораздо дороже.

Это намного дороже, по сравнению с наземными АЭС.

Южный горизонт

Почему бы не разместить плавучую атомную электростанцию в Крыму. СМИ нет-нет, да поднимают этот вопрос. Что по этому поводу говорят специалисты?

Их мнения расходятся.

Кто-то предлагает питать полуостров энергией с плавучей АЭС.

Другие считают, что она Крыму совсем не нужна. Свою позицию объясняют тем, что республика может получать энергию по энергомосту с материка, труднодоступной территорией, для которых, собственно, и создана такая установка, ее не назвать. И эта позиция кажется более разумной.

При серийном производстве плавучих атомных электростанций и его удешевлении можно будет говорить о рассмотрении подобного проекта.

ПАТЭС оценивается в России как весьма перспективный проект с большими возможностями. Во-первых, ПЭБ проекта 20870 «Академик Ломоносов» разработан на базе серийной энергоустановки атомных ледоколов, эффективность которых многолетняя работа в Арктике подтверждает определенно. Во-вторых, в планах серийное производство мобильных энергоблоков.

«По мере отлаживания технологии изготовления и роста серийности снизится и стоимость изготовления. Интерес к ПАТЭС проявляет множество стран, в том числе из Юго-Восточной Азии - для них экологически чистый блок небольшой мощности на побережье позволяет решить энергетические проблемы без вложений в подготовку инфраструктуры АЭС и работу с атомными материалами" (Дмитрий Кумановский, «Инвестиционная компания ЛМС»).

Последние новости: На ПАТЭС «Академик Ломоносов»  произведено кренование (видеосюжет от 8 марта 2018