Ван Вэй – один из самых загадочных миллиардеров из Китая. Он буквально локтями растолкал не только своих соотечественников-нуворишей, но и самых богатых мира сего. В 2017 году размер его капиталов за несколько дней увеличился в 5 раз и достиг планки в 27,5 млрд $, что дало возможность владельцу курьерской службы занять 25 место в глобальном рейтинге Forbes. Но даже после такого трюка Wang Wei не стал публичной личностью и отказывается говорить о своих успехах в бизнесе.

Досье:

  • ФИО: Ван Вэй (Wang Wei).
  • Дата рождения: 1971 год.
  • Образование: средняя школа.
  • Дата начала предпринимательской деятельности/возраст: 1993 год/22 года.
  • Вид деятельности при старте: курьерская служба.
  • Текущий вид деятельности: руководитель и учредитель логистической компании S.F. Express.
  • Текущее состояние: 17,1 млрд $, по версии Forbes на июль 2018 года.

Среди самых богатых людей мира тяжело найти более скрытного, таинственного бизнесмена, чем Ван Вэй – основателя самой крупной логистической компании КНР S.F. Express. Он не рассказывает о своих успехах в бизнесе, не дает интервью, скрывает от общественности информацию о своей жене, семье, увлечениях, не сорит деньгами и остается загадкой не только для конкурентов, но даже для потенциальных инвесторов.

Интересный факт! Ради информации о жизни и работе Ван Вэя гонконгский журнал Next пошел на неординарный шаг – внедрил в качестве курьера в фирму миллиардера своего репортера. Но даже таким способом не удалось добиться желаемых результатов.

Частные инвесторы ради встречи с владельцем курьерской конторы готовы были платить посредникам 500 тысяч юаней и идти на непопулярные шаги в виде объединения с конкурентами.

Но Ван Вэя интересовал только собственный бизнес. Причем не в плане получения сверхприбыли, а как возможность воплотить свою мечту в жизнь. Некоторые аспекты краткой биографии Ван Вэй раскрыл только в 2011 году в своем единственном интервью.

Рис. 1. Король экспересс-доставки. Источник: cdni.rt.com

Рис. 1. Король экспересс-доставки.
Источник: cdni.rt.com

Вплоть до 2013 года его бизнес оставался лакомым куском для инвесторов и желающих войти в долю. И только ради расширения компании предприниматель решился расстаться с 25% акций S.F. Express. А публичное размещение 3% акций на бирже в феврале 2017 года увеличило их стоимость в разы.

Накануне торгов предприимчивый китаец  выплатил сотрудникам корпорации щедрые бонусы. И практически каждый из них посчитал  большой удачей и своим долгом потратить премию на приобретение акций компании. Как сообщало агентство Bloomberg, для участия в торгах было открыто более 20 000 аккаунтов.

По закону рынка, стоимость акций стремительно выросла. А сам Ван Вэй, как владелец 60% корпорации, стал обладателем 27,6 млрд $ и третьим по размеру капитала человеком в Китае. Не смог он опередить только Ван Цзяньлиня – китайского короля недвижимости и Джека Ма – владельца Alibaba.

К сожалению, удержаться на пьедестале нуворишей Поднебесной предпринимателю не удалось.

По информации Forbes, состояние Ван Вэя на июль 2018 года уменьшилось до 17,1 млрд $, что в реальном времени соответствует 71 месту между индийским миллиардером Лакшми Митталл и  предприимчивой американкой Эбигейл Джонсон.

Развернутая динамика изменения состояния Ван Вэя в таблице.

Таб.1. Ван Вэй в рейтинге Форбс, 2015–2018 гг.
Источник: Forbes

Год

Состояние, млрд $

2015

4,7

2016

22,3

2017

27,6

2018

18,2

Июль 2018

17,1

Наглядно невероятные скачки отображены на графике.

График 1. Динамика изменения капиталов Ван Вэя в 2015–2018 гг. Источник: Forbes

График 1. Динамика изменения капиталов Ван Вэя в 2015–2018 гг.
Источник: Forbes

Не менее интересен анализ взлетов и падений оценочной стоимости активов предпринимателя в краткосрочном периоде. На протяжении последних 12 месяцев чистая стоимость взлетала выше 22 млрд $ и падала до 14 млрд $.

График 2. Динамика оценки чистой стоимости активов Ван Вэя за последний год. Источник: журнал Блюмберг

График 2. Динамика оценки чистой стоимости активов Ван Вэя за последний год.
Источник: журнал Блюмберг

Создание курьерской службы

Родился Ван Вэй в довольно интеллигентной семье в Шанхае в 1971 году. Его отец работал в военно-воздушных силах переводчиком русского языка, а мама преподавала в местном университете.

Но маленькому Вану не суждено было пойти по стопам родителей – семья перебралась жить в Гонконг, где мальчик получил лишь поверхностное среднее образование. Он был вынужден сразу после окончания школы искать работу, а не думать об образовании. Благо, Вану не пришлось скитаться по улицам или подрабатывать грузчиком. Место для него нашлось на печатной фабрике дяди.

Именно здесь парень столкнулся с проблемой доставки товаров на материковый  Китай, что натолкнуло его на мысль о создании курьерской службы. Идея заключалась в заработке на доставке дешевых товаров первой необходимости из Гонконга, которые реализовались в Китае с приличной накруткой.

Для воплощения идеи в жизнь Ван Вэй занял у отца 100 000 гонконгских долларов (приблизительно 13 тыс. $) и зарегистрировал в провинции Гуандун компанию S.F. Express.

Рис. 2. Логотип S.F. Express. Источник: nixmoney.com

Рис. 2. Логотип S.F. Express.
Источник: nixmoney.com

Шел 1993 год – на тот момент начинающему предпринимателю исполнилось только 22 года. Но почувствовать себя «боссом» у Вана не получилось – средств хватило только на покупку фургона и оплату труда 5 курьеров. Поэтому владелец бизнеса стал плечом к плечу с наемным персоналом и отправился покорять карьерную лестницу курьера, точнее, с рюкзаком за плечами контрабандой доставлять товары из Гонконга.

Борьба за рынок

Но даже такое скромное начало не смогло затормозить активного развития бизнеса Ван Вэя.

Боясь экономических реформ и политики открытости, объявленных в Гонконге Дэн Сяопином, многие владельцы фабрик и заводов поспешили перевести производство на материковую часть страны. Причем новым местом большинство выбирало провинцию Гуандон, граничащую с Гонконгом.

Рис. 3. Отделение S.F. Express. Источник: paper-media

Рис. 3. Отделение S.F. Express.
Источник: paper-media

Потребность в товарах из Гонконга осталась, но на почтовую доставку распространялась государственная монополия. То есть, фактически частный бизнес, связанный с курьерской доставкой, был под официальным запретом. Но это не остановило ни Ван Вэя, ни других предпринимателей, которые смогли оценить перспективность направления.

«Мы занимались «черной доставкой». Если нас поймали, неизвестно, обошлось бы все только штрафами», – высказывание Ван Вэя.

Практически 16 лет бизнесмен доставлял посылки нелегально. Но даже это не сдерживало конкуренцию – заработать на «черной доставке» было достаточно.

Чтобы выиграть войну с конкурентами, Ван Вэй снижает стоимость доставки посылки до 40 юаней, тогда как другие службы просили – 70 юаней. Другим немаловажным фактором, стимулирующим быстрое развитие бизнеса, стала франчайзи-стратегия. Филиалы открывались по всей провинции Гуандон, а позже и по всей КНР.

По состоянию на 1997 год, компания Ван Вэя практически монополизировала «черный рынок доставки» между Гонконгом и провинцией Гуандон.

Возвращение Гонконга в состав Китая привело к ускоренному росту рынка, а капиталы основателя S.F. Express достигло цифры с 6 нулями. Мультимиллионер Ван Вэй решил, что может заслуженно наслаждаться успехом, и отошел от дел.

Однако бизнес без ежедневного руководства начал рушиться: поступали жалобы от клиентов, а франчайзи стали выстраивать свои сети в обход головной компании. Поэтому в 1999 году Ван Вэй вынужден был не только вернуться в компанию, но и полностью сменить стратегию бизнеса.

Его целью стало объединение всех дочерних компаний под единое управление, что привело некоторых партнеров в негодование. Ван Вэю начали поступать угрозы, в том числе и от преступных группировок, что вынудило предпринимателя обзавестись собственной охраной.

В ногу со временем

С 2002 года компания S.F. Express полностью отказалась от стратегии франчайзинга. Мало того, управление филиалами и отделами больше схоже с диктатурой – никакой свободы, нарушения правил, задержки и даже собственное мнение в компании не допускается.

Рис. 4. В компании S.F. Express  трудятся миллионы сотрудников. Источник: сайт png.cmtt.space

Рис. 4. В компании S.F. Express трудятся миллионы сотрудников.
Источник: сайт png.cmtt.space

Начиная с 2003 года, Ван Вэй расширяет не только географию доставки, но и ее виды. Заняться доставкой почты авиацией предпринимателя побудила эпидемия атипичной пневмонии, которая создала значительные проблемы официальным авиаперевозчикам. Воспользовавшись ситуацией, Ван зафрахтовал 5 самолетов, чтобы доставлять свои грузы.

Но в 2009 году принимает решение не арендовать борта, а открыть собственную авиакомпанию. Таковой становится фирма S.F. Airlines – дочернее предприятие S.F. Express. На 2018 год в компании насчитывается 36 собственных самолетов.

Рис. 5. Самолет компании S.F. Airlines. Источник: paper-media

Рис. 5. Самолет компании S.F. Airlines.
Источник: paper-media

Успехи онлайн-торговли, в частности компаний Alibaba и Tencent, открывали новые возможности для коммерческих перевозчиков. Но от них требовались скорость и качество доставки. Именно на эти ключевые моменты и сделал ставку Ван Вэй.

Но ограниченность бизнеса только границами Китая приводила к потере большинства заказов. Поэтому следующим стратегическим шагом стала международная экспансия.

Выход на мировой рынок

С 2007 года Ван Вей начинает воплощать в жизнь стратегию мировой интеграции компании:

  • 2007 г. – выход на рынки Тайвани;
  • 2011 г. – открывает дочерние компании в Японии;
  • 2012 г. – завоевание рынков США;
  • 2014 г. – начало сотрудничества с Россией и Австралией;
  • 2016 г. – начало работы на рынках Украины.

Везде компании Ван Вэя заключают договора с местными перевозчиками, что позволяет в разы улучшить качество обслуживания и увеличить скорость доставки.

Справка! Максимальный срок доставки товаров из Китая – 15 дней.

Электронная коммерция

Кроме основного вида деятельности, Ван Вэй начал развитие и новых направлений. Особенно интересна электронная коммерция.

Через сайт sfbest.com реализуются напитки премиум-класса и продукты питания. Причем производителями товара являются партнеры компании, а S.F. Express берет на себя только услуги экспресс-доставки.

Второе направление – это доставка товаров из США для китайских онлайн-покупателей. Для этого целенаправленно была открыта фирма SF Buy.

И одно из крупнейших направлений – это сочетание онлайн и офлайн торговли. В магазинах Heike, которых в Китае насчитывается более 500 точек, представлены фото товаров с QR-кодами. С полным перечнем продукции клиент может познакомиться в каталоге, который представлен в электронном варианте. Клиенту достаточно выбрать товар, отсканировать QR-код и подтвердить заказ. Доставка осуществляется на следующий день.

S.F. Express зарабатывает на рекламных сборах и комиссиях, которые выплачивают партнеры, чей товар представлен в каталогах.

Рис. 6. Магазин Heike. Источник: соцсети

Рис. 6. Магазин Heike.
Источник: соцсети

Компания имеет свою платежную систему – SF Pay. Кроме оплаты товаров и доставки, через нее можно осуществлять оплату стандартных счетов, перевод денег.

Бизнес Ван Вэя сегодня

На сегодня бизнес Ван Вэя ориентирован на работу с:

  • обычными частными покупателями:
  • бизнес-клиентами;
  • покупателями через электронные площадки.

И все же основным источником дохода остаются услуги экспресс-доставки, из которых:

  • 10% приходится на доставку продукции Alibaba Group;
  • 70–80% – доход курьерских услуг для бизнеса.

Совершенно недавно появилась новая услуга доставки товаров в труднодоступные и горные регионы дронами.

Сегодня парк компании насчитывает 30 000 автомобилей и 12 670 точек обслуживания по всему миру, количество сотрудников – более 340 тыс. человек.

Рис. 8. Автопарк S.F. Express. Источник: соцсети

Рис. 8. Автопарк S.F. Express.
Источник: соцсети

В планах Ван Вэя – расширение собственного авиапарка до 100 самолетов к 2020 году, увеличение количества магазинов Heike до 4 000 единиц.

Успехи в бизнесе Ван Вэя связаны не столько с неординарными подходами и инновациями, сколько с невероятной популярностью китайских товаров. Именно расширение онлайн-торговли и многочисленные заказы стали тем самым фундаментом, на котором предприимчивый «курьер» смог построить компанию по экспресс-доставке с мировым именем.

И пусть его планы звучат слишком амбициозно. Ван Вэю и его команде под силу их реализовать. Ведь смог же простой курьер стать «королем курьерской службы», сколотить состояние не на высоких технологиях и онлайн-продажах и даже подняться на пьедестал самых богатых людей Китая.