Коротко: Наиболее крупные заводы СССР были представлены высокотехнологичными предприятиями в металлургической (Магнитогорский металлургический комбинат, Ждановский металлургический комбинат, Криворожсталь, Кузнецкий металлургический комбинат), машиностроительной (НКМЗ), автомобилестроительной (АЗЛК, Волжский автозавод) отраслях.



Подробно

«Строй заводы-гиганты», – один из главных девизов периода индустриализации. И действительно, за время правления коммунистов были возведены или модернизированы крупнейшие заводы СССР. Высочайшая технологичность и уровень организации производственных процессов, грамотная политика мотивации персонала помогали добиваться невероятных показателей. Причем, в отличие от целей капиталистических конкурентов, советское производство было ориентировано не на получение прибыли, а на достижение результатов, измеряющихся в натуральном выражении, в том числе человеко-часах, тоннах сырья и материалов при минимизации расходов.

Именно производственные мощности, количество рабочих мест гигантов легли в основу составления списка самых больших заводов СССР, куда вошли металлургические и машиностроительные предприятия. К сожалению, не все из них смогли сохранить свою мощь после перехода на капиталистические рельсы.

Таблица 1. Самые крупные заводы СССР

Название

Вид деятельности

Республика

Магнитогорский металлургический комбинат им. В.И. Ленина

металлургия

РСФСР

Ждановский металлургический комбинат имени Ильича

металлургия

УССР

Металлургический комбинат «Криворожсталь»

металлургия

УССР

Кузнецкий металлургический комбинат

металлургия

РСФСР

АЗЛК

автомобилестроение

РСФСР

НКМЗ

машиностроение

УССР

Волжский автозавод

автомобилестроение

РСФСР

Магнитогорский металлургический комбинат им. В.И. Ленина

Расположение: Россия, Челябинская обл., г. Магнитогорск

Начало строительных работ самого крупного в мире металлургического комбината, как изначально планировалось советскими властями, приходится на 1929 год. В рекордно короткие сроки состоялось рождение Магнитки: в 1932 г. была запущена первая доменная печь.

На запланированные мощности в 2,15 млн тонн чугуна, 1,92 млн тонн стали и 1,64 млн тонн проката комбинат вышел к концу 30-х годов.

Фото 1. Магнитка в послевоенные годы

Фото 1. Магнитка в послевоенные годы

Выпускаемая продукция: прокат, чугун, сталь, агломерат, ферросплавы

По состоянию на 1991 г. степень износа производственных мощностей составил 89%

Таблица 1. Динамика выпуска продукции ММК в годы СССР и после приватизации. Источник: официальный сайт ММК

Год

Стали, млн т

Проката, млн т

1974

15

12

1989

16

 

1996

 

5,8

2016

12,544

11,325

Современное название: ОАО «ММК», приватизировано в 1992 г.

Кадровая политика: 18 600 человек

Сегодня является высокорентабельным предприятием полного металлургического цикла, входящим в список 20 самых крупных сталелитейных комбинатов мира.

Ждановский металлургический комбинат имени Ильича

Расположение: Украина, Донецкая обл., Мариуполь

Запуск в 1897 г. трубного цеха Никополь-Мариупольского горно-металлургического общества считается днем рождения комбината Ильича. Второе рождение приходится на послевоенные годы, когда было восстановлено 70% мощностей после возвращения отправленного в эвакуацию на заводы Урала и Сибири оборудования.

Фото 2. Доменные печи комбината Ильича

Фото 2. Доменные печи комбината Ильича

В период с 1954 по 1969 г.:

  • Количество доменных печей увеличивается до 5 единиц.
  • Вводится в эксплуатацию мартеновский цех с наибольшими печами в мире.
  • Строится самая крупная аглофабрика в Европе.

Именно здесь проходят эксперименты инженеров по отработке технологии непрерывного литья.

Таб. 2 Производственные мощности ОАО «ММК имени Ильича». Источник: сайт Метивест

Наименование

Стали

Агломерата

Чугуна

Проката

млн т/год

6,1

12

4,3

5

Современное название: ОАО «ММК имени Ильича», приватизировано в 2000 г.

По состоянию на 2004 г. на комбинате трудилось 95 000 человек.

Ряд реорганизаций, смен собственников привели к сокращению численности до 17 904 человек в 2016 г.

Металлургический комбинат «Криворожсталь»

Расположение: Украина, Днепропетровская обл., г. Кривой Рог

Первая доменная печь завода была запущена в 1934 г. 4 августа, что и стало отправной точкой истории развития одного из крупнейших гигантов СССР. Во время войны часть оборудования была эвакуирована в Нижний Тагил, сам же завод полностью разрушен немцами.

Полностью восстановлен и расширен в послевоенные годы. Причем с 1956 г. новые мощности вводятся в эксплуатацию ежегодно.

В 1974 г. запущена 9 доменная печь, которая была самой крупной в мире.

Крупнейший производитель стального проката на Украине. Специализировался на производстве арматуры, катанки, чугуна, стали, сортового и фасонного проката.

Фото 3. Криворожсталь времен СССР

Фото 3. Криворожсталь времен СССР

Современное название: ПАО "Арселор Миттал Кривой Рог", приватизировано в 2004 г., реприватизировано 2005 г.

Таблица 3. Выпуск продукции в 2015 г. Источник: сайт Арселлор Митал

Наименование

Стали

Чугуна

Проката

млн т/год

6,3

6,5

5,3

В 2005 году на предприятии трудилось 52 000 человек. К концу 2014 года численность составила 28 625 человек.

Сегодня комбинат представляет собой металлургическое предприятие полного цикла, так как к нему были присоединены коксохимическое производство и горно-обогатительный комбинат.

Кузнецкий металлургический комбинат

Расположение: Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк

Строительство гиганта продолжалось с 1929 по 1932 г. Но из-за неприспособленности технологий к погодным условиям на полную мощность вышел только в 1936 г.

Структура предприятия включала коксохимическое, доменное, мартеновское, прокатное и электросталеплавильное производство. Резервная металлургическая база Союза оказалась очень востребованной во время войны, но не смогла пережить сотрясений экономики 90-х.

Фото 4. КМК в военные годы

Фото 4. КМК в военные годы

В 1996–1997 гг. численность комбината составляла 32488 человека. Но постоянно сменяющиеся управляющие компании привели к глубокому кризису, в результате чего в 2001 г. предприятие было ликвидировано.

На его площадях создано более десятка разнопрофильных организаций. Главным правопреемником производственных мощностей стал Новокузнецкий металлургический комбинат, основанный в 2003 г.

Основной продукцией стал выпуск железнодорожных рельсов. Доменное, литейное производство полностью ликвидировано, а коксовые батареи законсервированы.

АЗЛК

Расположение: Россия, г. Москва

Строительство завода происходило в 1929–1930 гг. с привлечением специалистов FORD. Именно со сборки Фордов и начинается история предприятия.

В дальнейшем гигант автомобилестроительной промышленности выпускает в разные годы:

  • автомобили ГАЗ;
  • малолитражные машины КИМ;
  • легковые авто «Москвич».

Мощности завода были рассчитаны на выпуск 10 000 единиц автомобилей в год.

Фото 5. Цех АЗЛК: конвейер

Фото 5. Цех АЗЛК: конвейер

В лучшие времена численность работающих достигала 25 000 человек.

Выпуск продукции прекращен в 2001 г. Формальная ликвидация произошла в 2010 г.

НКМЗ

Месторасположение: Украина, Донецкая обл., г. Краматорск

Завод строился в 1929–1931 гг. для обеспечения металлургических предприятий оборудованием. Официальный пуск состоялся в 1934 г. Кроме выпуска основной продукции, машиностроительный гигант был ориентирован на выполнение оборонных заказов.

Во время войны был полностью уничтожен. Но уже в 1944 г. была выпущена первая послевоенная машина, и предприятие стало получать госзаказы, в том числе на экспортные поставки.

Фото 6. Вид сверху на основные цеха НКМЗ

Фото 6. Вид сверху на основные цеха НКМЗ

Современное название: ЧАО «НКМЗ», приватизировано в 1990 г.

Сегодня НКМЗ — крупнейшее в стране и в мире предприятие тяжёлого машиностроения, специализирующееся на выпуске:

  • металлургического и прокатного оборудования;
  • горнорудных машин;
  • кузнечно-прессового и энергетического оборудования;
  • подъёмно-транспортных машин;
  • специальных машин;
  • выполнении отдельных заказов.

На момент приватизации в 1990 г. на градообразующем заводе трудилось 30 000 человек. По состоянию на 2013 г. численность сократилась до 11500 работников.

Волжский автозавод

Строительство крупного автомобилестроительного завода было начато в Тольятти в 1966 г.

Первые кузова и непосредственно автомобили ВАЗ-2101 сошли с конвейера в 1970 г.

Фото 7. Конвейер сборочного цеха в Тольятти

Фото 7. Конвейер сборочного цеха в Тольятти

Таблица 4. Производственные мощности автогиганта

Год

1971

1977

2012

Автомобилей /год

220 000

660 000

900 000

Материал в тему: Производство автомобилей в СССР и современной России.

Современное название: ПАО «АвтоВАЗ»

Пережив непростые времена 90-х, предприятие не смогло преодолеть финансовые трудности кризиса 2008–2009 гг. В результате численность работников была сокращена с 100 000 человек до 43 516 человек в 2016 г.

Несмотря на государственные субсидии, изменение политики руководства, предприятие находится в предбанкротном состоянии.