Атака друзей ракетчиков на табачный рынок оказалась успешной. От мелких продавцов сигарет до эксклюзивной дистрибьюции табачных изделий British American Tobacco (ВАТ) на территории РФ



Справочная информация:

  • Название компании: ООО ГК «СНС».
  • Правовая форма деятельности: общество с ограниченной ответственностью.
  • Вид деятельности: неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачными изделиями.
  • Выручка за 2016 год: 161,3 млрд рублей.
  • Бенефициары: Олег Смирнов, Сергей Нестеренко.
  • Численность персонала: более 6 000 человек.
  • Сайт компании: sns.ru, https://vk.com/gcsns.

Группа компаний «СНС» – лидирующий продавец товаров FMCG на отечественном рынке, главное направление экономической деятельности которого - дистрибуция табачных изделий British American Tobacco (BAT) на территории РФ, дополнительные – производство и реализация энергетических и витаминизированных напитков, зажигалок бренда АМІ. По объемам продаж изделий от BAT (сигарет «Ява», Kent и др.) группа считается лидером мирового уровня.

Справочно. FMCG (fast moving consumer goods) – это товары быстрого оборота, т.е. те, что реализуются ежедневно. Сюда можно отнести продукты питания, бытовую химию, табачные изделия и пр.

Прежде чем говорить об истории успеха ГК «СНС», поговорим о состоянии табачного рынка в России. Его объемы – третьи в мире после таких гигантов, как США и Китай.

Табачный бизнес - один из самых монополизированных рынков как во всем мире, так и в Российской экономике в частности. При этом отечественный рынок является одним из самых крупных и быстрорастущих. При этом он остается крупным, как с точки зрения объемов продаж, так и прибыли. На территории России действует менее ста табачных предприятий, в отрасли занято порядка 65 тыс. человек. Табачная отрасль РФ характеризуется высоким уровнем глобализации. Большая часть рынка поделена между «Мегаполисом» Игоря Кесаева и «СНС». На долю двух этих холдингов приходилось в 2014 году, по оценке ФАС России, около 88% от общего объема продаж сигарет.

В 2015 году специалистами Антимонопольной службы был представлен аналитический отчет «О состоянии конкурентной среды на оптовом рынке табачных изделий в 2013-2014 гг.». Данные из него отражены в таблице.

Таб. 1. Распределение объемов продаж крупнейших поставщиков на оптовом рынке сигарет

 

2013

2014

продано, млрд шт.

% к итогу

продано, млрд шт.

% к итогу

РФ

337,1

100

317,0

100

«Мегаполис»

240,9

71,5

211,8

67,7

«СНС»

57,5

17,1

64,1

20,2

Источник: ФАС России

«Два поставщика на оптовый рынок сигарет (Группы компаний «Мегаполис» и «СНС») занимают более 87% доли рынка, при этом являясь единственными, но по договорам не эксклюзивными дистрибьюторами производителей».

Об игроке первого эшелона, поставляющем на российский рынок продукцию British American Tobacco, Группе компаний «СНС» поговорим подробнее.

Рис. 1. В логотипе SNS характер и цели компании  Источник: сайт gcsns.livejournal.com

Рис. 1. В логотипе SNS характер и цели компании
Источник: сайт gcsns.livejournal.com

История успеха

Четверть века назад, в марте 1992 года, три выпускника московской Военной академии ракетных войск стратегического назначения Олег Смирнов, Сергей Нестеренко и Олег Сало вложили все свои деньги в новую торговую компанию, назвав ее в свою же честь «СНС» (Смирнов–Нестеренко–Сало).

Это было уже не первое совместное дело, за которое они брались все вместе. Год назад они попытались посвятить себя отечественной радиотехнике, открыв бизнес по сборке телевизионных декодеров и телефонных определителей номеров, назвав свою фирму «Орхидея». Но решили, что эта стезя бесперспективна, и поставили на своем производственном предприятии крест.

Среди всех видов торговли выбрали для себя оптовую торговлю табачными изделиями отечественных производителей. Это было время, когда сигареты столичных фабрик были в большом дефиците. Оптовыми их поставками занималась лишь государственная посредническая компания «ТКС». Одна такая сделка приносила прибыль не менее 80%.

«Мы просто приехали к ним, поговорили и начали работать.» (О. Смирнов)

Дебют на табачном рынке состоялся. Молодые люди начали торговать сигаретами московских фабрик «Ява» и «Дукат». Постепенно ассортимент продукции расширялся за счет продукции брендов транснациональных компаний-производителей табачных изделий и продуктов питания. Уже через пару лет компания работала без посредников, товары реализовывались прямо в торговые точки.

В 1994 году от СНС отделился Олег Сало, учредив собственную компанию «Тюсом». Но связей со своими друзьями-ракетчиками не разорвал. Они то и дело реализуют совместные операции.

Компания «СНС» стала, можно сказать, всеядным дистрибьютором, продавая и отечественные, и импортные марки сигарет. К 1996 году она уже среди 120 дилеров «БАТ (British American Tobacco) Россия», чья продукция появилась в ассортименте компании в 1993 году.

Начиная с 1997 года СНС покоряет просторы страны, выйдя за границы Московской области, она положила начало развитию собственной сети филиалов в российских регионах. А дилерская сеть «БАТ России» претерпевает глобальную реструктуризацию, в десять раз сократив дилерскую сеть. Но на этом она не остановилась, и через 9 лет, в 2006 году, Группа компаний «СНС» (Смирнов, объединившийся с «Тюсом», с которой к тому времени они оставались единственными дистрибьюторами BAT Россия) обрела статус эксклюзивного дилера сети с объемной долей рынка в 21,3%. Еще в 2000 году Смирнов принимает решение приоритетным направлением определить продвижение продукции British American Tobacco Россия, для чего были разорваны отношения с отечественными конкурентами ВАТ:

  • «Донской табак» (Ростов);
  • «Балканская звезда» (Ярославль);
  • «Нево Табак» (Санкт-Петербург).

Их сигареты, скопившиеся на складах, распродавались по демпинговым ценам.

«Мы просто проверили свои возможности. Ассортимент этих фабрик не имел перспективы, поэтому мы и решили от него отказаться.» (Смирнов).

В отличие от него, руководители этих фабрик (И. Саввиди и В. Галагаев) были убеждены, что акцию эту инициировали их иностранные конкуренты с целью подорвать позиции российских производителей. Производство на фабриках было остановлено более чем на месяц.

Сами партнеры условий сотрудничества не разглашают, но схему бизнеса описывают их конкуренты:

  1. Поставка сигарет от ВАТ на склады СНС.
  2. Оплата поставок дистрибьютором в 3-х дневный срок после отгрузки. Эти деньги Группа получает с региональных оптовиков в уплату оптовых партий.

По их же оценкам, маржа между ценами ВАТ и Смирнова составляет где-то 6%.

«Если мне сейчас предложат за мой бизнес деньги, я откажусь. Может быть, продам его лет через 10–20.» (О. Смирнов)

Смирнов становится одной из самых влиятельных персон в своей отрасли, при этом он весьма зависим от воли своего поставщика. В этом его слабое место. Но пути к отступлению он уже готовит. Миллионы долларов тратятся им на новые проекты, по его же словам, связанные с бизнесом «в сфере услуг и производства».

Еще в 2003 году СНС занялась продажей карт экспресс-оплаты «ВымпелКома» (ТМ «Билайн»). В 2007 году начав сотрудничество с дистрибуции напитка Bullit, уже через год Группа осуществляла продажи всего ассортимента, производимого компанией Red Bull. Правда, в 2011 году взаимоотношения с обеими компаниями были прекращены.

Год 2011 принес холдингу новый статус. «СНС», выкупив акции швейцарской Global Functional Drinks (более 70%), владеет компанией, производящей энергетические напитки (Tornado Energy, E-on, Fresh Bar), а еще занимается дистрибуцией зажигалок собственных брендов – Delta, Just и FOXlite.

Сегодняшний день холдинга

ГК«СНС», сложно сказать, освоилась на вершине успеха и не собирается сдавать свои позиции. Спустя 25 лет после открытия, компания превратилась в ведущего игрока на рынке товаров повседневного спроса в России, являясь единственным дистрибьютором «BAT Россия», табачные изделия формируют основное направление продаж. Кроме того, группа занимается продажами напитков GFD, пермиальных сигарилл Marco Polo, великолепных сигар от GMD и BATI, зажигалок трех своих брендов. Это группа компаний, стремящаяся идти в ногу со временем, здесь используются новые технологии:

  • GIS-мониторинг;
  • ERP системы SAP;
  • автоматизированные системы мобильных продаж.

Сеть филиалов растянулась на тысячи километров по всей стране, от Калининграда до Сахалина.

Рис. 2. Офисы «СНС» на карте России. Источник: yandex.ru/maps

Рис. 2. Офисы «СНС» на карте России.
Источник: yandex.ru/maps

ГК «СНГ» - это:

  • офисы в более чем ста городах;
  • более 230 тысяч торговых точек в 2 400 поселениях;
  • более 2 тысяч мобильных экипажей прямой доставки и не менее 300 офисных менеджеров, выполняющих основные процессы по сбыту товаров;
  • более 6 000 сотрудников;
  • и самые амбициозные задачи, направленные на покорение новых высот в бизнесе.

Направления бизнеса

  • известные международные и российские марки табачной продукции (ГК «Бритиш Американ Тобакко» – Kent, Lucky Strike, Pall Mall, Vogue, Ява Золотая и др.);
    Рис. 3. Образцы продукции British American Tobacco. Источник: сайт smokersnews.net

    Рис. 3. Образцы продукции British American Tobacco.
    Источник: сайт smokersnews.net

  • уникальные безалкогольные напитки, газированные и функциональные (Global Functional Drinks AG);
  • премиальные сигариллы из США (Marco Polo);
  • национальный дистрибьютор табачной продукции One Trade (BATI, GMD, VILLIGER AND SONS CORP);
  • широкий ассортимент высококачественных зажигалок собственных брендов;
    Рис. 4. Delta, Just – собственные бренды ГК №СНС». Источник: сайт smirnovdesign.com

    Рис. 4. Delta, Just – собственные бренды ГК №СНС».
    Источник: сайт smirnovdesign.com

  • профессиональная поддержка и комплексные решения в сфере логистики – Best Logistic Сompany (BLC) – подразделение холдинга, отвечающее за управление поставками для компаний, входящих в Группу, услуги сторонним организациям по доставке и сохранности грузов от производства до места реализации.

Спонсорство

В качестве спонсора ГК «СНС» охватывает направления:

  • поддержка Государственной Третьяковской Галереи (выставки, реставрации и др.);
  • восстановление Саввино-Сторожевского монастыря.

Есть еще частные инициативы сотрудников, когда они объединяются, чтобы оказать помощь своим же коллегам в сложной жизненной ситуации, детям из детских домов в разных регионах России.

«СНС» в рейтингах

Группа обеспечивает устойчивый рост основного финансового показателя – выручки.

Рис. 5. Динамика выручки ГК «СНС» за период 2004-2016 гг., млрд рублей (за 2006 год данных нет). Источник: Forbes

Рис. 5. Динамика выручки ГК «СНС» за период 2004-2016 гг., млрд рублей (за 2006 год данных нет).
Источник: Forbes

На протяжении целого ряда лет «СНС» остается в составе «Золотой сотни» России, правда, немного сдав позиции и оказавшись в списке Forbes-2017 на 41 строке с выручкой за 2016 год в 161,3 млрд рублей, тогда как в списке 2010 года это были 12 место и 85,6 млрд руб.

Таб. 2. Положение «СНС» в рейтинге крупнейших частных компаний России

 

Выручка, млрд рублей

Место

2013

112,2

45

2014

131

40

2015

149,8

39

2016

154,3

42

2017

161,3

41

Источник: Forbes

В рейтинге РБК 500 крупнейших по размеру выручки компаний России различных форм собственности по итогам 2016 года ГК «СНС» входит в TOP-100 на 66 месте.

Акционерами компании являются ее учредители Олег Смирнов, Сергей Нестеренко и Олег Сало. Первые двое – основные совладельцы Группы.

Рис. 6. На юбилейной конференции ГК «СНС» в Каннах. 2017. Источник: сайт facebook.com

Рис. 6. На юбилейной конференции ГК «СНС» в Каннах. 2017.
Источник: сайт facebook.com

Видеосюжет с этой конференции:

История компании, которая образовалась с нуля четверть века назад, - это реальная история успеха. Съемное помещение в советской гостинице, торговля сигаретами московских фабрик «Ява» и «Дукат» остались позади. В ультрасовременном офисе в «Москва-Сити» один из крупнейших табачных холдингов, эксклюзивный дистрибьютор British American Tobacco строит грандиозные планы. И пусть эксперты заявляют, что у табачного рынка сложные времена еще не закончились, ГК «СНС» уверена, что знает настоящую дорогу к успеху и будет идти по ней дальше.