Все начиналось с обычного магазина-склада. Сегодня в Группе компаний «Лента»191 гипермаркет и 49 супермаркетов по всей России. Сегодня на ее прилавках более 20 тысяч наименований всевозможных товаров. И среди них — собственных торговых марок «Лента» и «365 дней»

Справочная информация:

  • Название компании: ООО «Лента»;
  • Правовая форма деятельности: общество с ограниченной ответственностью;
  • Вид деятельности: Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
  • Выручка за 2016 год: 351,3 млрд рублей;
  • Крупнейший бенефициар: TPG Capital  
  • Численность персонала на 31.12.2016 г.: 45 689 человек;
  • Сайт компании: https://lenta.com/

«Лента» – хорошо знакомая российскому покупателю сеть гипермаркетов, управляемая компанией «Lenta Ltd». Она была в числе первых, кто формировал в России культуру оптовой и розничной торговли. От магазина-склада в торговом формате cash & carry в северной столице по адресу ул. Замшина, д. 27/1 и двумя работающими кассовыми аппаратами компания прошла путь до сети гипермаркетов федерального значения и одного из лидеров российского ритейла. Именно так сложилась история «Ленты».

Возвращаясь в прошлое

Первый магазин открыл Олег Жеребцов в 1993 году в Санкт-Петербурге. Рассчитан он был на оптового покупателя: владельцев ресторанов и кафе, мелкорозничных продавцов. Ассортимент представлял собой кондитерские изделия, алкогольную продукцию, самые популярные сорта чая и кофе. Низкие цены с самого начала были основным преимуществом «Ленты».

В 1999 он открывает первый гипермаркет под вывеской «Лента». На продуктовых магазинах он сделает себе состояние. Его сеть стала компиляцией 400 магазинов со всего света, она позволила миллионам россиян делать покупки в чистых просторных помещениях, не беспокоясь о качестве, и по очень доступным ценам.

«Я думаю, что стану самым несчастным человеком, если мы когда-нибудь продадим «Ленту» (О. Жеребцов)

Именно так говорил он в 2005. Но уже в 2009 продает свою долю без обсуждений и комментариев, а вырученные средства вкладывает в новый для себя рынок, «сложный и небольшой» – фармацевтику.

А компания к 2009 году имела уже более 30 магазинов в 17 российских городах и каждый год открывала новые, а также распределительные центры в Москве и Санкт-Петербурге, а затем и в Новосибирске, в Тольятти и Ростове-на-Дону.

В 2013 году «Лента» запускает сеть супермаркетов как пилотный проект.

«Мы уже умели очень хорошо работать с гипермаркетами, нашим ключевым направлением. Через три года после пилотного запуска новый формат доказал свою эффективность. Сегодня это уже не пилотный проект, супермаркеты – важный сегмент для "Ленты", который демонстрирует высокую плотность продаж и очень хороший сопоставимый рост выручки» (Ян Дюннинг, гендиректор «Ленты»).

Современность

Сегодня «Лента» – значимый игрок продуктового ритейла России. Это:

  • 191 гипермаркет сети в 83 городах субъектов Федерации со средней торговой площадью около 6 тысяч кв. м. Используются разные их форматы: «стандартный» (около 7 300 кв. м торг. площади и почти 26 тыс. единиц складского учета), «компактный» (4 920 кв. м и 17-19 тыс. ед.), «суперкомпактный» (до 3 000 кв. м и 12 тыс. ед.);
  • 49 супермаркетов Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Московской и Калужской областей на 900 кв. м торг. пл. и 6,2 тыс. единиц складского учета;
  • 7 собственных распределительных центров;
  • 2 известных бренда товаров: «Лента» и «365 дней»;
  • более 11,8 млн активных держателей карт лояльности.

Новый логотип компании, из которого исчезла полоса как символ ленты и слоган «Экономия в каждой покупке. Всегда» по-прежнему узнаваем покупателями.

Финансовое положение

Повышение собственных средств ритейлера за счет полученной прибыли способствует уменьшению финансовой зависимости компании.

Таб. 1. Основные показатели финансового состояния «Ленты» (млрд рублей)

 

Выручка

Чистая прибыль

2012

121,5

4,4

2013

162,4

6,7

2014

220,3

6,2

2015

288,2

26,9

2016

351,3

9,9

Источник: официальный сайт компании

Рис. 1. Ритейл «Лента». Источник: сайт new-retail.ru

Рис. 1. Ритейл «Лента».
Источник: сайт new-retail.ru

В числе крупнейших

Компания демонстрирует устойчивый рост выручки и с 47-ой строки в рейтинге Forbes-2013 поднялась на 21-ю.

Таб. 2. Положение «Ленты» в рейтинге крупнейших частных компаний России

 

Выручка, млрд рублей

Место

2013

109,9

47

2014

144,3

34

2015

194,0

29

2016

252,8

27

2017

306,4

21

Источник: Forbes

Сегодня сеть замыкает пятерку самых крупных продавцов продуктовых товаров.

Рис. 2. Десятка крупнейших ритейлеров, работающих в России. Источник: сайт vedomosti.ru

Рис. 2. Десятка крупнейших ритейлеров, работающих в России.
Источник: сайт vedomosti.ru

При этом «Лента» заявляет о намерении до конца 2020 г. занять позиции игрока № 3 на рынке среди всех продуктовых ритейлеров, не только российских. Для этого ей предстоит обойти по объему выручки французскую Auchan.

Акции и акционеры

С 2014 года ценные бумаги размещаются на Лондонской фондовой бирже. На биржах продаются акции только реально существующих акционеров ритейлера, среди которых на тот момент:

  • TPG Group, у которого 49,8%;
  • ЕБРР – 21,5%;
  • «ВТБ Капитал» – 11,7%.

Впоследствии компания получила листинг в Москве. Сегодня доли акционеров изменились: у TPG – 34%, EBRD – 7,37, а у менеджмента и совета директоров – 1,09%.

Акции «Ленты» не так ликвидны, как бумаги сети «Магнит» и Х5 Retail Group. Кроме того, «Лента» не платит дивиденды по обращающимся на биржах ценным бумагам. Это объясняет 4%-ный дисконт, с которым акции «Ленты» торгуются к «Магниту» и Х5.

В то же время бумаги «Ленты» относительно максимумов 2016 г. скорректировались более чем на 20%, это существенно больше, чем даже бумаги «Магнита», сильно разочаровавшего инвесторов своим финансовым результатом за прошлый год. Благодаря этому акции «Ленты» на сегодняшний день стали самым интересным активом в российском ритейле, доступным для покупки на Московской бирже.

Рис.3. Обыкновенные акции МОЕХ. Источник: сайт finanz.ru

Рис.3. Обыкновенные акции МОЕХ.
Источник: сайт finanz.ru

Рис. 4. Ценные бумаги Lenta Ltd (LNTAq). Источник: сайт ru.investing.com

Рис. 4. Ценные бумаги Lenta Ltd (LNTAq).
Источник: сайт ru.investing.com

Последнее время «Лента» демонстрирует активную экспансию, и, по мнению старшего аналитика ИК «Фридом Финанс» Богдана Зварича, на ее акции следует обратить внимание.

К концу 2016 компания достигла уровня капитализации в 3990 млн долларов и занимала в списке Агентства РиаРейтинг 32 строку, оставаясь третьим по капитализации продуктовым ритейлером после самых богатых, какими являются «Магнит» и X5 Retail Group.

Таб. 3. Положение «ЛЕНТА»» в рейтинге самых богатых компаний России

 

Капитализация на конец года, млн долларов

Место

2014

2 906,8

33

2015

3 284,5

28

2016

3 990

32

Источник: Агентство РиаРейтинг

В намерениях компании стать вторым по стоимости ритейлером в стране.

По результатам исследования РБК «Лента» вошла в число 50-ти крупнейших российских налогоплательщиков. За 2016 год налоговая нагрузка на компанию составляет 1,2%, в бюджет уплачено 3,7 млрд рублей налогов.

Материал в тему: 7 самых крупных продуктовых ритейлеров России

Собственные торговые марки

Развитием собственных торговых марок (СТМ) многие продуктовые ритейлеры решают проблему серости однообразия отечественной торговли, когда большие и маленькие магазины продают одинаковые товары и часто по одинаковым ценам. Производство товаров СТМ позволяет отстраниться от конкурентов, предлагая своим покупателям уникальный товар, какого нет у других.

«Лента» пересматривает подход к товарам собственных брендов и обещает, что к концу 2017 года таких товаров станет в гипермаркетах сети до 2600–2800 видов, а это в полтора раза выше прошлогоднего уровня.

Сегодня покупатели хорошо знают два лентовских бренда:

  • среднеценовой «Лента»
    Рис.5. Товары под маркой «Лента». Источник: сайт plabel.ru

    Рис.5. Товары под маркой «Лента».
    Источник: сайт plabel.ru

  • более дешевый «365 дней»
    Рис.6. Товары под маркой «365 дней». Источник: сайт fzs-union.ru

    Рис.6. Товары под маркой «365 дней».
    Источник: сайт fzs-union.ru

Но появятся и новые бренды, в основном в ценовом сегменте «средний плюс», включая овощи и фрукты, на которые раньше СТМ не распространялись.

«Для нас частная марка – это дополнительное продвижение нашего бренда и донесение наших принципов до покупателей» (Татьяна Сафутина, коммерческий директор категории гастрономических товаров компании «Лента»).

Ритейлер и его покупатели

Ценовая политика компании рассчитана на широкий круг покупателей, чтобы гипермаркет стал для жителей района (города) незаменимым, чтобы именно здесь совершались покупки и находилось все необходимое для ведения домашнего хозяйства.

К тому же самые разные продукты питания, всевозможную бытовую технику, кухонные принадлежности (и не только эти товары) могут достаться в подарок, когда покупателю будет преподнесена подарочная карта «Ленты».

Специально для удобства покупателей на своем официальном сайте «Лента» размещает электронный каталог, где находят отражение все акции и скидки месяца.

Компания позаботилась о своих самых маленьких клиентах, активно потребляющих готовые завтраки, печенье и мармелад СТМ и приняла решение купить лицензию на использование на упаковках товаров под собственными торговыми марками любимых персонажей диснеевских мультиков. Так что малыши смогут любоваться Микки и Минни Маус, Дональдом Паком, Гуффи, Плуто и другими любимчиками.

Интересные факты о гипермаркетах «Лента»

У гипермаркетов «Лента» есть слоган – «Экономия в каждой покупке. Всегда». Благодаря применению новейших достижений по оптимизации трудозатрат и использованию ресурсов, здесь всегда привлекательные цены.

«Лента» была в числе самых первых сетей в России, предложивших One-Stop Shopping, когда на ее территории реализовывались не только товары, но и всевозможные услуги. В ее гипермаркетах располагались аптеки, кафе, фотоателье и много других заведений.

Цели на долгосрочную перспективу

Так какие же задачи ставит перед собой компания до 2020 года?

  1. Войти в тройку крупнейших мультиформатных продовольственных ритейлеров России (об этом уже говорилось выше) и стать крупнейшей сетью гипермаркетов.
  2. Сохранить и укрепить устойчивое финансовое положение.
  3. Удвоить торговые площади, ежегодно открывая в городах присутствия 150–200 тыс. кв. м в год.

    «Лента» будет развивать сеть не только в обеих столицах, но и в Новосибирске, а также в городах Центрального региона… С супермаркетами мы не пойдем в новые для нас города, где еще нет гипермаркетов «Лента». Мы не пойдем в город только с одним-тремя магазинами. Это значит, что у города должен быть потенциал для довольно значительного количества супермаркетов, так что мы прежде всего будем смотреть на города с населением от миллиона человек. (Ян Дюннинг).

  4. Создать новые форматы для дальнейшего роста бизнеса, развивать собственный канал онлайн-продаж, выходить на рынок интернет-торговли.

    «Я не думаю, что мы останемся исключительно бизнесом супермаркетов и гипермаркетов, как сейчас. Мы можем управлять как маленькими, так и огромными форматами. Мы видим примеры на мировом рынке: если ты хочешь успешно развивать ритейл-бизнес, ты не можешь работать только по одной модели, нужно уметь работать с разными форматами. Но эти форматы должны дополнять друг друга, иметь синергию в цепочке поставок и ценностном предложении для потребителей» (Ян Дюннинг).

В обзоре о торговой сети «Лента» можно узнать подробнее, что представляет собой один из крупнейших российских ритейлеров.