Министерство, отвечающее за экономическое развитие страны, по определению должно быть инициатором и главным проводником новых идей и реформ. Однако в условиях дефицитного бюджета постоянно сокращается поток инвестиций в экономику. Новый министр утверждает, что для повышения ВВП достаточно эффективно использовать имеющиеся средства.

Министерство экономического развития (МЭР) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное административно-правовое регулирование в экономической сфере.

Министерство регулирует деятельность хозяйствующих субъектов через выработку нормативных актов, мониторинг и контроль, ведение регистров учета. Также в его функции входит планирование всей экономики в целом, как единого народно-хозяйственного комплекса. Вышестоящий орган — Правительство Российской Федерации, министр экономического развития назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ.

Коротко об истории создания

После образования РСФСР в 1991 году было впервые создано федеральное Министерство экономики, на которое были возложены функции по государственному регулированию хозяйственного развития страны. В советский период этим занимался Госплан. В мае 2000 года оно было переименовано в Минэкономразвития и торговли. Ему были переданы функции по делам СНГ, операции по валютному и экспортному контролю. В 2008 году, торговля была выведена из ведомства (кроме международной). Министерство экономического развития, его задачи и функции определились в том виде, какой сохраняется до сегодняшнего дня.

Первым министром ведомства стал Герман Греф, которого в 2007 году сменила Эльвира Набиуллина, занимавшая до этого пост заместителя министра (рис. 1). С 30 ноября 2016 года его руководитель — Максим Орешкин, бывший заместитель министра финансов.

Рисунок 1. Руководители Министерства с 1991 по 2016 год. В цифрах показано количество дней, в течение которых они занимали этот пост.

Рисунок 1. Руководители Министерства с 1991 по 2016 год. В цифрах показано количество дней, в течение которых они занимали этот пост.

Структура и подведомственные службы

В составе Министерства 29 департаментов, оно регулирует деятельность более 50 направлений экономической жизни (рис. 2).

Рисунок 2. Основные сферы деятельности Минэкономразвития.

Рисунок 2. Основные сферы деятельности Минэкономразвития.

В его компетенцию входят:

  1. Сектор реальной экономики: промышленный, строительный, агрокомплексы и обслуживающие их отрасли. Его субъекты — предприниматели, организации, и их производственно-хозяйственная деятельность.
  2.  Финансовый рынок: банковская, страховая, аудиторская, оценочная, инвестиционная деятельность кредитных и финансовых организаций.
  3. Рынок ценных бумаг: профессиональная предпринимательская деятельность, связанная с акциями, облигациями и другими ценными бумагами. К ней относятся брокерская, дилерская, депозитарная, клиринговая и другие разновидности.

Кроме того, у него в подчинении 4 федеральные агентства, осуществляющие разрешительные и регистрационные функции (рис. 3).

Рисунок 3. Федеральные службы в структуре Министерства экономического развития.

Рисунок 3. Федеральные службы в структуре Министерства экономического развития.

Росимущество:

  • ведет учет государственного недвижимого имущества;
  • организует продажу госсобственности (приватизация);
  • осуществляет права акционера в банках с госучастием;

Росреестр:

  • проводит кадастровую оценку недвижимых объектов;
  • ведет государственный кадастр недвижимости (ГКН);
  • регистрирует права собственности на недвижимые объекты;
  • ведет единый государственный реестр недвижимости (ЕГРП).

Росаккредитация:

  • проводит аккредитацию организаций и ИП, выдает свидетельства;
  • выдает бланки соответствия на продукцию, подлежащую сертификации;
  • ведет реестр выданных деклараций о соответствии продукции.

Роспатент:

  • регистрирует изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и выдает патенты;
  • ведет государственный реестр объектов, на которые зарегистрированы исключительные права.

В ноябре 2016 года Указом Президента из подчинения Минэкономразвития было выведено Федеральное агентство по государственным резервам (Госрезерв). В структуре МЭР оно находилось с 2004 года, а теперь перешло непосредственно в ведение Правительства РФ.

Задачи и деятельность Министерства

Главные задачи Министерства экономического развития:

  • обеспечение стабильности российской экономики,
  • ее устойчивости в долгосрочной перспективе,
  • снижение зависимости от внешней конъюнктуры.

Таким образом, оно призвано выступать главным идеологом всех экономических реформ. В истории России такой период отмечается лишь однажды — во время руководства Германа Грефа, когда ВВП увеличивался на 7,5% в год. Экономисты связывают успех с его эффективной работой в связке с Алексеем Кудриным (Минфин). И в то же время, не стоит забывать, что это был период высоких цен на нефть.

МЭР ежемесячно представляет в Правительство отчет о текущей ситуации в экономике, и данные по состоянию на ноябрь 2016 года выглядят неутешительно (табл. 1). Однако в целом рецессивное падение по отношению к 2015 замедлилось, то есть отмечается положительная динамика ВВП (рис. 3).

Таблица 1. Базовые показатели развития российской экономики в %, по отношению к предыдущему периоду (г/г).
Источник: данные Росстата, Минэкономразвития.

Экономический показатель

Окт. 2015

10 мес. 2015

Окт. 2016

10 мес. 2016

Средняя цена за нефть (доллар/баррель)

46,8

53,6

47,7

40,5

ВВП

– 3,6

– 3,7

0

– 0,7

Инфляция на конец периода

0,7

11,2

0

4,5

Промышленность

– 3,6

– 3,3

0,3

0,3

Сельское хозяйство

7,0

2,7

0,1

2,9

Обрабатывающие отрасли

– 5,9

– 5,3

0,5

– 0,9

Строительство

– 4,9

- 5,1

1,6

– 5,0

Объем услуг населению

– 2,4

– 1,8

– 0,5

– 0,7

Оборот розничной торговли

– 11,3

–9,2

– 0,5

- 0,3

Рисунок 3. Снижение темпов падения ВВП за 2015 – 2016 гг.

Рисунок 3. Снижение темпов падения ВВП за 2015 – 2016 гг.

По мнению многих экономистов за последние годы роль и авторитет МЭР существенно снизились. Развитие экономики всегда требует инвестиций, а начиная с 2012 года, дефицит государственного бюджета ежегодно увеличивается. Соответственно, урезается финансирование многих целевых инвестиционных программ. Стремление Минфина сохранить оставшиеся резервы и макроэкономическую стабильность перевешивает чашу весов за счет снижения темпов экономического роста. Так, при верстке бюджета на 3-летний период Минэкономразвития трижды пересчитывало прогнозные показатели для того, чтобы «загнать» их в рамки выделенного финансирования. На этой почве в течение нескольких последних лет между двумя ведомствами возникает конфронтация.

Новый министр и старые задачи

В ноябре 2016 на должность министра экономического развития назначен Максим Орешкин. Он убежденный сторонник бюджетного правила, и считает, что увеличение инвестиций в экономику само по себе не приводит к росту ВВП. Эксперты прогнозируют два варианта развития событий. Либо на посту министра экономики его позиция изменится, либо МЭР окончательно утратит свои позиции.

Действующий министр экономического развития Максим Орешкин, род.21.07.1982 года.

Действующий министр экономического развития Максим Орешкин, род.21.07.1982 года.

Однако Правительство и Президент, назначая бывшего замминистра финансов руководить экономикой, ожидают от него нового эффективного подхода к решению задач макроэкономического развития. Они перед ним уже поставлены.

  1. Вернуть Министерству главную роль в составлении макроэкономических прогнозов, так как по факту эти вопросы сейчас решают Минфин и ЦБ.
  2. Сосредоточить усилия на поддержке эффективных отраслей промышленности, и сократить инвестиции в убыточные.
  3. Усилить влияние на региональные власти с целью переориентировать их на поддержку предпринимательства.
  4. Создать инструменты активизации торговых представительств за рубежом с целью расширения экспорта, и продвижения российских товаров.
  5. Провести реформирование налоговой системы в ближайшие 2 года.
  6. Прекратить споры с Минфином по поводу федеральных целевых и инвестиционных программ, законодательно оформив последние как инструмент бюджетного механизма.

Каким станет Министерство экономического развития, и как это повлияет на будущее страны — покажет время. Интересно, что не оправдались прогнозы некоторых политиков и экономистов об объединении двух министерств. Такое в истории уже было — недолгий период в 1991 – 1992 годах. Однако многие из них все же считают, что тесная «кооперация» МЭР и Минфина служит началом периода длительного застоя в экономике.