Вычислять коэффициент нужно для оценки скорости превращения оборотных средств в деньги. Он тесно связан с эффективностью управления сбытом на предприятии: рост показателя в динамике характеризует увеличение продаж и прибыли. Для расчета показателя потребуются данные о выручке и среднегодовой стоимости основных средств.

Насколько эффективно используются оборотные средства? Есть ли недостаток в активах? Существуют ли проблемы с деньгами, которые находятся в обороте?

Что такое оборотные средства?

Это оборотные фонды, которые участвуют в процессе производства и сбыта продукции. Они обеспечивают процесс обмена денег на сырье, сырья на продукцию, продукции – на деньги.

Оборотные средства – это стоимость всех предметов труда, задействованных в производственном процессе. Они меняют свою форму (с натуральной на денежную) и входят в себестоимость продукции.

В стоимость этого показателя закладывается:

  • Расходы на материалы, сырье.
  • Затраты на создание, хранение и реализацию продукции.
  • Деньги, полученные от продаж.

Оборотные средства есть на каждом предприятии, они нужны для организации бесперебойной работы компании. Их недостаток способен привести к простою производства из-за невозможности закупки сырья, выплаты заработной платы персоналу, уплаты налогов, коммунальных платежей. Дефицит негативно отражается на текущих процессах и дальнейшем развитии предприятия, может образоваться кассовый разрыв (недостаток денег для финансирования предстоящих расходов). 

При недостаточном количестве собственных оборотных средств предприятие привлекает заемные деньги (кредиты, ссуды, займы, отсрочки по выплатам в бюджет).

Больше информации по теме можно получить из видео:

Оценка эффективности использования оборотных средств

Для оценки эффективности управления оборотными средствами и существует коэффициент оборачиваемости оборотных средств (КООС). Он определяет число оборотов, за которое сырье успевает превратиться в деньги. Рассчитывается за любой период – месяц, квартал, год.

КООС указывает на то, сколько раз средства оборачиваются за определенный период, с какой скоростью.

Формула для расчета:

  • В – выручка;
  • ΔОC – средняя сумма оборотных средств.

ΔОА рассчитывается по формуле:

  • ОCНП – оборотные активы на начало периода;
  • ОCКП – оборотные активы на конец периода.

Для расчета КООС можно использовать данные бухгалтерского баланса. Формула в этом случае будет такой:

  • Стр. 2010 – значение строки 2010 из формы 2.
  • Стр. 1200 НГ – значение строки 1200 на начало года (форма 1).
  • Стр. 1200 КГ – значение строки 1200 на конец года (форма 1).

Расчет КООС на примере

Для удобства расчета коэффициента оборачиваемости оборотных средств можно использовать таблицу Excel (скачать пример).

Таблица 1. Расчет КООС

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

Выручка

982 576

423 870

3 626 561

3 886 723

5 737 265

ОCНП

425 137

16 365

81 436

545 267

76 657

ОCКП

16 365

81 436

545 267

76 657

761 534

КООС

1,11

2,17

2,89

3,12

3,42

Выводы по таблице. В 2014 году упали показатели выручки и объемы основных средств, но несмотря на это, КООС вырос на 1,06. Это значит, что количество оборотов за год увеличилось. Далее, с 2014 года, – рост по всем показателям. Следовательно, предприятие с каждым годом всё более эффективно работает.

Рис. 1. Динамика КООС

Рис. 1. Динамика КООС

Нормальное значение показателя

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств всегда принимает положительное значение, но оно может быть любым – всё зависит от отрасли и конкретного предприятия. У КООС нет какого-то норматива, по которому можно оценивать, что 1 или 100 – этого много или мало. У каждой компании будут свои результаты. И чтобы понять текущую экономическую ситуацию, их нужно сравнивать со значениями за прошлые годы и среднеотраслевым показателем. Особый интерес будут представлять прямые конкуренты. Если наблюдается рост (как в примере выше) – это положительный знак. Снижение – повод задуматься над организацией процесса производства/продаж. Поэтому надо стремиться к увеличению коэффициента.

Важно! На изменение КООС могут влиять не только внутренние, но и внешние факторы (изменения в налоговом законодательстве, санкционная политика государства, падение во всей отрасли, сокращение господдержки и т. д.).

Таблица 2. Значение роста и снижения показателя

Рост

Снижение

Рост прибыли

Падение спроса

Рост объемов продаж

Рост долгов

Более эффективно используются ресурсы

Неэффективное управление

Улучшение технологического процесса

Существенные изменения на предприятии (изменение направления работы, сокращение штата и т. д.)

Повысить значение показателя можно несколькими способами:

  • Сократить размеры задолженности предприятия.
  • Уменьшить срок оборота сырья/товаров.
  • Стимулировать спрос.
  • Сократить затраты на производство.
  • Укрепить имидж компании среди клиентов.
  • Обновить материально-техническую базу, внедрить новые технологии.
  • Повысить качество предоставляемых услуг, реализуемых товаров.
  • Сократить запасы.
  • Инициировать кадровые перестановки.

Также важно анализировать показатель с другими экономическими показателями (коэффициентом ликвидности, оборачиваемости активов и т. д.). Данные нужно брать для аналогичных отрезков времени.

Отслеживание КООС помогает вовремя заметить угрожающую работе компании ситуацию и вовремя скорректировать управленческие решения, ведь чем быстрее будут оборачиваться средства, тем скорее будут окупаться затраты предприятия. Замедление оборачиваемости приводит к росту потребности в оборотных средствах.