Коротко: Коэффициент охвата – относительный финансовый показатель, на базе которого можно адекватно оценить динамику объема выпуска компании. На его базе можно оценить, как меняется доля бизнеса на рынке конкретного продукта в разрезе страны. Он полезен владельцам фирм, антимонопольным органам, региональным властям. Единого нормального значения индикатора не существует – оно зависит от специфики бизнеса и отрасли.



Подробно

На определенной стадии развития, когда компания уже устоялась на рынке, а ее бренд стал узнаваемым и востребованным, ее владельцам важно оценить, какую долю в общем объеме производства по стране занимает ее продукт. При этом важно знать, растет она или сокращается: это позволяет дать оценку развитию бизнеса, а также определить степень активности новых и старых конкурентов.

Коэффициент охвата (Коэффициент охвата производств – Кохв) – это относительный финансовый показатель, который позволяет определить, какую долю занимает продукция компании или группы фирм в совокупном объеме производства по стране.

Справка! Показатель Кохв используют не только собственники бизнеса для определения его доли в совокупном объеме производства по стране, но также:

  • региональные власти для определения локализации и специализации отдельных территорий страны;
  • антимонопольные органы для выявления лидеров отрасли и своевременного пресечения монополистических и олигополистических тенденций.

Коэффициент охвата в динамике показывает компании ее развитие, а также наглядно демонстрирует результат вложений в ее расширение. Обычно владельцы бизнеса рассчитывают его вместе с определением рентабельности производства и коэффициентом покрытия инвестиций.

Формула расчета коэффициента охвата

Коэффициент охвата выступает тем финансовым показателем, для определения которого важны не только сведения об объеме производства предприятия за год, но и статистические данные о величине выпуска продукта по стране в целом.

Важный момент! Рассчитывать показатель можно двояко: использовать сведения о совокупном объеме производства конкретного продукта отечественными производителями или брать данные о суммарной величине продаж продукта отечественными и иностранными производителями.

В общем виде формула расчета коэффициента выглядит так:

Кохв = ОПК/ОПС * 100%, где:

ОПК – объем производства продукта компанией за период (месяц, год, квартал);

ОПС – объем производства продукта по стране за период (месяц, год, квартал).

Важный момент! Кохв рассчитывается не по общему объему выпуска компании, а по отдельным товарам, работам, услугам. Объем производства можно выражать в натуральных единицах или рублях.

Индикатор можно рассчитывать как в процентах (с умножением на 100%), так и в долях.

Нормальное значение показателя

Единого общепризнанного значения индикатора охвата производств не существует: его анализируют отдельно для каждого субъекта национальной экономики и притом – в динамике. Тем не менее, существуют общие правила его оценки:

  • если индикатор растет, то для владельцев компании — это сигнал о развитии и продуктивности инвестирования; для антимонопольных органов – повод начать наблюдение за деятельностью фирмы;
  • если показатель падает, то вложения в бизнес могут рассматриваться как малоэффективные, на рынке могут быть выявлены новые конкуренты.

Важный момент! Иногда падение Кохв означает увеличение всего рынка в целом с появлением новых участников, что не связано с ухудшением финансового состояния компании. Оттого анализировать показатель изолировано не имеет смысла.

Примеры расчета показателя

Чтобы понять порядок расчета и анализа коэффициента охвата, стоит рассмотреть два примера его определения на основе сведений о величине выпуска российских компаний:

  • ООО «Юг Руси – Золотая семечка»;
  • ПАО «Лукойл».
Таблица 1. Определение Кохв для ООО «Юг Руси – Золотая семечка», млрд руб.

 

2015

2016

2017

Объем производства фирмой

440

556

662

Объем выпуска товара по стране

1290

1180

1340

Коэффициент охвата производства

34,11

47,12

49,40

Вывод! Кохв для компании «Юг Руси – золотая семечка» в 2015-2017 гг. увеличивается, следовательно, доля компании на рынке страны растет. Такое положение дел свидетельствует о развитии компании и ее активной экспансии в секторе производства растительного масла.

Проведенные расчеты позволяют установить, что положение общества «Юг Руси – Золотая семечка» устойчиво: фирма ныне является одним из лидеров отрасли производства растительного масла, который вывозит свою продукцию за пределы России. При любом состоянии макроэкономической среды ООО продолжает свою экспансию в отрасли.

Таблица 2. Определение Кохв для ПАО «Лукойл», млрд руб.

 

2015

2016

2017

Объем производства фирмой

320

331

340

Объем выпуска товара по стране

3210

3590

3780

Коэффициент охвата производства

9,97

9,22

8,99

Вывод! Для ПАО «Лукойл» индикатор охвата сокращается: на рынке идет острая конкурентная борьбы, он подвержен влиянию кризисных процессов, появляются новые участники. На фоне активного роста объема производства в отрасли рост выпуска в корпорации «Лукойл» увеличивается менее активными темпами.

На примере ПАО «Лукойл» видно, что рост объема выпуска – абсолютный финансовый показатель, который не может сформировать адекватного представления о развитии компании. Так, наращивание производства и продаж ГСМ корпорацией по темпам существенно уступает приросту в отрасли в целом.

Детальный алгоритм расчета коэффициента охвата можно проследить в образце, составленном на базе табличного редактора Excel.