Коротко: Начинать бизнес в нынешних условиях – дело рискованное. Предпринимательскую инициативу подкашивает нестабильность экономики, инфляция, повышающиеся риски вложений во что бы то ни было. Время не располагает к экспериментам с дорогими бизнес-идеями, но можно купить отлаженную франшизу, требующую небольших инвестиций. Какой бизнес выбрать, чтобы не потерять вложения, и действительно получать прибыль?

Подробно

Число россиян, готовых пополнить ряды предпринимателей и вычеркнуться из рядов работников на дядю, растет. Есть спрос – появляются и предложения. Много предложений. По данным Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ), сегодня в стране используется 750–1000 концепций готового бизнеса. Но среди них не только реальные, опробованные бизнес-модели, но и «дутые» франшизы: сырые, необкатанные варианты и псевдопредложения без практики применения.

Лучшие франшизы – те, которые позволят предпринимателю недорого и удачно стартовать, быстро окупить вложения, получать хорошую прибыль от устойчивого бизнеса. Поэтому при сравнении франшиз нужно учесть величину инвестиций и срок окупаемости, рентабельность проекта и прочие экономические характеристики. Но особое внимание эксперты рекомендуют обращать на опыт франчайзера, уровень его поддержки, актуальность предлагаемых технологий, надежность бренда, масштаб сети.

Представляем 7 лучших российских франшиз 2015 года для малого бизнеса из национального реестра РАФ с инвестициями до 2 млн. рублей. Топ составлен по предоставленным франчайзерами данным о проекте: размер сети, год запуска франчайзинговой программы, предположительный срок окупаемости, необходимые вложения (включая паушальный взнос) и т. д. Среди отобранных франшиз – и новички, и бренды с историей, но все они – реальные бизнес-проекты, прошедшие экспертизу специалистов РАФ.

Таблица 1. Топ-7 надежных недорогих франшиз России по итогам 2015 года

Место в рейтинге

Название франшизы

Сфера деятельности

Средняя величина инвестиций, руб.

Срок окупаемости, мес.

Роялти в месяц

Необходимая площадь, кв. м

Собственные/франшизные точки в РФ

Год создания бренда/ запуска франшиз

1

Tea Funny

общепит/ кафе модных напитков

830 000

от 9

4%

4

25/262

2011/2012

2

Tele2

услуги/ мобильная связь

1 000 000

6–12

4%

2–100

0/1200

2003/2003

3

«Кладовая Здоровья»

торговля/ ортопедические товары

1 100 000

от 6

0

10–30

144/41

2001/2008

4

«Даджет»

торговля/ инновационная электроника

1 125 000

10–13

0

6–10

2/15

1998/2015

5

Exo Skelet

услуги/ интерактивные аттракционы

1 350 000

от 6

5%

10,5

2/120

2009/2011

6

«Лаборатория Гемотест»

услуги/ медицинская диагностика

1 500 000

14–36

1,18– 2,36%

50

71/238

2003/2010

7

Студия «Крошка Ру»

услуги/ детские развивающие центры

1 750 000

18–24

13 000– 20 000 руб.

90–110

3/42

2002/2010

1. Кафе модных напитков Tea Funny

  • Вложения: 160 000–1 500 000 руб.
  • Окупаемость: 6–9 мес.
  • Выручка/прибыль в мес.: 550 000/350 000 руб.

Самое выгодное предложение в рейтинге франшиз в России для малого бизнеса. Специализация бизнеса – продажа более 1450 видов bubble tea – напитков, сделанных на базе чая, кофе или молока, с добавлением лопающихся шариков с соком. Десертное меню представлено мороженым, вафлями, йогуртами с тем же «шариковым» топпингом.

Особенности франшизы:

  • проверенная высокорентабельная бизнес-модель от известного бренда с собственным производством на Тайване;
  • сеть из 287 торговых точек на территории РФ и в странах СНГ;
  • обучение персонала, обмен эффективными практиками внутри сети;
  • комплексная поддержка на старте и в процессе работы (техническая, коммерческая, управления ассортиментом);
  • специальное ПО для касс;
  • обязательное следование технологическим картам при приготовлении и ценовой политике франчайзера;
  • ежемесячная отчетность по продажам.

На буме bubble tea в России сегодня зарабатывают многие, открыто более 20 компаний, продающих «пузырьковые» напитки и еду. Самая известная тройка – Bubble Mania, Bubbleology и Tea Funny. Последняя компания развивается стремительно и агрессивно, бренд уже на слуху. Tea Funny – безусловный лидер, догнать которого конкурентам трудно.

2. Салон связи Tele2

  • Вложения: 500 000–1 500 000 руб.
  • Окупаемость: 6–12 мес.
  • Выручка/прибыль в мес.: 650 000/150 000 руб.

Суть бизнеса – продажа мобильных продуктов в формате салона (15–100 кв. м) или мобильного модуля (1–10 кв. м). Сумма инвестиций зависит от выбранного варианта точки и региона, условия гибкие.

Особенности франшизы:

  • работа по агентскому договору с крупнейшим игроком на рынке мобильной связи;
  • короткий срок открытия, компенсация 50% стоимости аренды;
  • поиск помещения, затраты на ремонт, оборудование и IT-обеспечение осуществляются за счет мобильного оператора;
  • подготовка индивидуального бизнес-плана на 5 лет для каждого франчайзи;
  • обучение продукту, маркетинговым и коммуникативным техникам;
  • приоритет для претендентов с опытом работы в ретейле;
  • выполнение планов по

Tele2 развивает свою российскую сеть практически только по франчайзинговому варианту, поэтому предлагает своим партнерам беспрецедентно выгодные условия.

3. Магазин ортопедических товаров «Кладовая Здоровья»

  • Вложения: 550 000–1 650 000 руб.
  • Окупаемость: от 6 мес.
  • Выручка/прибыль в мес.: 700 000 руб./н. д.

Суть франшизы – создание фирменной секции или салона по продаже качественных импортных и отечественных товаров для здоровья, спорта и реабилитации в рамках сети ТД «Атлетика». Эксклюзив от «Кладовых Здоровья» – изготовление индивидуальных ортопедических стелек по технологии CAD/CAM.

Особенности франшизы:

  • надежный бренд от лидера рынка ортопедических товаров;
  • высокая торговая наценка за счет эксклюзивных условий импортных поставок и собственного производства в России;
  • целевая аудитория – все возрастные группы;
  • перспективный растущий рынок, стабильный спрос на товары (узнайте, как рассчитать емкость рынка самостоятельно);
  • постоянная комплексная поддержка от франчайзера;
  • готовые технологии: проработанные бизнес-процессы, фирменные стандарты обслуживания, методики привлечения клиентов, система мотивации персонала, ценовая политика и т. д.

Пять преимуществ бизнеса с «Кладовой здоровья» по данным франчайзера:

4. Магазин инновационной электроники и бытовых товаров «Даджет»

  • Вложения: 650 000–1 600 000 руб.
  • Окупаемость: 10–13 мес.
  • Выручка/прибыль в мес.: н. д./350 000 руб.

«Даджет» специализируется на продаже инновационных устройств, предназначенных не баловства ради, а пользы для. Отсюда и намеренная отстройка от гаджетов. Несмотря на недавний запуск франчайзинговой программы, открытие магазинов с даджетами – перспективное направление: все электронные устройства уникальны, просты, многофункциональны, полезны и могут применяться массово.

Области использования даджетов с примерами:

  • безопасность: датчики движения, видеоняни, тепловизоры для мобильных устройств;
  • авто/мото: контроль давления в шинах, антисон;
  • комфортный дом: детекторы СО2, светобудильники;
  • здоровый образ жизни: фитнес-наборы, нитрат-тестеры;
  • путешествия: весы для багажа, геовозвращатели и др.

Особенности франшизы:

  • бизнес-модель «под ключ»;
  • отсутствие роялти и паушального взноса;
  • высокая торговая наценка, отсутствие сезонности;
  • уникальность товаров, адаптированных под российские реалии;
  • несколько вариантов франшиз: «Столица: миллион», «Столица: 650», «Столица: 700», «Федеральный»;
  • гарантия выкупа оборудования, товарных остатков, депозита по аренде, если бизнес не задался.

В компании «Даджет» прекрасно осознают уязвимость молодости своего бренда. Поэтому предлагают потенциальным франчайзи стажировку в качестве продавца/управляющего своего магазина. Узнать бизнес изнутри? Это самый эффективный способ для принятия правильного решения.

5. Интерактивные аттракционы Exo Skelet

  • Вложения: 1 350 000 руб.
  • Окупаемость: от 6 мес.
  • Выручка/прибыль в мес.: 250 000 руб./н. д.

Exo Skelet – одна из франшизных моделей от Yotto Group. Экзоаттракцион – двухместная платформа с углом вращения 360º – занимает всего 10,5 кв. м площади. Exo Skelet, размещенный в правильном месте, например, в крупном ТРЦ, приносит стабильный доход даже в кризис. С помощью интернет-мониторинга владелец может отслеживать число посещений аттракциона.

Особенности франшизы:

  • отсутствие паушального взноса;
  • гарантийное техобслуживание аттракционов;
  • централизованная рекламная поддержка;
  • разработка для каждого франчайзи индивидуального маркетингового плана;
  • собственная контент-студия, 50% скидки на апгрейд и обновление Exo Game.

Немного цифр. Двухместная платформа рассчитана на 2-х игроков. Максимальное число запусков в час – 7, цена билета – 200 руб. За один день (10 рабочих часов) можно получить 28 000 руб. выручки.

6. Медицинская лабораторная служба «Гемотест»

  • Вложения: 1 000 000 – 2 000 000 руб.
  • Окупаемость: 14–36 мес.
  • Выручка/прибыль в мес.: н. д./н. д.

Франшизы «Гемотест» продаются с 2010 года. За 5 лет партнеры-франчайзи открыли 278 лабораторных пунктов (50 кв. м) и отделений (60–120 кв. м). Предусмотрены три бизнес-модели с разной суммой вложений в зависимости от населения города: менее 50 000, 50 000–250 000, 250 000–500 000 и более 500 000 жителей.

Особенности франшизы:

  • известный бренд;
  • несколько готовых бизнес-моделей, разработанных с учетом специфики российского рынка;
  • гибкая региональная ценовая политика;
  • выручка франчайзи от лабораторных исследований – 36–50%;
  • федеральная маркетинговая поддержка;
  • единая информационная система для всей сети, техподдержка;
  • бесплатные расходные материалы;
  • помощь в получении лицензии, подборе помещения и персонала, постоянное обучение.

В своем сегменте по выручке за 2014 год лаборатории «Гемотест» занимают второе место после «Инвитро». Лидерские позиции последнего объясняются более ранним стартом франчайзинговой программы (в 2005), а также тем, что помимо лабораторной диагностики сеть занимается томо-, рентгено- и другими «графиями». Зато у «Гемотеста» ниже порог входа в бизнес и выгоднее условия по роялти и агентскому вознаграждению.

7. Детская студия «Крошка Ру»

  • Вложения: 1 500 000–2 000 000 руб.
  • Окупаемость: 18–24 мес.
  • Выручка/прибыль в мес.: 300 000 руб./н. д.

Компания франчайзера была основана в Санкт-Петербурге в 2002 году. Детская развивающая студия – один из форматов франшизы от «Крошка Ру», который предназначен для небольших городов или отдельных районов мегаполисов. Студии раннего развития проводят занятия с детьми 1–7 лет и используют в работе 6–8 уникальных обучающих программ.

Особенности франшизы:

  • эксклюзивные программы развития для детей;
  • известный российский бренд;
  • маркетинговая поддержка;
  • готовая бизнес-модель с тщательно проработанными «Стандартами работы» и «Руководством управления»;
  • обучение партнеров и администраторов студий;
  • до 4-х ежемесячных общесетевых веб-конференций;
  • персональный менеджер для каждого партнера;
  • 6 обучающих тематических семинаров в год.

Открытие развивающей студии для детей «Крошка Ру» – это социально значимый проект. Для новых ИП на упрощенной/патентной системе налогообложения, занятых в социальной сфере, во многих российских регионах приняты законы о введении двухгодичных налоговых каникул. Узнайте информацию в своем субъекте РФ.

Примечание редактора
Приводим рейтинг лучших франшиз по версии Фабрика манимейкеров. В свой рейтинг мы включили 5 компаний, к которым было наибольшее обращение нашими посетителями в 2015 г.

Наименование

Вид деятельности

Вложения

Нипочем

Секонд-хенд 

от 75 тыс. руб.

Roils Club

Кофейня

от 157 тыс. руб.

Genetic test

Тестирование способностей путем анализа отпечатков

от 69,9 тыс. руб.

Mr. Stekolli

Студия по изготовлению пленочных витражей

от 33 тыс. руб.

Noxton

Светящиеся материалы

от 190 тыс. руб.