Все начиналось с обычного магазина-склада. Сегодня в Группе компаний «Лента»191 гипермаркет и 49 супермаркетов по всей России. Сегодня на ее прилавках более 20 тысяч наименований всевозможных товаров. И среди них — собственных торговых марок «Лента» и «365 дней»
Справочная информация:
- Название компании: ООО «Лента»;
- Правовая форма деятельности: общество с ограниченной ответственностью;
- Вид деятельности: Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
- Выручка за 2016 год: 351,3 млрд рублей;
- Крупнейший бенефициар: TPG Capital
- Численность персонала на 31.12.2016 г.: 45 689 человек;
- Сайт компании: https://lenta.com/
«Лента» – хорошо знакомая российскому покупателю сеть гипермаркетов, управляемая компанией «Lenta Ltd». Она была в числе первых, кто формировал в России культуру оптовой и розничной торговли. От магазина-склада в торговом формате cash & carry в северной столице по адресу ул. Замшина, д. 27/1 и двумя работающими кассовыми аппаратами компания прошла путь до сети гипермаркетов федерального значения и одного из лидеров российского ритейла. Именно так сложилась история «Ленты».
Возвращаясь в прошлое
Первый магазин открыл Олег Жеребцов в 1993 году в Санкт-Петербурге. Рассчитан он был на оптового покупателя: владельцев ресторанов и кафе, мелкорозничных продавцов. Ассортимент представлял собой кондитерские изделия, алкогольную продукцию, самые популярные сорта чая и кофе. Низкие цены с самого начала были основным преимуществом «Ленты».
В 1999 он открывает первый гипермаркет под вывеской «Лента». На продуктовых магазинах он сделает себе состояние. Его сеть стала компиляцией 400 магазинов со всего света, она позволила миллионам россиян делать покупки в чистых просторных помещениях, не беспокоясь о качестве, и по очень доступным ценам.
«Я думаю, что стану самым несчастным человеком, если мы когда-нибудь продадим «Ленту» (О. Жеребцов)
Именно так говорил он в 2005. Но уже в 2009 продает свою долю без обсуждений и комментариев, а вырученные средства вкладывает в новый для себя рынок, «сложный и небольшой» – фармацевтику.
А компания к 2009 году имела уже более 30 магазинов в 17 российских городах и каждый год открывала новые, а также распределительные центры в Москве и Санкт-Петербурге, а затем и в Новосибирске, в Тольятти и Ростове-на-Дону.
В 2013 году «Лента» запускает сеть супермаркетов как пилотный проект.
«Мы уже умели очень хорошо работать с гипермаркетами, нашим ключевым направлением. Через три года после пилотного запуска новый формат доказал свою эффективность. Сегодня это уже не пилотный проект, супермаркеты – важный сегмент для "Ленты", который демонстрирует высокую плотность продаж и очень хороший сопоставимый рост выручки» (Ян Дюннинг, гендиректор «Ленты»).
Современность
Сегодня «Лента» – значимый игрок продуктового ритейла России. Это:
- 191 гипермаркет сети в 83 городах субъектов Федерации со средней торговой площадью около 6 тысяч кв. м. Используются разные их форматы: «стандартный» (около 7 300 кв. м торг. площади и почти 26 тыс. единиц складского учета), «компактный» (4 920 кв. м и 17-19 тыс. ед.), «суперкомпактный» (до 3 000 кв. м и 12 тыс. ед.);
- 49 супермаркетов Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Московской и Калужской областей на 900 кв. м торг. пл. и 6,2 тыс. единиц складского учета;
- 7 собственных распределительных центров;
- 2 известных бренда товаров: «Лента» и «365 дней»;
- более 11,8 млн активных держателей карт лояльности.
Новый логотип компании, из которого исчезла полоса как символ ленты и слоган «Экономия в каждой покупке. Всегда» по-прежнему узнаваем покупателями.
Финансовое положение
Повышение собственных средств ритейлера за счет полученной прибыли способствует уменьшению финансовой зависимости компании.
| Выручка | Чистая прибыль |
---|---|---|
2012 | 121,5 | 4,4 |
2013 | 162,4 | 6,7 |
2014 | 220,3 | 6,2 |
2015 | 288,2 | 26,9 |
2016 | 351,3 | 9,9 |
Источник: официальный сайт компании
Рис. 1. Ритейл «Лента».
Источник: сайт new-retail.ru
В числе крупнейших
Компания демонстрирует устойчивый рост выручки и с 47-ой строки в рейтинге Forbes-2013 поднялась на 21-ю.
| Выручка, млрд рублей | Место |
---|---|---|
2013 | 109,9 | 47 |
2014 | 144,3 | 34 |
2015 | 194,0 | 29 |
2016 | 252,8 | 27 |
2017 | 306,4 | 21 |
Источник: Forbes
Сегодня сеть замыкает пятерку самых крупных продавцов продуктовых товаров.
Рис. 2. Десятка крупнейших ритейлеров, работающих в России.
Источник: сайт vedomosti.ru
При этом «Лента» заявляет о намерении до конца 2020 г. занять позиции игрока № 3 на рынке среди всех продуктовых ритейлеров, не только российских. Для этого ей предстоит обойти по объему выручки французскую Auchan.
Акции и акционеры
С 2014 года ценные бумаги размещаются на Лондонской фондовой бирже. На биржах продаются акции только реально существующих акционеров ритейлера, среди которых на тот момент:
- TPG Group, у которого 49,8%;
- ЕБРР – 21,5%;
- «ВТБ Капитал» – 11,7%.
Впоследствии компания получила листинг в Москве. Сегодня доли акционеров изменились: у TPG – 34%, EBRD – 7,37, а у менеджмента и совета директоров – 1,09%.
Акции «Ленты» не так ликвидны, как бумаги сети «Магнит» и Х5 Retail Group. Кроме того, «Лента» не платит дивиденды по обращающимся на биржах ценным бумагам. Это объясняет 4%-ный дисконт, с которым акции «Ленты» торгуются к «Магниту» и Х5.
В то же время бумаги «Ленты» относительно максимумов 2016 г. скорректировались более чем на 20%, это существенно больше, чем даже бумаги «Магнита», сильно разочаровавшего инвесторов своим финансовым результатом за прошлый год. Благодаря этому акции «Ленты» на сегодняшний день стали самым интересным активом в российском ритейле, доступным для покупки на Московской бирже.
Рис.3. Обыкновенные акции МОЕХ.
Источник: сайт finanz.ru
Рис. 4. Ценные бумаги Lenta Ltd (LNTAq).
Источник: сайт ru.investing.com
Последнее время «Лента» демонстрирует активную экспансию, и, по мнению старшего аналитика ИК «Фридом Финанс» Богдана Зварича, на ее акции следует обратить внимание.
К концу 2016 компания достигла уровня капитализации в 3990 млн долларов и занимала в списке Агентства РиаРейтинг 32 строку, оставаясь третьим по капитализации продуктовым ритейлером после самых богатых, какими являются «Магнит» и X5 Retail Group.
| Капитализация на конец года, млн долларов | Место |
---|---|---|
2014 | 2 906,8 | 33 |
2015 | 3 284,5 | 28 |
2016 | 3 990 | 32 |
Источник: Агентство РиаРейтинг
В намерениях компании стать вторым по стоимости ритейлером в стране.
По результатам исследования РБК «Лента» вошла в число 50-ти крупнейших российских налогоплательщиков. За 2016 год налоговая нагрузка на компанию составляет 1,2%, в бюджет уплачено 3,7 млрд рублей налогов.
Материал в тему: 7 самых крупных продуктовых ритейлеров России
Собственные торговые марки
Развитием собственных торговых марок (СТМ) многие продуктовые ритейлеры решают проблему серости однообразия отечественной торговли, когда большие и маленькие магазины продают одинаковые товары и часто по одинаковым ценам. Производство товаров СТМ позволяет отстраниться от конкурентов, предлагая своим покупателям уникальный товар, какого нет у других.
«Лента» пересматривает подход к товарам собственных брендов и обещает, что к концу 2017 года таких товаров станет в гипермаркетах сети до 2600–2800 видов, а это в полтора раза выше прошлогоднего уровня.
Сегодня покупатели хорошо знают два лентовских бренда:
- среднеценовой «Лента»
Рис.5. Товары под маркой «Лента».
Источник: сайт plabel.ru - более дешевый «365 дней»
Рис.6. Товары под маркой «365 дней».
Источник: сайт fzs-union.ru
Но появятся и новые бренды, в основном в ценовом сегменте «средний плюс», включая овощи и фрукты, на которые раньше СТМ не распространялись.
«Для нас частная марка – это дополнительное продвижение нашего бренда и донесение наших принципов до покупателей» (Татьяна Сафутина, коммерческий директор категории гастрономических товаров компании «Лента»).
Ритейлер и его покупатели
Ценовая политика компании рассчитана на широкий круг покупателей, чтобы гипермаркет стал для жителей района (города) незаменимым, чтобы именно здесь совершались покупки и находилось все необходимое для ведения домашнего хозяйства.
К тому же самые разные продукты питания, всевозможную бытовую технику, кухонные принадлежности (и не только эти товары) могут достаться в подарок, когда покупателю будет преподнесена подарочная карта «Ленты».
Специально для удобства покупателей на своем официальном сайте «Лента» размещает электронный каталог, где находят отражение все акции и скидки месяца.
Компания позаботилась о своих самых маленьких клиентах, активно потребляющих готовые завтраки, печенье и мармелад СТМ и приняла решение купить лицензию на использование на упаковках товаров под собственными торговыми марками любимых персонажей диснеевских мультиков. Так что малыши смогут любоваться Микки и Минни Маус, Дональдом Паком, Гуффи, Плуто и другими любимчиками.
Интересные факты о гипермаркетах «Лента»
У гипермаркетов «Лента» есть слоган – «Экономия в каждой покупке. Всегда». Благодаря применению новейших достижений по оптимизации трудозатрат и использованию ресурсов, здесь всегда привлекательные цены.
«Лента» была в числе самых первых сетей в России, предложивших One-Stop Shopping, когда на ее территории реализовывались не только товары, но и всевозможные услуги. В ее гипермаркетах располагались аптеки, кафе, фотоателье и много других заведений.
Цели на долгосрочную перспективу
Так какие же задачи ставит перед собой компания до 2020 года?
- Войти в тройку крупнейших мультиформатных продовольственных ритейлеров России (об этом уже говорилось выше) и стать крупнейшей сетью гипермаркетов.
- Сохранить и укрепить устойчивое финансовое положение.
- Удвоить торговые площади, ежегодно открывая в городах присутствия 150–200 тыс. кв. м в год.
«Лента» будет развивать сеть не только в обеих столицах, но и в Новосибирске, а также в городах Центрального региона… С супермаркетами мы не пойдем в новые для нас города, где еще нет гипермаркетов «Лента». Мы не пойдем в город только с одним-тремя магазинами. Это значит, что у города должен быть потенциал для довольно значительного количества супермаркетов, так что мы прежде всего будем смотреть на города с населением от миллиона человек. (Ян Дюннинг).
- Создать новые форматы для дальнейшего роста бизнеса, развивать собственный канал онлайн-продаж, выходить на рынок интернет-торговли.
«Я не думаю, что мы останемся исключительно бизнесом супермаркетов и гипермаркетов, как сейчас. Мы можем управлять как маленькими, так и огромными форматами. Мы видим примеры на мировом рынке: если ты хочешь успешно развивать ритейл-бизнес, ты не можешь работать только по одной модели, нужно уметь работать с разными форматами. Но эти форматы должны дополнять друг друга, иметь синергию в цепочке поставок и ценностном предложении для потребителей» (Ян Дюннинг).
В обзоре о торговой сети «Лента» можно узнать подробнее, что представляет собой один из крупнейших российских ритейлеров.
Комментарии 1
Думаю Лента - один из лучших гипермаркетов в России. Равных не существует.