Коротко: Иван Таврин считается настоящей акулой в мире медиаканалов. Начав с карьеры простого скупщика региональных телерадиостанций, он быстро поднялся до вершин Олимпа этой сферы. Именно он купил долю Дурова «ВКонтакте» и возглавил «Мегафон».

Подробно

Иван Таврин стал настоящим медиамагнатом, не имея профильного образования в выбранной им для бизнеса области. Сегодня его состояние достигает 500 млн долларов, но это не предел для амбициозного и талантливого предпринимателя.

  • ФИО: Таврин Иван Владимирович
  • Дата рождения: 1.11.1976
  • Образование: МГИМО МИД РФ, международно-правовой факультет
  • Дата начала предпринимательской деятельности / возраст: 1996 год / 20 лет
  • Вид деятельности при старте: рекламное агенство «Констракт»
  • Текущий вид деятельности: предприниматель, медиамилллионер, генеральный директор «Мегафон»
  • Текущее состояние: 500 млн долларов, по версии Forbes на 2017 год
  • Страница в соцсетях: https://vk.com/ivantavrinofficial

Сегодня никто не будет оспаривать силу воздействия СМИ. Предприимчивые владельцы таких ресурсов отлично понимают, какие внушительные суммы прибыли можно получить с подобной собственности. История успеха Таврина Ивана Владимировича давно стала объектом восхищения и копирования – не зря же этого человека называют уникальным медиа-менеджером российской телеиндустрии.

О биографических данных

На запрос об Иване Владимировиче Таврине поисковики выдают такие результаты: уроженец Москвы, появился на свет 1 ноября 1976 года, по национальности – русский. Любопытный факт из биографии: склонности к будущей предпринимательской деятельности у нашего героя формировались еще в детстве – взять хотя бы те книги, которые стали настольными: это была знаменитая история про Фрэнка Каупервуда, написанная Теодором Драйзером.

Вдохновившись образом, Ваня еще в школьные годы стал пробовать зарабатывать свои первые наличные – торговал на Арбате куклами-матрешками и дефицитными джинсами. А после школы он поступает на международно-правовой факультет МГИМО МИД РФ и одновременно работает в рекламном агентстве, набираясь опыта. После получения образования в 1997 году наш герой сразу же с головой окунулся в предпринимательство.

Опыт работы в рекламе

Первые месяцы самостоятельного предпринимательства можно было назвать свободным плаванием – Иван постоянно что-нибудь продавал (покупал товар в одном районе, а в другом продавал с накруткой). Не забывал он и про рекламу, разыскивая потенциальных рекламодателей для агентств.

Фото 1. У Ивана Таврина всегда было чутье на правильные бизнес-решения

Фото 1. У Ивана Таврина всегда было чутье на правильные бизнес-решения

В 1996 году Таврин «созрел» для самостоятельной деятельности – первым предприятием стало собственное рекламное агентство «Констракт», открытое совместно с другом Сергеем Власовым. Ребята получили первый большой контракт (предоставленный южнокорейской корпорацией Lotte), и работа закипела. Иван очень ответственно отнёсся к работе, лично проверяя ночами, везде ли нанесена реклама.

В период работы в рекламном агентстве Иван параллельно заводил и необходимые связи с руководителями многих телестанций. Он сделал еще один смелый по тем временам шаг – начал активизироваться в регионах (большинство рекламных компаний не покидало столицу). А в 1997 году было принято решение и вовсе продолжать работать на региональном рынке – Москва осталась партнером. Но Власов только выиграл от этого нестандартного подхода.

Новый игрок на телевещательном рынке

Всего за какие-то 3 года работы доходы «Констракт Регион» превысили 10 млн долларов. И во многом это было потому, что и сам Таврин, и всё его агентство были 24 часа в сутки нацелены на успех и конкурентную борьбу. Однако благодаря знакомству с генеральным директором ТВ3 Тимом Макдональдом, Иван решил поменять схему действия и начать скупать региональные телеканалы по примеру РЕН-ТВ и СТС. А ТВ3 обещали поставлять качественный контент.

На это время на российском рынке были сотни независимых телестанций. Именно на них и нацелилось новое предприятие героя – в 2001 году он на прибыль от своего рекламного агентства создает РМГ («Региональную Медиа Группу»).

Фото 2. Мы готовы заплатить вам, сколько просите – под таким лозунгом проводилась скупка региональных телерадиокомпаний

Фото 2. Мы готовы заплатить вам, сколько просите – под таким лозунгом проводилась скупка региональных телерадиокомпаний

Каким образом развивалась дальнейшая деятельность медиакомпании? Владельцам телерадиостанций в провинции рассылалось письмо о заинтересованности в покупке организации. Не всем – выбирались именно те, которые технически были в хорошем состоянии, а финансово ситуация, напротив, совсем не радовала. Первая подобная покупка произошла в Казани. При этом РМГ для совершения сделок вполне хватало доходов от «Констракт региона».

Другой вопрос: как Таврину удалось обойти таких серьезных конкурентов, как ТНТ, РЕН-ТВ и СТС? Он всегда приезжал с полным пакетом документов и деньгами, соглашаясь на те условия, которые уже предлагали конкуренты.

Дальше – больше: в 2006 году ТВ3 предлагает Таврину обменять приобретенные активы на 10%-ную долю акций (8 млн долларов за 8 телекомпаний). Он занимает пост президента телеканала. Однако управленческим планам помешала покупка полного пакета акций «Профмедиа» за 500 млн долларов. Свое согласие Потанин дал через несколько дней, а сам Иван сразу же из обычного скупщика стал мультимиллионером (его доля стоила 55 млн – это на 400% больше вложенных денег) и после этого покинул компанию.

Дальнейшее развитие

Таврин решил инвестировать всё это богатство в скупку телерадиорынка – именно для этой цели совместно с другими партнерами и был создан холдинг «Медиа-1».

2007 год ознаменовался созданием компании «Выбери Радио». К 2009 году в неё вошло 56 региональных радиостанций в 18 городах.

Политикой «Медиа-1» стало настойчивое предложение, которое включало в себя премию-переплату (конечно же, продуманную и возвращающуюся впоследствии). И опять он опережал конкурентов.

Интересны высказывания одного из представителей СТС Сергея Петрова: «Мы очень часто проигрывали Таврину потому, что сначала должны были провести аудит, по его результатам собрать совещание с инвестиционным комитетом и так далее». А Таврин говорил продавцу: «Я принесу деньги уже завтра».

Иван просто не любил проигрывать. Однако создателю медиахолдинга пришлось научиться это делать.

Мастер-класс от Таврина: как разобраться с неудачей

В 2009 году произошла такая ситуация: «Медиа-1» уже включала в себя 30 региональных телерадиовещательных станций, и Иван Таврин задумал создать совместное с Walt Disney Co предприятие. Впечатляет общая сумма – 233 млн долларов за 49% акций в будущей организации. Но планам не удалось сбыться: ФАС ответила отказом, объяснив запрет не афишируемым акционным соглашением на покупку иностранцами российских медиаканалов.

Проект планировался полностью аполитичный, но его всё равно не разрешили. Пошли разговоры о том, что авторитетные люди из властных структур были недовольны, что к представителям Диснея пришел «парень с улицы», а не их человек. Официальным обоснованием было то, что Disney, якобы, предоставил неполноценную документацию, однако это было неправдой.

Будучи невероятно работоспособным человеком, Таврин быстро нашел выход – он связался с Алишером Усмановым, предложив ему новую схему, по которой могут работать их каналы:

  1. Создание общей сети, что позволит охватить большее количество зрителей.
  2. Повысить доходность.

В результате была создана новая компания – «ЮТВ-холдинг». 50%-ная доля в нем принадлежала 7ТВ (Таврину и его команде). Усманову понравился молодой и настойчивый бизнесмен, который «по полочкам» расписал, что делать, чтобы не терять деньги. Сделка состоялась в августе 2009 года. Подобная консолидация резко увеличила охват зрителей.

Алишер Усманов в интервью Forbes так и заявил: ««Мое первое впечатление о Таврине было хорошее, но в дальнейшем оно стало еще лучше».

Опыт работы на ЮТВ

На посту гендиректора «ЮТВ-холдинг» Иван стал нещадно закручивать гайки, но подобные меры были просто необходимы для завершения года без убытков. В итоге офисы переехали из Останкино на Варшавское шоссе, сокращены сотни сотрудников и установлены многочисленные лимиты для топ-персонала. Зато 2010 год принес прибыль в 2,6 млрд долларов.

Но Таврин мечтал о реванше в истории с Disney – теперь он предложил им 49%-ную долю 7ТВ. На этот раз ФАС пропустило сделку, однако накануне её объявления Таврина, Усманова и Роберта Айгера (исполнительного директора Walt Disney) ждала 10-минутная встреча с… Владимиром Путиным. В итоге 31 декабря 2011 года 7ТВ начинает вещать под брендом Disney, а Таврин положил в карман 300 млн долларов за проданную долю.

Фото 3. Перед аудиенцией у В. Путина

Фото 3. Перед аудиенцией у В. Путина

Полный успех

Последние достижения укрепили позиции Таврина в усмановской команде:

  1. Январь 2012 года — Иван получил назначение председателя совета директоров ЮТВ.
  2. В апреле этого же года он стал генеральным директором компании «Мегафон».
  3. Также Усманов ввел Ивана в советы директоров компаний Mail.ru Group и «Телекоминвест».
  4. Уже в июне 2012 года Таврин возглавляет совет директоров другого холдинга – «Коммерсантъ».
Фото 4. Молодой и амбициозный генеральный директор «Мегафона».

Фото 4. Молодой и амбициозный генеральный директор «Мегафона».

Особенно нелегко Ивану далось решение быть наемным (хоть и топовым) работником «Мегафона». Однако от такого шанса он отказаться не смог, тем более что не каждому дано прийти к подобному успеху в 35 лет. Как и быть доверенным партнером знаменитого российского миллиардера. Важными достижениями Таврина на этом посту стал вывод акций предприятия на фондовую биржу Лондона.

На отечественном рынке «Мегафон» закрепился в звании лучшего оператора. Он же является собственником Mail.Ru Group – одного из семи лидеров российских интернет-компаний.

Усманов уверен в младшем партнере: Таврин развивает дело, учитывая новые медийные технологии и тенденции рекламного рынка. Только он и сможет выстроить правильное взаимодействие с другими входящими в группу активами.

История с Павлом Дуровым

В декабре 2013 года состоялась еще одна нашумевшая сделка – стало известно, что Павел Дуров, основатель соцсети «ВКонтакте», продал её Ивану Таврину. И это значит, что фактически все управление соцсетью перешло к Усманову (тем более что позже состоялась реальная продажа). Представители последнего отказались комментировать подобные вопросы, назвав их «коммерческой тайной». Достоверных данных о точной сумме нет: цифры колеблются в районе 3-4 млрд долларов.

Фото 5. Павел Дуров воздержался от комментариев о продаже ВКонтакте

Фото 5. Павел Дуров воздержался от комментариев о продаже ВКонтакте

Новым владельцем было сделано заявление, что «ВКонтакте» усиливает бизнес-направление. Также большое внимание с этих пор уделяется работе с инвесторами.

Сведения о величине богатства

Эксперт по слияниям и поглощениям медиа-активов Иван Таврин за 13 лет из обычного совладельца рекламного агентства превратился в одного из самых богатых российских бизнесменов. Понятное дело, что это не могло остаться без внимания Forbes. Сегодня он занимает 199-е место в списке двухсот богатейших бизнесменов РФ. Состояние нашего героя на сентябрь 2017 года составляет 500 млн долларов.

Также Иван Таврин является акционером USM Holdings (с долей в 3%) – компании, объединяющей активы из горнорудной промышленности (это Байкальская горная компания и «Металлоинвест») и телекоммуникаций (всё тот же «Мегафон»).

Таблица 1. Изменение состояния И. Таврина, по данным Форбс за период 2011-2017 гг.

Год

Место в рейтинге богатых бизнесменов России

Состояние в млн долларов

2012

188

500

2013

200

500

2014

170

600

2015

197

400

2016

194

400

2017

199

500

Графически это выглядит так:

Рис. 1 Динамика состояния И. Таврина, по данным Форбс за период 2011-2017 гг.

Рис. 1 Динамика состояния И. Таврина, по данным Форбс за период 2011-2017 гг.

Личная жизнь

Очень долгое время не удавалось узнать, женат Иван Таврин или всё-таки у потенциальных невест есть хоть какой-нибудь шанс. Но его, к счастью, нет – наш герой давно и успешно женат. Просто он предпочитает не афишировать свою личную жизнь.

Фото 6. На женатый статус Таврина указывает только его обручальное кольцо

Фото 6. На женатый статус Таврина указывает только его обручальное кольцо

Также непонятна информация и о детях. Бизнесмен предпочитает не откровенничать на эту тему. Возможно, существуют и они, просто высший уровень конспирации не позволит узнать об этом всем любопытным.

Уникальность истории успеха Ивана Таврина заключается в том, что он никогда не был профильным телевизионщиком, не знал «кухню» изнутри (как, например, можно сказать о редакторах или продюсерах). Тем не менее нашему герою помогало замечательное чутье, которое и сделало его профессиональным менеджером и образцом для подражания.

Его заслуги отмечены важной наградой – наш герой является лауреатом национальной премии в области медиабизнеса «Медиа-менеджер России – 2009», получив её в специальной номинации «За эффективный вывод на рынок крупнейшей в России группы региональных телерадиостанций». И, как правильно кажется, это будет не последним признанием Ивана Таврина за его труды.