Сотовая компания МТС входит в число операторов «большой тройки» и обеспечивает связью десятки миллионов человек в России. Поступательно внедряет новые технологии, переходя на новые стандарты, и предлагает новые продукты. Компания продолжает расширяться и заявляет о переходе на новый уровень качественного взаимодействия со своими клиентами.

Краткая информация:

  • Название компании: МТС
  • Правовая форма деятельности: Публичное акционерное общество
  • Вид деятельности: услуги сотовой связи
  • Выручка за 2016 год: 435,7 млрд руб.
  • Бенефициар: АФК «Система»
  • Численность персонала: более 70 тыс. чел.
  • Сайт компании: www.mts.ru

Рынок мобильной связи в РФ по настоящее время является одним из самых динамично развивающихся. ПАО «МТС» является одним из основных игроков этого рынка – это крупная телекоммуникационная компания, работающая в России и странах СНГ. История развития оператора начитывает 15 лет, и за это время количество ее абонентов выросло до 110 млн человек (по данным на 2017 г.).

Создание и развитие компании в 90-е

МТС образована в 1993 году в форме ЗАО несколькими российскими и немецкими компаниями, в том числе МГТС, Deutsche Telecom и Siemens. В итоге отечественные фирмы получили 53 % акций предприятия, зарубежные – оставшуюся долю.

В следующем году сотовый оператор приступил к работе в Москве и области, началась эксплуатация первой BSS-станции. Постепенно увеличивалось количество клиентов.

В 1996 г. поменялась структура собственников: АФК «Система» выкупила долю российских акционеров, Deutsche Telecom получила долю Siemens.

Через год оператор начал активно продвигать свои услуги в регионах, в частности в Костромской, Тверской областях, Республике Коми.

Интересный факт! Делал это МТС не только посредством оформления лицензий на предоставление услуг связи, но и скупая сторонние фирмы, которые это право уже получили. Таким образом компания не допускала образования конкурентов, закрепляла свои позиции на рынке.

В это же время оператор первым в РФ создал участок сети GSM 900/1800.

В 1998 году значительно расширил географию присутствия:

  • вместе с покупкой «Русской телефонной компании» и компании «РеКом» приобрел лицензии, начал строительство сети в 12 регионах центральной России;
  • заключенное соглашение с компанией «Росико» позволило развивать стандарт GSM 1800 в 2 десятках регионов центральной части России и на Урале.

1999 год запомнился несколькими достижениями: МТС первой на российском рынке связи удалось установить зоновую тарификацию, запустить посекундную тарификацию и отменить входящие звонки для своих абонентов.

Динамичное развитие в 2000-е гг.

В 2000-м произошло образование ПАО «МТС» путем слияния компаний МТС и РТК. Весной этого года впервые эмитировала ценные бумаги. Акции компании начали торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) под тикером MBT, продавались в виде американских депозитарных расписок.

В 2001 году количество абонентов компании превысило 2 млн человек.

Рисунок 1. Офис МТС. Источник: rusdialog.ru

Рисунок 1. Офис МТС.
Источник: rusdialog.ru

Через год, с приобретением двух сотовых операторов – «Кубань GSM» и «Донтелеком», в сети оператора оказались главные курорты страны. Летом 2002-го МТС начала работу в Республике Беларусь. Осенью начала продажи первых тарифов без абонентской платы.

В 2003 г. оператор закрыл сделку по покупке 100 % акций лидирующего оператора связи Украины – компании UMC.  

Кратко. Продолжилась региональная экспансия: оператор активно скупал ценные бумаги конкурентов в Татарстане, Сибири, Приморском крае, на Алтае, других областях и республиках, приобретая контрольные пакеты акций.

В этом году абонентская база достигла 15 млн человек.

В 2004 г. лицензионная территория МТС охватила всю Россию за исключением 2 регионов. Руководство последовательно увеличивало доли в региональных операторах и направляло ресурсы на строительство новых сетей: оператор начал предоставлять сотовые услуги еще в 15 регионах, включая территорию Якутии, Камчатки, Магаданской области.

Летом было объявлено о покупке 74 % акций ведущего сотового оператора в Узбекистане.

В следующем году МТС вышла на рынок Туркменистана, увеличила до 100 % доли в ряде дочерних предприятий в российских регионах. Начала активную работу на Северном Кавказе, получила лицензию на работу в Чечне.

Был увеличен портфель дополнительных услуг – на основе технологий LBS и RBT.

В 2006 году оператор закончил реструктуризацию и оптимизацию управления. В соответствии с этим были созданы уровни управления и макрорегионы МТС, в которые входят региональные филиалы. В настоящее время имеется 8 макрорегионов, производящих оперативное управление деятельностью подразделений в субъектах РФ.

Кратко. В это же время был представлен новый бренд МТС в форме яйца, который, по словам экс-президента компании Леонида Меламеда, символизирует внешнюю простоту формы и скрывающуюся за ней «захватывающую сложность содержания».

Летом этого года потребителям услуг сотовой связи были представлены новые тарифы-«конструкторы», которые давали возможность подключать дополнительные услуги к основному тарифу на свое усмотрение.

В 2007 г. МТС продолжил расширение, купив 80 % акций главного сотового оператора Армении Vivacell. Тогда же компания обеспечила связью все станции метрополитена столиц России, сделав доступными в них все свои услуги.

В начале 2008-го оператор запустил в коммерческую эксплуатацию сети в 82 регионах РФ и первым запустил сети 3G в 4 крупных российских городах (Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Екатеринбург).

Осенью было подписано соглашение с корпорацией Apple о продаже ее смартфонов IPhone в салонах связи МТС.

В 2009 году сотовый оператор вышел на рынок Индии через дочернюю компанию Shyam Telelink. В целом на конец этого года были достигнуты следующие показатели:

  • количество абонентов превысило 100 млн человек в 7 государствах;
  • сети формата 3G действовали в 55 городах России. В конце года начато строительство сети третьего поколения в Беларуси;
  • сеть собственных салонов превысила 2 тыс. шт., не учитывая франшизы.

В Республике Башкирия МТС запустила пилотный проект по предоставлению единого пакета услуг (мобильная, фиксированная связь, высокоскоростной интернет) с возможностью оплаты по единому счету.

Расширение в 2010-е гг.

В 2010 г. бренд МТС был оценен в $9,7 млрд, что сделало его самым дорогим брендом в России (по оценке агентства Brandz).

Весной МТС и компания «Комстар», входящая в Группу компаний МТС, представили новые продукты для доступа в глобальную Сеть с применением проводных и беспроводных технологий.

Интересный факт! В конце года оператор приостановил деятельность в Туркменистане по причине конфликта с властью республики и ее решением о приостановке действия лицензии дочерней компании МТС. Восстановила работу летом 2012 г.

В 2011-м в связи с принятием новой стратегии развития оператор сосредоточился на развитии бизнеса в ключевых для себя регионах. Получена лицензия GSM 900 в Пензенской области – таким образом, вся территория России вошла в зону работы МТС.

В ходе соглашения с операторами «большой тройки» созданы объекты связи на трассе «Амур». Осенью запущен уникальный для РФ проект по бесконтактной оплате топлива на автозаправках (в сотрудничестве с компанией «Лукойл»). Уже к зиме начала работу первая система моментальных платежей через вендинговые аппараты.

В конце года мобильная связь МТС в Москве признана самой надежной по оценке компании Systemics-PAB.

Весной 2012 оператор в тестовом режиме запустил в Москве сеть TDD LTE (4-го поколения). Было запущено цифровое телевидение в 150 городах России, пользователям был предоставлен доступ к контенту HD-качества.

МТС продолжила покупать новые дочерние компании, укрепляя свои позиции в сферах фиксированной связи, кабельного телевидения, интернета.

Совместно с MasterCard реализовано технологическое решение на базе технологии NFC, предоставившее возможность потребителям оплачивать покупки с помощью смартфона в «одно касание».

В 2013 г. МТС активно занималась развитием стандарта 4G: в Москве была расширена сеть четвертого поколения, летом с компаниями Ericsson и Nokia Siemens Networks подписано соглашение о сотрудничестве при строительстве сетей 4G в российских регионах.

Интересный факт! В 2014-м сотовый оператор закончил строительство магистральной линии связи (ВОЛС) длиной 5,3 тыс. км. Она проходит между Сибирью и Дальним Востоком, дала возможность для дальнейшего развития сетей в восточных регионах России.

МТС первой запустила фрагмент сети LTE в метро, выбрав для этого станцию «Горьковская» в Санкт-Петербурге.

В партнерстве с компанией «ВымпелКом» оператор заявил о работах по развертыванию сетей LTE в 36 регионах России. Всего к концу 2014 г. МТС запустила связь стандарта 4G в 76 российских субъектах.

Рисунок 2. Выставочный стенд МТС. Источник: cstb.ru

Рисунок 2. Выставочный стенд МТС.
Источник: cstb.ru

Осенью 2014-го компания начала предоставлять услуги спутникового телевидения под своим брендом (в рамках сотрудничества с «Система Масс-медиа»).

В следующем году завершено строительство резервируемой транспортной сети на востоке России стоимостью 2,25 млрд руб. Работа по развитию стандарта LTE продолжилась, также было заключено соглашение с Ericsson по разработке в РФ стандарта связи 5G.

В 2016 году МТС заключила соглашение с Samsung Electronics о сотрудничестве по развитию фирменных магазинов Samsung в России. Летом был подписан меморандум с РЖД по развитию сетей мобильной связи вдоль ж/д линии Москва-Санкт-Петербург с инвестициями 500 млн руб.

Интересный факт! В координации с Nokia Corp. проведены успешные тесты технологии 5G с достижением рекордной скорости передачи данных 4,5 Гбит/сек.

В 2017 г. количество абонентов уменьшилось на 2,2 %, что явилось результатом насыщения мобильного рынка России. Руководство приняло решение о запуске новой стратегии в отношениях с клиентами, что вылилось в уменьшение объема продаж SIM-карт на 11 %.

За прошедший год МТС усилила свои сети, построив порядка 13 тыс. станций LTE, в итоге в зоне покрытия оказалось до 60 % россиян.

Подробную информацию о тарифах, услугах и сервисах оператора можно узнать на официальном сайте www.mts.ru. Абоненты компании могут управлять своей связью с помощью приложения «Мой МТС», которое предоставляет возможность самостоятельно подключать/отключать услуги и следить за расходами.

Финансовые результаты и собственники

Замедление физического роста компании побудило руководство выбрать новую политику – развивать качество отношений со своими абонентами. Это влияет на динамику финансовых результатов деятельности. Так, за 2015-2017 гг. МТС продемонстрировала следующие результаты:

  • чистая прибыль возросла с 49 до 56 млрд руб.;
  • показатель скорректированной OIBDA со 177 вырос до 179,8 млрд руб. с падением в 2016-м до 169,3 млрд руб.;
  • свободный денежный поток увеличился с 51 до 71,5 млрд руб. с падением в 2016 г. до 47 млрд руб.

По показателю выручки МТС входит в число 200 крупнейших частных компаний России, по оценке журнала Forbes.

Таблица 1. Изменение выручки МТС в 2012-2016 гг.
Источник журнал Forbes

Год

Размер выручки

Позиция в рейтинге

2016

435,7 млрд руб.

13 место

2015

431,2 млрд руб.

14 место

2014

410,8 млрд руб.

11 место

2013

398 млрд руб.

11 место

2012

386,8 млрд руб.

11 место

По результатам 2017 г. выручка компании выросла до 442,9 млрд руб.

График 1. Динамика изменения выручки МТС в 2012-2017 гг. Источник журнал Forbes

График 1. Динамика изменения выручки МТС в 2012-2017 гг.
Источник журнал Forbes

Кратко. Бенефициарным владельцем является АФК «Система» (владелец – предприниматель Владимир Евтушенков), владеющая 47,21 % акций МТС. Такая же доля – 47,2 % (943,2 млн шт.) – находится в свободном обращении.

ПАО большое внимание уделяет отношениям с инвесторами и регулярно выплачивает дивиденды, стремясь увеличивать их размер.

Социальная ответственность

Компания МТС стремится строить свою стратегию развития в соответствии с потребностями общества и конкретных людей, развивать взаимовыгодные отношения с потребителями, ведущие к повышению качества жизни человека. В соответствии с этим оператор воспринимает свою социальную политику.

Данная работа ведется по нескольким направлениям:

  1. Охрана окружающей среды. Сотовый оператор использует энергосберегающее оборудование, стремится снижать потребление топлива и выбросы углекислого газа в атмосферу. В своей политике учитывает требования природоохранного законодательства России, стремясь минимизировать воздействие на окружающею среду.
  2. Благотворительность. МТС уделяет большое внимание поддержке детства, реализации проектов по повышению качества обучения, творчества, культуры, здравоохранения детей. Работает программа адресной поддержки «Подари добро!», в рамках которой компания выделяет средства для помощи тяжелобольным детям.
Рисунок 3. Презентация «Дети в интернете» от МТС. Источник: s.om1.ru

Рисунок 3. Презентация «Дети в интернете» от МТС.
Источник: s.om1.ru

Также реализуются благотворительные проекты:

  • «Дети в интернете»;
  • «Мобильная академия для старшего поколения»;
  • «Мобильный театр сказок МТС».

Компания МТС, достигая пределов своего физического роста в России и странах СНГ, переходит на новый уровень взаимоотношений с клиентами, уделяя внимание удержанию потребителей и полноценному удовлетворению их потребностей в сфере услуг связи.

Видео. Выставка МТС для предпринимателей в Нижнем Новгороде: