ПАО «ПРОТЕК»

Уже 27 лет Группа «ПРОТЕК» являет собой успешный фармакологический холдинг, демонстрирующий устойчивый рост, социальную ответственность и безграничные перспективы.

Справочная информация:

  • Название компании: ПАО «ПРОТЕК»;
  • Правовая форма деятельности: публичное акционерное общество;
  • Вид деятельности: производство и продажа фармацевтической продукции;
  • Выручка за 2016 год: 241,5 млрд рублей;
  • Основной бенефициар: Вадим Якунин;
  • Численность персонала: 13 700 человек;
  • Сайт компании:www.protek-group.ru/

Группа компаний «ПРОТЕК» среди современных фармацевтических компаний считается одной из крупнейших. Представлена она во всех основных сегментах отрасли: производстве, дистрибьюции и розничных продажах.

История «Протек» началась в 1990 году, когда свой «Центр внедрения «Протек» основали выпускники МФТИ Вадим Якунин и Григор Хачатуров для занятий торгово-посреднической деятельностью.

Экскурс в историю

Кстати, деятельность свою компания осуществляла в нескольких областях, и в информационных технологиях тоже. Но приоритетным направлением, спустя пару лет после основания, стала дистрибуция фармацевтических препаратов, поставки в Россию лекарственных средств от крупных венгерских фармацевтических компаний: «Гедеон Рихтер», «Биогал», «Эгил», «Хиноин». А по итогам 1995 года Центр впервые стал лидером рейтингов импортеров фармпродукции в РФ.

Компания работает и с отечественными производителями. Региональные филиалы в 1994 году открыты в Санкт-Петербурге и Волгограде. С аптеками устанавливается модемная связь. Среди российских фармдистрибьюторов это был первый опыт.

Дела шли успешно, и в 1999 со своими партнерами, которыми выступили компании «Лек», «Алкалоид» и «Никомед», создается ЗАО «ФармФирма «Сотекс». Его назначение — упаковка и фасовка лекарственных средств. Позже на предприятии будет сосредоточено основное производство Группы.

К началу нового века в составе ЦВ «ПРОТЕК» было уже 39 филиалов и 15 региональных представительств и запущен розничный бизнес – начинает работу первая аптека «Ригла», старт будущей сети.

В результате реструктуризации образуется ОАО «Протек». Оно становится объединяющим звеном, головной компанией всех сегментов бизнеса и дочерних, и зависимых фирм, что появляются:

  • ООО «ПРОТЕК-СВМ» - дистрибьютор субстанций, производитель лекарственных средств по контракту (2003);
  • ООО «ПРОМОФАРМ» - компания, оказывающая маркетинговые услуги для фармацевтических производителей и владельцев торговых марок (2003);
  • ЗАО «Спарго Технологии» - разработчик информационно-технологических услуг для участников фармакологического рынка (2004);
  • завод «ФармФирмы «Сотекс» (2005), на котором за десять лет одна за другой запущены три производственные линии ампульных лекарственных средств;
  • терминал для таможенно-складской обработки фармацевтических товаров ТСТ «Транссервис» (2006 – первая очередь, 2007 – ввод в эксплуатацию).

К своему 25-летнему рубежу «Протек» превратился в крупнейший российский фармацевтический холдинг, пережил этапы становления – это и выстраивание дистрибьюторского бизнеса ЦВ «ПРОТЕК, развитие розничной сети «Ригла» и расширение производства «Сотекс».

Он вывел на отечественный фармацевтический рынок новые лекарственные средства – «Фламадекс», «Нейпилепт», «Липотиоксон», «Кетоаминол», «Орнилатекс», «Селамерекс».

Число препаратов под собственными брендами (Private label) в его производственном портфеле приближается к 60. А собственную продукцию Группа поставляет в 8 стран‑импортеров.

Рис. 1. Упаковка Biozone и SmileExpert от брендингового агентства SolutionsАlmacor как отражение натуральности и высокого качества продукции СТМ компании «Протек».  Источник: сайт sostav.ru

Рис. 1. Упаковка Biozone и SmileExpert от брендингового агентства SolutionsАlmacor как отражение натуральности и высокого качества продукции СТМ компании «Протек».
Источник: сайт sostav.ru

Современный «ПРОТЕК»

На 27-м году существования Группа компаний в числе ключевых фармакологических российских компаний, работает во всех основных сегментах фармацевтической отрасли и имеет диверсифицированную структуру бизнеса. Она занимается продажей собственной (и не только) фармацевтической продукции оптом и в розницу через свои сети аптек: «Ригла», «Будь здоров» и «Живика».

Группа поставляет лекарственные препараты в больших масштабах государственным учреждениям. И в этом один из секретов ее успеха. Партнером государства в реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготных категорий граждан она стала еще в 2005 году.

Своими приоритетами «Протек» считает принципы прозрачности и открытости, заботу о красоте и здоровье людей.

Благодаря вертикальной интеграции в группе есть возможность контролировать качество товаров на каждом этапе его продвижения, мгновенно реагировать на изменяющиеся запросы рынка. Компании Группы – одновременно поставщики и клиенты друг для друга, что позволяет в полном объеме обеспечивать потребности в товаре в количестве и качестве, требуемом для успешной организации производственного процесса.

Все это делает позиции компании конкурентными в любом рыночном сегменте. А на отечественном рынке дистрибуции «Протек» стал безусловным №1. Именно этот сегмент формирует почти 80% выручки ПАО.

Цепочка «Производство – Дистрибуция – Розничная продажа»

Дистрибьютерское направление обеспечивает достойный уровень услуг хранения и логистики, так что компаниям-производителям нет нужды свои усилия растрачивать на поиски схем реализации продукции.

  • Производство

    Представляет производственный сегмент ЗАО «ФармФирма «Сотекс». Завод расположен в Сергиевом Посаде (Московская область) и производит инъекционные растворы в ампулах и преднаполненных шприцах. У предприятия практически лучшие в стране производственно-технологические мощности.

    Рис. 2. На ФармФирме «Сотекс». Источник: сайт pharmvestnik.ru

    Рис. 2. На ФармФирме «Сотекс».
    Источник: сайт pharmvestnik.ru

    Предприятие стремится к расширению продуктового портфеля, прежде всего, за счет выпуска инновационных препаратов собственных торговых марок, развития производственных мощностей и лицензионного производства во взаимодействии с известными международными фармкомпаниями.

  • Дистрибуция

    ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК», что представляет дистрибьюторский сегмент, – один из крупнейших российских национальных дистрибьюторов фармпрепаратов и товаров для красоты и здоровья. Аналитическим агентством IMS Health предприятие признано первым в рейтинге прямых продаж. У него 20 тысяч клиентов в 83 субъектах Федерации, которым поставляются лекарства и фармацевтика.

    В региональной сети: филиалов – 42, складов – 24, складов-депо – 28.

    Рис. 3. ЦВ «Протек» крупного российского фармдистрибьютора. Источник: сайт expert.ru

    Рис. 3. ЦВ «Протек» крупного российского фармдистрибьютора.
    Источник: сайт expert.ru

    Важнейшими направлениями работы Группы в данном сегменте определены:

    усиление работы с клиентской базой;

    повышение эффективности бизнеса;

    внедрение новых партнерских программ для поставщиков и клиентов.

  • Розничная продажа

    Этот сегмент представлен аптечной сетью «Ригла». Среди крупнейших российских аптечных сетей «Ригла» уверенно держит второе место по объему продаж в рейтинге журнала «Вадемекум».

    «Ригла – это 1768 аптек в 47 российских регионах, это три бренда:

    «Ригла» с форматом открытой торговли и ценовым сегментом выше среднего;

    Рис. 4. Аптека «Ригла». Источник: сайт vademec.ru   Рис. 4. Аптека «Ригла».
    Источник: сайт vademec.ru

    «Будь здоров!» с закрытой формой торговли и средней ценовой категорией;

    Рис. 5. Аптека «Будь Здоров». Источник: сайт vademec.ru   Рис. 5. Аптека «Будь Здоров».
    Источник: сайт vademec.ru

    «Живика» также с закрытой формой торговли для дискаунтеров.

    Рис. 6. Аптека «Живика». Источник: сайт zhivika.ru     Рис. 6. Аптека «Живика».
    Источник: сайт zhivika.ru

    Группа выбрала курс на продолжающийся рост сети и выход ее в новые регионы, развитие всех трех брендов с приоритетом на формат дискаунтеров, развитие программ лояльности клиентов, усиление конкурентных преимуществ в области сервиса и ценообразования.

    «Мы любим конкуренцию на рынке, и чем она жестче, тем мы лучше работаем. Мы не видим ни в ком угроз, а видим коллег по бизнесу» (В. Музяев)

На рынке фармацевтической продукции «Протек» чувствует себя более чем уверенно. Даже сентябрьское 2016 года соглашение о партнерстве фармдистрибьютора «СИА Интернейшнл» с розничной группой X5 Retail Group, предусматривающее открытие 3,3 тыс. аптек на площадях торговых сетей крупнейшего отечественного ритейлера, не поколебало этой уверенности и позволило президенту «Протека» заявить, что доля его компании на рынке не только не снизится, а даже увеличится.

Высокие показатели, которые демонстрирует компания, служат отличным подтверждением эффективности работы менеджмента и всех ее сотрудников.

Финансовое положение

У компании довольно прочное положение на фармацевтическом рынке России, она постоянно повышает доходность собственного бизнеса.

Эффективная операционная деятельность в каждом сегменте рынка и сокращение операционных затрат позволили компании достигнуть положительных финансовых результатов. Практически вдвое за пять лет выросла консолидированная выручка. По итогам работы за 2016 год она составила 241 482 млн рублей.

Таб. 1. Основные показатели финансового состояния ПАО «Протек» (млрд рублей)

 

Выручка

Чистая прибыль

2012

125,5

2,81

2013

139,3

2,02

2014

156,9

4,79

2015

195,3

10,97

2016

241,5

6,11

Источник: официальный сайт компании

«Нас удовлетворили показатели 2016 года прироста по выручке, мы будем стараться их удерживать в дальнейшем» (В. Музяев, президент ПАО «Протек»).

Компания демонстрирует устойчивый рост выручки, а значит, и свои позиции в рейтинге журнала Forbes. По итогам за 2016 год, среди двухсот крупнейших частных компаний России она занимает 29-ую строку.

Таб. 2. Положение ПАО «ПРОТЕК» в рейтинге крупнейших частных компаний России

 

Выручка, млрд рублей

Место

2013

125,5

37

2014

139,3

38

2015

159,9

34

2016

195,3

31

2017

241,5

29

Источник: Forbes

«Протек» к концу 2016 достиг уровня капитализации в 866 млн долларов и в списке Агентства РиаРейтинг занимает 69 строку, а за последнее пятилетие он поднялся с 89 места.

Таб. 3. Положение ПАО «ПРОТЕК» в рейтинге самых богатых компаний России

 

Капитализация на конец года

Место

 

Миллионов рублей

 

2012

15 920

89

2013

25 988

78

 

Миллионов долларов

 

2014

375,7

77

2015

435,4

72

2016

866

69

Источник: Агентство РиаРейтинг

Акции и акционерный капитал

В Совете Директоров только его председатель В. С. Якунин владеет акциями «Протека» (24,42%). А с акциями компании (58,79%) он является основным акционером. У венгерской Gedeon Richter – еще 5%. Остальные 11,79% – в свободном обращении. Так утверждает годовой отчет компании за 2016 год.

Впервые акции появились на торгах биржи РТВ в 2010 году. Тогда же «Протек» стал публичной компанией, и с 2011года его акции допущены к торгам на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Сегодня обыкновенные акции ПАО «Протек» считаются одними из перспективных, а значит, потенциально доходными для долгосрочного инспектора. И у них есть реальный потенциал для роста.

«Среди факторов инвестиционной привлекательности отметим лидирующие позиции в Дистрибуции и Рознице, вертикально-интегрированную структуру Бизнеса, устойчивое финансовое состояние и отсутствие долговой нагрузки. Среди факторов риска – низкий Free Float и низкая ликвидность. Мы сохраняем рекомендацию «Покупать» акции компании долгосрочным инвесторам с перспективой высоких дивидендов» (Ксения Шульгина, ведущий аналитик «Универ Капитал»).

Рис. 7. Котировки акций ПАО «Протек» на ММВБ, рублей. Источник: сайт ru.investing.com

Рис. 7. Котировки акций ПАО «Протек» на ММВБ, рублей.
Источник: сайт ru.investing.com

Социальная ответственность и благотворительность

Благотворительный фонд «ПРОТЕК» был основан в 2006 году. Его благотворительная деятельность осуществляется в рамках запатентованной программы «ЗДОРОВЬЕ — ЛЮДЯМ». Это:

  • финансовая помощь социально-незащищенным гражданам, к каким относятся инвалиды ВОВ, сироты и дети без попечения родителей, малообеспеченные и многодетные семьи;
  • безвозмездное лекарственное обеспечение;
  • спонсорство акции «Семья помогает семье. Соберем ребенка в школу».

Кроме того, фонд поддерживает науку и образование, фундаментальные исследования, культуру и сохранение культурно-исторического и духовного наследия России.

В перспективе 

«Группа компаний «ПРОТЕК» уверено смотрит в будущее. Основанием для этого служат: финансовая устойчивость, стабильно положительная динамика операционно-финансовой деятельности, тщательно проработанная и планомерно реализуемая программа инвестиций и прочное положение на рынке» (В. Г. Музяев, президент ПАО «ПРОТЕК»).

Стратегическими направлениями своей деятельности Группа считает:

  • рост рыночной доли в каждом сегменте;
  • усиление интеграции и гарантированный эффект синергии между сегментами;

Справочно: Синергия (ударение на вторую «и») — это полезное взаимодействие, эффект от которого превосходит суммарное действие поодиночке всех его сторон.

  • усиление экономического эффекта от деятельности интегрированного бизнеса, прежде всего, путем сокращения затрат и роста прибыльности;
  • развитие производственных мощностей и расширение портфеля производимой продукции.

Компания уверена, что к 2021 году будет существенно увеличена ее стоимость, повышена доходность бизнеса и выручка, обеспечена устойчивая и непрерывная бизнес-деятельность.

«В 2017 году ГК «ПРОТЕК» продолжит развиваться, двигаться вперед и инвестировать в расширение производственных и складских мощностей, а также розничной сети» (В. С. Якунин, председатель Совета директоров ПАО).