Initial Public Offering (сокр. IPO, первичное публичное предложение/размещение). Распределение пакета акций среди внешних инвесторов до их свободного обращения на бирже. Размещение последующих выпусков уже будет называться публичным размещением или PO (Public Offering).

Сегодня успешное проведение процедуры первичного размещения акций на фондовой бирже (IPO) позволяет вывести компанию на новый уровень развития. На российском фондовом рынке термин IPO иногда также используется при публичной продаже на бирже долей крупных акционеров.

Преимущества IPO

Процесс преобразования компании из закрытой в публичную формирует следующие основные цели IPO:

  • Увеличение финансирования. Публичность деятельности и ее прозрачность для инвесторов позволяет получить внешнее финансирование в объеме, значительно превышающим возможности владельцев.
  • Свободное определение цены акций. Позволяет более адекватно оценить текущую капитализацию фирмы для возможных слияний или поглощений.
  • Свободный оборот. Возможность свободной реализации повышает стоимость ценных бумаг;
  • Значительное повышение ликвидности. Расширяются возможности частного, государственного и банковского кредитования, повышается лояльность клиентов и другие нефинансовые выгоды;

В итоге должны быть максимально учтены интересы всех участвующих в IPO

Варианты организации IPO

В финансовой практике наиболее часто используются следующие три варианта организации первичного предложения:

  1. Фиксированная цена. Второе название «открытое предложение» - в этом варианте стоимость акций известна заранее. Заявки принимаются, пока весь объем выпуска не будет размещен полностью.
  2. Определение цены через аукцион. В основном используется при продаже казначейских облигаций и приватизации. Для IPO частных компании используется редко, так как всегда существует риск «недоразмещения». Аукционы наиболее эффективны для акционирования больших компаний, данные по которым имеются в широком доступе и могут быть получены всеми участниками.
  3. Книга заявок. Данный вариант позволяет андеррайдеру полностью контролировать процедуру IPO –это выглядит примерно так:
  4. Задается начальный ценовой коридор (Price Range), внутри которого идет прием заявок на покупку. Диапазон пересчитываться в зависимости от интереса, то есть итоговая цена покупки может быть выше или ниже первоначальной.
  5. В заявке, кроме количества приобретаемых акций, указывается максимальная цена (Limit Price), на которую согласен покупатель. Дополнительно заявки разделяются на три типа:

    обычная (Strike Bid) – покупка производится по конечной цене;

    максимально допустимая цена (Limit Bid) – покупка, только если итоговая цена не превысит заданный уровень;

    ступенчатая (Step Bid) – количество покупаемых акций меняется в зависимости от роста или падения цены;

Для каждого отдельного выпуска может быть использован отдельный метод или комбинированные схемы: например, вариант «открытое предложение (первый транш)+аукцион (все последующие)» или «книга заявок (первый транш)+открытое предложение (второй транш)».

Обязательные этапы IPO

В данном разделе кратко опишем главные этапы процесса IPO. Это обязательная последовательность, но конкретные сроки и детали, безусловно, могут быть разными для каждой компании:

Принимается решение о начале IPO

Выполнение обязательных требований и процедур регуляторных органов к процесс достаточно сложный и длительный, и, как показывает практика, занимает минимум 1-2 года с момента принятия первоначального решения.

Проведение общего собрания и создание управленческого органа координирующего процесс IPO

На втором этапе необходимо определиться с  инвестиционным банком, а также компаниями для проведения юридического и финансового аудита. Банк, кроме консультирования и поиска потенциальных инвесторов, также берет на себя функции андеррайтинга – гарантирования эмитенту получение предварительного оговоренной минимальной выручки от размещения («твердое обязательство», firm commitment) или продажи максимально возможного количества акций («максимальное усилие»). Функции андеррайтинга могут выполняться одновременно несколькими компаниями или банками.

Создание эмиссионного проспекта

Предварительный вариант предоставляется в Комиссию по ценным бумагам и дополнительно к финансовой отчетности, подтвержденной независимым аудитом, и должен включать всю необходимую информацию для принятия решения: на каких рынках работает компания, основные конкуренты, стратегия деятельности на ближайшие несколько лет и другие данные.

В создании проспекта обязательно участие андеррайдеров, которые затем будут использовать полученную информацию для презентации IPO для потенциальных инвесторов.

«Road Show» или «Дорожное шоу»

Сленговое обозначение мероприятий по убеждению клиентов приобрести акции будущего выпуска. Происходит в виде переговоров о продаже крупных пакетов, различных собраний, рекламы, публикаций в СМИ, презентаций и других маркетинговых мероприятий.

От того, насколько эффективно прошел данный этап, в конечном итоге зависит общий успех. Именно здесь начинается первоначальное наполнение книги заявок и согласуется окончательное количество и первоначальная цена бумаг. Результатом всех доработок будет финальный вариант эмиссионного проспекта и, при необходимости, поправка цены (Рrice Аmendment).

Передача акций для начала торговли

Не позднее двух дней после принятия окончательного варианта проспекта IPO считается состоявшимся, и акции поступают в управление андеррайдеров. Свободное заключение сделок на бирже начинается на следующий день после окончания последнего распределения.

Окончание процесса первоначального размещения

После передачи акций андеррайтеру и в случае «твердого обязательства», он переводит компании заранее оговоренную сумму, после чего сделка считается завершенной. Через семь дней после начала торговли размещение официально подтверждается как состоявшееся, и еще через 25 дней завершается «период молчания», во время которого андеррайтерам запрещаются публикация каких-либо прогнозов и оценка стоимости компании.

Размещение на фондовых рынках США и Европы

Фондовый рынок США - самый крупный и ликвидный в мире, с огромной инвестиционной базой, позволяющей проводить первоначальное размещение акций практически любого объема. Для компаний- нерезидентов доступ к бирже осуществляется с помощью Американских депозитарных расписок (ADR) – ценных бумаг, дающих право владения иностранными ценными бумагами, но с обращением только внутри США.

Правовое регулирование процедуры IPO в РФ

Регулирование процедуры проведения первоначального размещения акций находится в ведении ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам). Основными нормативными документами являются законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах» и «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Большинство первоначальных ценных бумаг обращается на объединенной бирже «РТС-ММВБ». На схеме показана процедура первичного размещения, которая применялась на ММВБ и сейчас используется на объединенной «Московской бирже»:

Несколько примеров успешных IPO:

  • «Яндекс». После закрытия первого торгового дня 24.05.2016 на бирже Nasdaq был зафиксирован рост акций на 55,4 %, что позволило компании получить 1,67 млрд. долларов инвестиций;
  • «Facebook». 18.05.2012 г. – результат $18,4 млрд. долларов при цене $38 за акцию.
  • «Alibaba». Китайский онлайн-ритейлер привлек в 2014 году 25 млрд. долларов на IPO, что является рекордом на текущий момент.