Коротко: Краткое руководство из 5 этапов о том, как правильно организовать свой бизнес в условиях современных постсанкционных и кризисных условиях в России. Грамотная система позволит избежать ошибок и дополнительных трат, с ними связанных. В конце материала тебя ждет небольшое мотивирующее бизнес-видео.

Подробно

Вы определились с направлением своего бизнеса, составили бизнес-план, нашли подходящее помещение, знаете, где будете покупать необходимое вам оборудование, казалось бы, все готово. Но, это не совсем так, ведь теперь нужно преодолеть все юридические преграды и облачить свой бизнес в реальную форму, а вернее, пройти все этапы регистрации.

Этап 1

Этот этап можно назвать подготовительным или предварительным, но не советуем от этого расслабляться, а наоборот, уделите ему особое внимание. Дело в том, что от вашего внимания именно на предварительном этапе зависит во многом и успешность будущего дела.

На данной стадии перед вами стоит задача по выбору организационной формы вашего будущего бизнеса и формы налогообложения. Давайте в каждом из этих моментов разберем и обозначим его ключевые аспекты.

Организационная форма – это правовое положение субъекта хозяйственной деятельности и выбор им способа использования имущества.

Для структур малого бизнеса наиболее целесообразными для выбора формами собственности являются ИП или же ООО. Обо всех преимуществах, особенностях и недостатках каждой из форм вы можете узнать из статьи: что лучше открыть ИП или ООО.

Делая этот выбор, вы должны четко соизмерить его с поставленными задачами и целями бизнеса, не забывая и о перспективах его развития. Также нужно непременно сопоставить при выборе и ваш вид предпринимательской деятельности, а именно, какая из представленных организационных форм с ним более созвучна и является наиболее выгодной. На этом этапе процесс плавно перетекает в выбор и формы налогообложения. Ведь критерий выгодности или эффективности тесно взаимосвязан с избранной формой налогообложения. К вашему выбору представлены следующие формы налогообложения:

Первый важный момент: Избирать форму налогообложения нужно на предварительном этапе не только потому, что это один из ключевых моментов в ведении предпринимательской деятельности, но и есть определенные законодательные ограничения. Не предусмотрев их на предварительном этапе, исправить положение, вы сможете только спустя достаточно длительное время или же не сможете вовсе. Речь здесь идет о таких формах налогообложения, как Патент и УСН. Применять форму налогообложения в виде Патента могут только лишь ИП, для ООО законодательством такая возможность не предусмотрена. А если вы решили остановиться на УСН, то заявить об этом следует не позднее 5 дней, прошедших с момента регистрации бизнеса. Согласитесь, что сроки достаточно сжатые и их легко пропустить. Если так и случится, то перейти на УСН вы сможете лишь со следующего календарного года.

Второй важный момент: Необходимо произвести анализ наиболее вероятных к выбору форм налогообложения по критерию эффективности, определяемому, как наименьшая налоговая нагрузка. Вы можете воспользоваться для этого уже проведенными нами сравнительными анализами налоговых систем для различных видов бизнеса, размещенными в разделе «Налоги».

Этап 2

Двигаемся дальше: для того, чтобы организовать свой бизнес действительно грамотно надо пройти процесс государственной регистрации. Регистрационным органом является ИНФС, расположенная по месту нахождения вашего ООО или же ИП. Все координаты своей налоговой инспекции вы можете найти на сайте ФНС.

Суть данного этапа заключается в подготовке и предоставлении в регистрирующий орган необходимого комплекта документов. О том, какие именно документы следует собрать и все шаги, которые нужно преодолеть при обращении в налоговую вы узнаете в статьях:

Хотелось бы сказать о том, что законодательством вам предоставлено право выбора способа предоставления документов на регистрацию:

  1. Личная подача или через представителя по доверенности.
  2. Используя сервис «Электронные услуги».
  3. По почте в форме ценного отправления с описью всех вложенных документов.

Если вы выполнили все требования законодательства, то документы о регистрации бизнеса вы получите не позднее прошествия 5 рабочих дней, после подачи регистрационного пакета.

Важный момент: Одним из этапов регистрационных действий является указание видов планируемой деятельности в соответствии с ОКВЭД. Здесь мы вам рекомендуем мыслить масштабнее и указывать виды деятельности, которые могут хоть как-то, пусть и косвенно, соприкасаться с вашим бизнесом или же могут понадобиться даже для проведения разовых операций. Дело в том, что если этот момент не предусмотреть, то это может в будущем стать препятствием для какой-либо сделки или операции. Чтобы их устранить, придется вносить изменения в регистрационные (уставные) документы. Поэтому попробуйте посмотреть в будущее и учтите коды, необходимые для осуществления самых распространенных хозяйственных операций (аренда, прокат, смежные направления для вашего вида деятельности и т.д.).

Этап 3

Вы получили на руки регистрационные документы, теперь нужно обозначить свое присутствие и во внебюджетных фондах (ПФР и ФСС) и в Росстате. От вас на данной стадии требуется просто проконтролировать, чтобы ИФНС отправила все данные о вас в указанные органы и получить на руки уведомления о постановке на учет в них и письмо из статистики о присвоении кодов.

Повышенное внимание в этом вопросе надо проявить ИП, поскольку ввиду особенностей его правового статуса, ему, возможно, потребуется пройти регистрацию в пенсионном фонде дважды. В первом случае, как ИП (плательщика фиксированных) взносов его зарегистрируют на основе полученных данных из налоговой. А вот, если ИП привлекает наемных работников, то ему надо зарегистрироваться еще раз. В фонде социального страхования ИП, если он не нанимает работников, регистрация не нужна, если же идет все-таки речь о приеме сотрудников, то зарегистрироваться необходимо и сделать это также нужно самостоятельно.

Обо всех тонкостях данной стадии регистрации бизнеса вы можете узнать из статей:

По срокам данный процесс выглядит следующим образом: сведения налоговая инспекция о зарегистрированном субъекте направить должна в течение 5 рабочих дней, после их получения ФСС, ПФР и Росстат опять же в течение 5 рабочих дней должны вас у себя зарегистрировать и подготовить уведомления и письмо с кодами.

Всю контактную информацию своих отделений ПФР, ФСС и Росстата вы сможете найти на их официальных сайтах.

Этап 4

Все регистрационные процедуры пройдены, теперь пришло время заказывать печать. Для ООО этот этап обязательный, поскольку предусмотрена такая обязанность ФЗ №14 от 08.02.1998 г. (статьей 2 пунктом 5). Для ИП же заказ печати не обязателен и законодательством не предусмотрен, но и не запрещен. Обычно печать заказывают ИП, которые планируют сотрудничать с ЮЛ.

Требования, предъявляемые к печати ООО и содержащейся на ней информации, указанным законом:

  • Круглая форма (диаметр от 38 и до 42 мм);
  • Полное фирменное наименование на русском языке;
  • Юридический адрес;
  • По своему желанию ООО может разместить на печати: фирменный знак, наименование на иностранном языке, ИНН и ОГРН.

Исходя из сложившейся практики, если ИП заказывает печать, то там отражается следующая информация:

  • Форма собственности «Индивидуальный предприниматель»;
  • ФИО ИП (полностью);
  • Адрес регистрации;
  • ИНН и ОГРН.

Заказать печать вы сможете у организации или ИП, имеющих разрешение на изготовление круглых печатей. Для размещения заказа вам понадобится представить требуемые документы.

Список для ИП:

  • Заявление (по образцу изготовителя);
  • ИНН (копия заверенная);
  • ОГРН (копия заверенная);
  • Иметь при себе паспорт для подтверждения личности и оригиналы ИНН и ОГРН.

Список для ООО:

  • Заявление (по образцу изготовителя);
  • ИНН (копия заверенная);
  • ОГРН (копия заверенная);
  • Копия документа, подтверждающая полномочия руководителя (приказ или протокол собрания учредителей или же выписка ЕГРЮЛ);
  • Иметь при себе паспорт для подтверждения личности и оригиналы ИНН и ОГРН.

Сроки изготовления печати устанавливаются по согласованию с исполнителем этой процедуры, но обычно варьируются от одного часа и до пяти рабочих дней.

Этап 5

И завершающая процедура – это открытие расчетного счета. Опять же для ООО – это обязательная процедура, предусмотренная ФЗ №14 от 08.02.1998 г. (статьей 2 пунктом 4). ИП могут отрыть расчетный счет, если существует такая потребность.

Обо всех шагах и требуемых для этого документов, вы узнаете из статей:

Важный момент: Вы обязаны сообщить об открытии расчетного счета в налоговую, а также в фонды пенсионного и социального страхования.

Обязанность о сообщении в налоговый орган об открытии расчетного счета закреплена в статье 23 НК РФ (подпункте 1 пункте 2). Сделать это надо не позднее, чем пройдет 7 дней (рабочих) с момента его открытия. Отсчет начинается со следующего дня после открытия счета (подписания договора с банком). Сообщение имеет установленную форму.

В случае нарушения этого правила на вас будет наложен штраф в соответствии со 118 статьей НК РФ (пункт 1) – 5000 рублей, а также в размере 1 000 – 2 000 рублей на должностное лицо в соответствии с положениями статьи 15.4 КоАП.

В соответствии с положениями ФЗ №212 (статья 28 пункт 3) уведомить пенсионный фонд и фонд социального страхования необходимо также не позднее, чем пройдет 7 дней (рабочих) с момента открытия расчетного счета. Отсчет начинается со следующего дня после его открытия (подписания договора с банком). Сообщение не имеет установленную форму, обычно региональные отделения предоставляют свой образец.

В случае нарушения этого правила на вас будет наложен штраф на должностное лицо в соответствии с положениями статьи 15.33 КоАП в размере 1 000 – 2 000 рублей.

Вот, собственно, и все. Теперь в ваших руках подробнейшее руководство по организации своего бизнеса, самое время приступать к активным действиям.

Важно: Рекомендуем ознакомиться  с современным способом  ведения налогового учета для предпринимателей работающих  в малом бизнесе, а именно с онлайн-сервисом  "Мое дело"

Видео