Демпинг – это целенаправленное снижение экспортной цены товаров или услуг для захвата части рынка и создания проблем конкурентам. Цена может упасть даже ниже себестоимости и тогда для защиты внутреннего рынка приходится вводить специальные пошлины.

Демпинг (сброс, от англ. dumping) – реализация услуг и товаров по сниженным, по сравнению со средними по рынку, ценам, в некоторых случаях – ниже себестоимости. Может иметь как положительное, так и негативное влияние для экономики. Занижение продажной цены может применяться государственными и частными компаниями как:

  • разовая мера для реализации неликвидных складских запасов или когда возникает острая необходимость в дополнительных денежных средствах;
  • маркетинговая политика, направленная на завоевание части рынка и уменьшения доли конкурентов, в расчете компенсировать текущие потери увеличением объема продаж в будущем;

Варианты демпинга

На законодательном уровне обычно выделяют три основных вида:

  • ценовой – экспортная стоимость товаров и услуг существенно ниже, чем для внутреннего потребителя;
  • стоимостной – продажа на экспорт дешевле себестоимости;
  • валютный – выгодная цена достигается снижением курса национальной валюты, что особенно хорошо для экспортеров.

В коммерческой практике также встречаются следующие варианты:

  • спорадический – разовый демпинг, что дает возможность избавиться от складских излишков по низким ценам. В ситуации, когда объем произведенной продукции больше, чем возможно реализовать на внутреннем рынке, перед компанией возникает проблема: или сократить объем производства, что, чаще всего, нежелательно или попытаться максимально снизить стоимость и все-таки реализовать товар.
  • преднамеренный – метод «выдавливания» конкурентов с рынка с целью занятия на нем монопольного положения. Такое внешне простое действие обычно приводит к тому, что в дальнейшем цены могут вырасти даже выше предыдущего периода.
  • постоянный – цены на уровне или ниже себестоимости поддерживаются в течение долгого времени. Такой вид демпинга обычно характерен для промышленных предприятий с устаревшим производственным циклом, которые не могут конкурировать на внешних рынках иным способом.
  • обратный – экспортная стоимость искусственно завышена в сравнении с внутренними, например, при экспорте газа, нефти и других сырьевых товаров. Используется довольно редко, как правило, в периоды сильных колебаний курса национальной валюты;
  • взаимный – встречая торговля одним товаром между производителями в разных странах по заранее оговоренной сниженной цене. Является признаком высокой монополизации внутреннего рынка.

Антидемпинговые процедуры

Несмотря на возможные выгоды для отдельного поставщика, демпинг нарушает принципы справедливой конкуренции и в целом негативно сказывается на состоянии внутренней экономики. Введение повышенных импортных пошлин являются наиболее распространенным и действенным методом противостояния искусственному снижению цен, если доказан их системный характер и ущерб местным производителям.

Первым международным соглашением о предотвращении демпинга было IV Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), принятое в 1947 г.  

За три последующих раунда дополнительных соглашений в 1960-1961, 1964-1967 и 1986-1994 году были согласованы более жесткие меры и после того как в начале 90-х прошлого века функции ГАТТ перешли к Всемирной торговой организации (ВТО),  они были включены в Международное антидемпинговое соглашение, ратифицированное большинством участников данной организации.

Рекомендации Антидемпингового комитета ВТО определяют методику определения факта демпинга – можно говорить о его наличии, если доказаны два факта:

  • нормальная цена импортируемого товара или услуги, ниже, чем стоимость аналогичной продукции местных производителей. Под нормальной понимается итоговая стоимость товара(услуги), учитывающая себестоимость, средний уровень прибыли по отрасли, налоги и расходы по доставке товара потребителю. Если прямое сравнение невозможно, можно использовать два альтернативных варианта: анализируя цены экспортера в третьих странах или только по средним издержкам производства и норме прибыли. Расчет нормальных, или как их еще называют, индикативных цен обычно находятся в компетенции Таможенной службы и Антимонопольного комитета;
  • явно виден прямой ущерб для местных компаний и экономики;

Если установлен факт, что имеет место предполагаемый демпинг, это дает возможность инициирования расследования, в котором соблюдаются следующие обязательные условия:

  • заявление должно содержать реальные факты полученного ущерба, а также  препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности, расчет нормальной цены при ее отсутствии и какую часть рынка, по мнению заявителя, занимает демпинговая продукция. Допустима подача коллективных исков, если затронуты интересы нескольких компаний;
  • может быть установлен минимальный размер снижения цены, например 2%, которое не считается демпингом;
  • до принятия соответствующими органами положительного или отрицательного решения о начале расследования соблюдается режим конфиденциальности о заявителе и поданная им информация с целью предотвращения давления со стороны импортеров и связанных с ним лиц;
  • при нанесении национальному производителю крупного ущерба, который продолжает увеличиваться, могут быть введены предварительные пошлины до вынесения окончательного решения по делу;

Законодательное регулирование в РФ

На текущий момент антидемпинговые процедуры в России регламентируются на трех уровнях:

  1. Нормы ВТО как страны-участника международной организации: Антидемпинговое соглашение и другие рекомендации соответствующего комитета;
  2. Соглашения в рамках Таможенного союза:  два основных документа –  «Соглашение о применении защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих лиц» от 25 января 2008 года и Федеральный закон «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» от 20 октября 2011 года, в котором устанавливается приоритет положений ВТО при спорах с участниками Таможенного союза;
  3. Защита внутреннего рынка и государственных закупок: законы № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных организаций».