Сергей Петров – человек необычный: летчик испытатель, в одночасье лишившийся всего, начавший жизнь заново, получил торговое образование и создал компанию, известную как крупнейший российский автодилер. Его нестандартные решения позволили выстроить успешный бизнес и войти в «Золотую сотню России»

Справочная информация:

  • ФИО: Петров Сергей Анатольевич;
  • Дата рождения: 16 августа 1954 г.;
  • Образование: высшее авиационное училище, Московский институт торговли;
  • Дата начала предпринимательской деятельности /возраст: 28 лет;
  • Вид деятельности при старте: продажа автомобилей;
  • Текущий вид деятельности: бенефициар семейного трастового фонда The SAP Family Trust;
  • Текущее состояние: 950 миллионов долларов по версии Forbes – 2017.

Петров Сергей Анатольевич – имя этого члена «Золотой сотни» России, с нуля построившего бизнес, основателя ГК «РОЛЬФ», одного из крупнейших автодилеров России, известно многим. Будучи миллиардером в 2007, был избран депутатом Государственной думы от «Справедливой России» и вошел в комитет по бюджету и налогам, а осенью 2015 решил, что в Госдуму больше не пойдет.

Он не публичный человек. По его же словам, рассказывать о себе он не любит и о личной жизни почти не распространяется.

Оттого и биография Сергея Петрова такая краткая. Максимум, что о нем можно прочесть, как о человеке, – дата и место рождения, а еще то, что отец его был военным, а мама – врачом, что он женат и имеет двух взрослых сыновей, один из которых сегодня является единственным бенефициаром ГК «РОЛЬФ». Еще он катается на горных лыжах и велосипеде, а для души собирает модели кораблей времен Русско-японской войны. Депутатская работа заставляет быть на виду, так что этот период в жизни нашего героя можно назвать богатым на интервью и журналистские исследования. Именно благодаря им стало возможным узнать, какой была история успеха Сергея Петрова – человека, известного нестандартными решениями, создавшего лидера российского автомобильного рынка.

Родился… учился… женился…

Создатель первого диверсифицированного бизнеса в автомобильной индустрии России Сергей Петров родился в Оренбурге 16 августа 1954 года.

О его детских годах почти ничего не известно – только слова друга детства Володи Козлова.

«Играл в дворовой хоккей, футбол, пристенок, салки, лапту, …».

После окончания школы в 1971 Сергей поступает в Оренбургское высшее военное краснознаменное авиационное училище летчиков им. И. С. Полбина. Сам он считает, что вмешался случай: становиться военным он не собирался, а должен был стать врачом, как и мама. Таким был негласный семейный уговор. И в тот день он шел сдавать документы в мединститут, но по пути встретил приятеля, и планы изменились. Тем более что авиационное училище от мединститута находилось всего в 800 метрах. Истребители показались привлекательнее медицины.

Мама была не в восторге, зато папа, бывший выпускник училища, – весьма доволен.

Летчик всегда относился к особой касте, только им Сергей себя никогда не чувствовал.

«Был свой в доску пацан, компанейский, ни с кем не враждовал, всегда в трудную минуту приходил на помощь».

В 1975 году закончил Оренбургскую летку, получив квалификацию офицера с военной специальностью «Летчик-инженер, инструктор».

Рис. 1. Молодой летчик Сергей Петров и не предполагал, что в будущем станет успешным бизнесменом

Рис. 1. Молодой летчик Сергей Петров и не предполагал, что в будущем станет успешным бизнесменом

Переучившись на самолеты-истребители, он продолжил службу в училище летчиком-инструктором, а в соревнованиях на лучшего стрелка был победителем. Уже в 26 лет, намного раньше, чем у большинства его товарищей, у него были погоны майора. Его военная карьера могла быть успешной, но ей было суждено стремительно закончиться. И случилось это в 1982 году.

Судьба диссидента

Как так получилось, что советский летчик участвовал в организации антикоммунистического кружка?

В начале 1990-х критиковалось все и вся, и вызов властям мог быть брошен почти безнаказанно. Советское же правосудие времен Брежнева и Андропова расправлялось с инакомыслящими быстро и жестоко.

Еще 12-тилетним подростком Сергей задавался вопросом, почему люди говорят одно, а думают другое, но верил: взрослые знают, что делают.

Когда эта мысль посетила его снова в 14 лет, он стал читать «правильные» книги. Размышления привели к осознанию, что миллиард людей на планете живут по совсем другим правилам, система ценностей у них иная, и не верить им нет основания. Но окружающие взрослые, кажется, совсем об этом не задумываются.

Критическое мышление, заложенное в него от природы, не позволяло жить во лжи, тем более что находились единомышленники, и сам он уже был не молодым юношей, а офицером.

«Мы ждали событий вроде польских: забастовок, протестов. И никого не было, кто бы мог объяснить, что происходит с экономикой. Все понимали, что она абсолютно неэффективна, нет товаров, никакие обещания коммунизма не реализуются».

Молодые люди из разных городов, объединившись в кружок, вели разговоры о стране и порядках в ней, некоторые даже сочиняли и печатали листовки, готовили курсы по экономике, истории для подготовки «среднего менеджмента» в расчете, что когда-то все должно рухнуть, и понадобятся люди для нового строительства. Сергею же хватило одних разговоров, чтобы началась слежка за ним и его молодой женой. Его задержали. Допрос Петрова проводил лично начальник куйбышевской контрразведки Александр Данько.

Генерал меня спрашивал: «Ты чего хочешь, майор? Делать демократию, как в Америке? И ты за это в тюрьму готов пойти? Я тебя на ближайший завод отведу и скажу рабочим: “Он хочет, чтобы у нас было, как в Америке”. Да этот народ порвет тебя на части».

Не Сергей принимал решение об увольнении из ВВС. Его выкинули оттуда, исключили из Компартии Советского Союза за антисоветскую пропаганду и участие в тайных демократических организациях. Отец говорил: «Тебе партия все дала, как ты мог?».

О карьере летчика и академии можно было забыть. На его личном деле появилась «100», выведенная красными чернилами, что означало «Нежелателен к приему».

Поворотный момент в жизни

С армией пришлось распрощаться, а чуть позже – с «Волгой», что была куплена на пилотские сбережения.

Работы в Оренбурге для него не было. С женой Ириной и годовалым сыном они перебираются в Москву. Единственное, что он умел, – летать на истребителях. И это казалось отставному майору главной проблемой.

Но были и преимущества, и главное из них – молодость. Еще можно было все начать сначала, что он и сделал. В 1987 году получил диплом Московского института торговли заочного отделения по специальности «Экономика торговли». И те, кто считает, что Сергей, будучи профессиональным советским летчиком, подумывал о бизнесе, ошибаются. Все гораздо проще: для успешного офицера ВВС, 28-милетнего майора, в одночасье лишенного перспектив и работы, это стало вызовом судьбе.

В любой престижный ВУЗ диссиденту дорога заказана. Куда в те годы могли пойти те, кому не суждено было стать моряком или космонавтом? Только в торговый – последнее дело для настоящего мужчины, но все же гражданская специальность.

Он учился заочно и одновременно работал в стройтресте «Мосинжстрой» (1982-1989).

Кстати, торговое образование укрепило Сергея в убеждении, что рано или поздно социалистическая экономика уйдет «под лед». И это свершилось – он при первой же возможности задумался о частном предпринимательстве.

На автомобили выбор пал случайно. Никакой любви к машинам – лишь видение перспективы, тем более что в 1989 году приятель попросил его помочь организовать автопрокатную компанию.

Формула простая: хочешь заработать денег – купи что-то и перепродай. Только найди продукт, который на рынке можно предложить за хорошие деньги. Нет ничего на примете? Иди в подмастерья. Так поступил и Сергей: он пошел заместителем директора в «Розек-Кар». В съемном помещении с пятью телефонами для приема заказов и сотней иномарок пару лет он набирался опыта. Сначала они обслуживали автомобили, а со временем организовали цивилизованную продажу.

И работа была достойной, и оплата труда, но личности Сергея Петрова масштаба не хватало, не доставало и перспектив. Активный и дальновидный, он должен был строить собственный бизнес, тем более что в стране уже появились «первопроходцы» – первые олигархи России.

«Многие из них сколотили собственное состояние еще в советское время, когда нормального бизнеса не было и в помине, и у большинства «отцов первоначального капитала» не было ни гроша за душой. И среди них Артем Тарасов – первый советский миллионер, Герман Стерлигов, известный сегодня как миллионер-отшельник».

А учиться и получать новые знания, по его же словам, Сергей продолжал непрерывно. Зачем изобретать велосипед, когда можно подсмотреть? Ориентир на высокие западные стандарты заставлял учиться, что и делал Сергей Петров: Австрия в 1990-ом, лекции дважды в месяц от Хироши Харунари из Mitsubishi, лучший европейский дистрибьютор Mitsubishi Motors в Норвегии и другие учителя.

Его приверженность идее демократического будущего не позволила оставаться в стороне, когда была предпринята попытка государственного переворота (ПУТЧ, год 1991). Петров с тысячами других провел на баррикадах вокруг Белого Дома.

Сам себе голова: РОЛЬФ

Начинающий бизнесмен совсем не хотел заниматься неэффективным производством. Значит, необходимо было найти качественный продукт с Запада, нужный людям, и научиться распространять его.

«Свой бизнес я начал в 1991 практически с нуля, став собственником небольшой автоторговой компании».

«Mitsubishi Corporation» была в числе его клиентов в автопрокатной фирме, к тому же другие марки авто уже оказались заняты. А от этих Сергей получил кредит без залога – 40 «Лансеров», еще один кредит пришлось взять, чтобы приобрести оборудование для сервисного обслуживания автомобилей. Так Сергей Петров начал продвигать в России новую автомобильную марку.

С «Mitsubishi», о которой никто почти не знал, и начался процветающий сегодня бизнес.

Рис. 2. Участник «Рождественской гонки» «Формулы «За рулем» 2008 года, капитан команды «Рольф», представляющий Mitsubishi, Сергей Петров

Рис. 2. Участник «Рождественской гонки» «Формулы «За рулем» 2008 года, капитан команды «Рольф», представляющий Mitsubishi, Сергей Петров

Заниматься пришлось всем: самому садиться за руль, работая водителем и внимательно следя, чтобы пассажирами не оказались будущие зарубежные партнеры. Машины сдавали в прокат и продавали. Дела шли неплохо, так что кредиты были отданы не за 8, как требовалось, а за 6 месяцев. Обратившись за новым кредитом, Сергей был удивлен и даже обижен ответом нынешнего вице-президента Mitsubishi Motors Хироши Харунари:

«Вам больше сейчас не надо. То, что вы сейчас зарабатываете, это как раз то, что вы умеете. Если сейчас вам много дать, вы испортите и компанию, и характер».

Много позже бизнесмен понял, что это мудрые слова. Через полгода «Рольф Ко» уже был официальным дилером известного бренда. «Рольф» стал первой компанией в России, организовавшей продажи автомобилей в лизинг, через trade in и с трехлетней гарантией.

В 1994 году состоялось открытие первого автосалона компании Сергея Петрова. В 1998 – эксклюзивный дистрибьютор Mitsubishi в европейской части России, а в 2003-м – во всей стране.

 «Коли Питерские» и «Васи Гималайские»

Не избежал он и появления парней в «адидасах», претендующих на роль «крыши». Ситуации случались всякие, и даже опасные, но в конечном итоге разбираться приходилось самому. Милиция с бандитами не связывалась, отправляла в ФСБ, где возможностей, по мнению милицейских властей, было побольше. Оказывалось, что и этих рук недостает. Объясняться приходилось самому.

Петрову повезло: в конечном итоге бритоголовые качки от компании отстали. Кто знает – может, рассчитывали, что вернутся, когда бизнес будет раскручен получше. А вернуться не вышло – времена изменились.

Команда Рольфа

Владелец ГК «РОЛЬФ» Сергей Петров всегда считал себя командным игроком. Для него важно доверие людей, которые трудятся с ним рядом.

Все усилия команды должны быть направлены на решение единой цели, разделяя при этом общие ценности. Людей в свою команду он собирал азартных, интересующихся, горящих, испытывающих тягу и желание работать, а их национальностью интересовался меньше всего. Главный вопрос, который он всегда задавал будущему претенденту: «Чего ты хочешь добиться через три года, пять лет?»

Один из таких парней — британец Мэтт Доннелли. Именно ему в 2004 году Петров доверил пост президента группы компаний. С ним началась вторая эпоха в развитии компании, «годы Доннелей». «РОЛЬФ» по-прежнему занимал лидирующую позицию на рынке дистрибуции зарубежных автомобилей, был импортером №1 в России.

Еще один такой парень – Ник Ховкинс, которому было доверено возглавлять «РОЛЬФ» в период 2007-2010 гг.

«Мотивируют не деньги, а ответственность, которую человек готов на себя принять, и цель, которую хочет достичь».

Те, кто любит только деньги, работают на сиюминутный результат, не видя долгосрочной стратегии, в его команде не задерживаются. Самостоятельная категория людей – рольфовцев, отличная школа.

«Мы воспитали много людей, которые сейчас работают в разных компаниях, но они восприняли некоторые наши ключевые ценности. Наиболее прибыльный бизнес – это честный бизнес».

Кризизы

В кризис 1998 года, когда рубль упал в 4 раза, «Ральф» мог позволить себе сознательно снизить цены на Mitsubishi и продавать импортные авто себе в убыток. Импорт, продажи и сервис были сосредоточены в наших руках. Сервисное обслуживание в любом случае позволяло получать кое-какую прибыль.

Объемы продаж компании даже не пострадали. Сергей говорил, что того кризиса они не заметили. Несмотря на то, что почти наполовину упал спрос в целом по рынку и на 30% сократился сервис, компания все же заняла в этом пространстве свою нишу.

Компания и долги отдавала, тем более что желающих подобрать под себя столь специфический бизнес не наблюдалось. Она взялась за расширение портфеля, что позволяло не настолько сильно зависеть от единственного бренда.

После поездки в Корею, где Сергей своими глазами наблюдал, как Hyundai подходит к вопросам обеспечения качества своей продукции, как любой из 800 сотрудников отдела качества вправе был даже остановить конвейер, в портфеле компании «Рольф» появился Hyundai. Затем открываются первые дилерские центры Audi и Ford.

Петров ушел в политику, оставив после себя молодых управленцев, жадных до бонусов, пожинающих плоды побед крепкой состоявшейся компании. Изменения в группе привели к тому, что «РОЛЬФ» становился все более бюрократичным, менее эффективным и недостаточно гибким, чтобы встретить мировой кризис 2008 года. Слишком поздно управляющий состав осознал глубину кризиса и его масштаб. Более сообразительные конкуренты разобрали все контракты, реализовали мероприятия по снижению себестоимости услуг.

Бизнес Петрова все же пережил кризис – правда, продав корпорации Mitsubishi 40% компании.

Впервые после 2004 года, когда ему пришлось дистанцироваться от оперативного управления бизнесом и сосредоточить усилия на выработке стратегий группы и общении с государственными структурами, Петров вернулся в бизнес и взял управление в свои руки в 2010. Компанию ждали массовая смена топ-менеджмента и быстрое возрождение.

Рис. 3. На форуме «Россия 2012»

Рис. 3. На форуме «Россия 2012»

Сегодня ГК «ROLF», которой владеет теперь уже младший сын Сергея – Александр Петров, продолжает расширяться, создавая новые дилерские центры (Skoda, Lexus, BMW, Land Rover) и обеспечивая российского автолюбителя моделями известных мировых брендов.

«Пока из двадцатки самых продаваемых марок «Рольфу» не хватает двух главных – LADA и KIA. С АВТОВАЗом «Рольф» обсуждал возможное сотрудничество, но сейчас переговоров не ведет» (новости Автостата).

Она остается подконтрольной трасту, действующего в интересах семьи ее основателя Сергея Петрова, бенефициарами которого являются Сергей и Ирина Петровы.

Миллиардер в политике

С 2004 года он принял решение отходить от руководства своей компании и остался только председателем правления группы.

«Задолго до решения идти в Думу мои акции были переданы кипрским трастам».

Рис. 4. Сергей Петров – президент

Рис. 4. Сергей Петров – президент "Рольф", Леонид Рошаль – глава комиссии по медицине общественной палаты РФ на открытии нового делового сезона РБК-ТВ 2006 года

В сентябре 2007 Сергей Петров был избран депутатом Госдумы от партии «Справедливая Россия». Он решил, что должен изменить остановку в стране, направив энергию и силы на улучшение условий ведения бизнеса в России.

«Не нефть и не газ главное богатство страны, а предприимчивые люди. Нет другого локомотива».

СМИ отметили несколько основных моментов, сделавших имя политика Петрова нарицательным.

  1. Несоответствие доходов, выявленное в ходе одной из проверок депутатов Госдумы.
  2. Активное участие в жизни собственного бизнеса в то время, как в Госдуме он говорит про справедливость, бюджет и налоги.
  3. На его машинах ездит немало оппозиционеров.
  4. Включение его в рейтинг «20 самых богатых семей Госдумы» с совокупным доходом семьи в 649 млн рублей на третью позицию стало поводом для «расследования» блогера Виктора Леванова.

При этом депутат «справедливоросс» Петров замечен в неоднократных случаях голосования по многим резонансным законопроектам против большинства:

  • «закон Димы Яковлева»,
  • президентский закон о нацгвардии,
  • резонансные ограничительные инициативы об интернете.
Рис. 5. Среди известных персон, с которыми доводилось встречаться депутату Сергею Петрову, была и Маргарет Тэтчер в 2010.

Рис. 5. Среди известных персон, с которыми доводилось встречаться депутату Сергею Петрову, была и Маргарет Тэтчер в 2010.

Он с четырьмя однопартийцами внес законопроект, запрещающий исполнительной власти, в том числе президенту, минуя Госдуму, вводить антисанкции.

В одном из своих интервью 2014-го он говорит о бюрократии в России:

Осенью 2015 он решил, что в Госдуму больше не пойдет.

О личном

О своей семье Сергей Петров особо распространяться не любит. Известно о ней немного.

Жена Ирина – бенефициар траста The SAP Family Trust и компании Es Invest B.V.

Два сына: старший Алексей (35 лет) и младший Александр (27 лет).

В одном из интервью 5-летней давности депутат Государственной Думы Сергей Петров утверждал, что сыновья его компанией не интересуются и называют ее «папиной игрушкой», хотя Александру в 2015 передал свое детище, ГК «Рольф» – крупнейший дилерский холдинг России, и теперь он единственный бенефициар компании.

Собственность

На протяжении последних десяти лет бизнесмен входит в число богатейших в России. Так было и в 2008, когда его состояние по версии Forbes оценивалось в 1,7 млрд долларов, когда он занимал 60-ю строчку рейтинга, так было и в 2014, когда оно сократилось до 100 миллионов и вывело его на 109 место. Так обстоят дела и сегодня, когда в рейтинге Forbes‑200 Сергей Петров с состоянием в 950 млн долларов занимает 106-ю строку.

Рис.6. Оценка состояния Сергея Петрова по данным журнала Forbes, млн долларов  Источник: Forbes

Рис.6. Оценка состояния Сергея Петрова по данным журнала Forbes, млн долларов
Источник: Forbes

«Я верю, что настанут времена, когда большинство наших людей поймет одну важную вещь. Не нефть и не газ главное богатство страны, а предприимчивые люди. Никто, кроме конкурентного бизнеса, не сможет исправить ситуацию в стране. Нет другого локомотива».

Кстати, по информации Forbes, готовится к печати книга Сергея Петрова о том, как им заработан первоначальный капитал на прокате автомобилей, как выбрано название для компании, какие люди помогали ему выстраивать бизнес.