Демпинг – это целенаправленное снижение экспортной цены товаров или услуг для захвата части рынка и создания проблем конкурентам. Цена может упасть даже ниже себестоимости и тогда для защиты внутреннего рынка приходится вводить специальные пошлины.
Демпинг (сброс, от англ. dumping) – реализация услуг и товаров по сниженным, по сравнению со средними по рынку, ценам, в некоторых случаях – ниже себестоимости. Может иметь как положительное, так и негативное влияние для экономики. Занижение продажной цены может применяться государственными и частными компаниями как:
- разовая мера для реализации неликвидных складских запасов или когда возникает острая необходимость в дополнительных денежных средствах;
- маркетинговая политика, направленная на завоевание части рынка и уменьшения доли конкурентов, в расчете компенсировать текущие потери увеличением объема продаж в будущем;
Варианты демпинга
На законодательном уровне обычно выделяют три основных вида:
- ценовой – экспортная стоимость товаров и услуг существенно ниже, чем для внутреннего потребителя;
- стоимостной – продажа на экспорт дешевле себестоимости;
- валютный – выгодная цена достигается снижением курса национальной валюты, что особенно хорошо для экспортеров.
В коммерческой практике также встречаются следующие варианты:
- спорадический – разовый демпинг, что дает возможность избавиться от складских излишков по низким ценам. В ситуации, когда объем произведенной продукции больше, чем возможно реализовать на внутреннем рынке, перед компанией возникает проблема: или сократить объем производства, что, чаще всего, нежелательно или попытаться максимально снизить стоимость и все-таки реализовать товар.
- преднамеренный – метод «выдавливания» конкурентов с рынка с целью занятия на нем монопольного положения. Такое внешне простое действие обычно приводит к тому, что в дальнейшем цены могут вырасти даже выше предыдущего периода.
- постоянный – цены на уровне или ниже себестоимости поддерживаются в течение долгого времени. Такой вид демпинга обычно характерен для промышленных предприятий с устаревшим производственным циклом, которые не могут конкурировать на внешних рынках иным способом.
- обратный – экспортная стоимость искусственно завышена в сравнении с внутренними, например, при экспорте газа, нефти и других сырьевых товаров. Используется довольно редко, как правило, в периоды сильных колебаний курса национальной валюты;
- взаимный – встречая торговля одним товаром между производителями в разных странах по заранее оговоренной сниженной цене. Является признаком высокой монополизации внутреннего рынка.
Антидемпинговые процедуры
Несмотря на возможные выгоды для отдельного поставщика, демпинг нарушает принципы справедливой конкуренции и в целом негативно сказывается на состоянии внутренней экономики. Введение повышенных импортных пошлин являются наиболее распространенным и действенным методом противостояния искусственному снижению цен, если доказан их системный характер и ущерб местным производителям.
Первым международным соглашением о предотвращении демпинга было IV Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), принятое в 1947 г.
За три последующих раунда дополнительных соглашений в 1960-1961, 1964-1967 и 1986-1994 году были согласованы более жесткие меры и после того как в начале 90-х прошлого века функции ГАТТ перешли к Всемирной торговой организации (ВТО), они были включены в Международное антидемпинговое соглашение, ратифицированное большинством участников данной организации.
Рекомендации Антидемпингового комитета ВТО определяют методику определения факта демпинга – можно говорить о его наличии, если доказаны два факта:
- нормальная цена импортируемого товара или услуги, ниже, чем стоимость аналогичной продукции местных производителей. Под нормальной понимается итоговая стоимость товара(услуги), учитывающая себестоимость, средний уровень прибыли по отрасли, налоги и расходы по доставке товара потребителю. Если прямое сравнение невозможно, можно использовать два альтернативных варианта: анализируя цены экспортера в третьих странах или только по средним издержкам производства и норме прибыли. Расчет нормальных, или как их еще называют, индикативных цен обычно находятся в компетенции Таможенной службы и Антимонопольного комитета;
- явно виден прямой ущерб для местных компаний и экономики;
Если установлен факт, что имеет место предполагаемый демпинг, это дает возможность инициирования расследования, в котором соблюдаются следующие обязательные условия:
- заявление должно содержать реальные факты полученного ущерба, а также препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности, расчет нормальной цены при ее отсутствии и какую часть рынка, по мнению заявителя, занимает демпинговая продукция. Допустима подача коллективных исков, если затронуты интересы нескольких компаний;
- может быть установлен минимальный размер снижения цены, например 2%, которое не считается демпингом;
- до принятия соответствующими органами положительного или отрицательного решения о начале расследования соблюдается режим конфиденциальности о заявителе и поданная им информация с целью предотвращения давления со стороны импортеров и связанных с ним лиц;
- при нанесении национальному производителю крупного ущерба, который продолжает увеличиваться, могут быть введены предварительные пошлины до вынесения окончательного решения по делу;
Законодательное регулирование в РФ
На текущий момент антидемпинговые процедуры в России регламентируются на трех уровнях:
- Нормы ВТО как страны-участника международной организации: Антидемпинговое соглашение и другие рекомендации соответствующего комитета;
- Соглашения в рамках Таможенного союза: два основных документа – «Соглашение о применении защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих лиц» от 25 января 2008 года и Федеральный закон «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» от 20 октября 2011 года, в котором устанавливается приоритет положений ВТО при спорах с участниками Таможенного союза;
- Защита внутреннего рынка и государственных закупок: законы № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных организаций».