Бухгалтерская прибыль – важный показатель оценки экономического положения и финансовой устойчивости компании. Рассчитывать ее необходимо любому предприятию как разницу между валовым доходом и себестоимостью продукции. Для этого показателя не существует норматива, но для успешного хозяйствования важно на каждом этапе работы фирмы важно увеличивать размеры прибыли.

Получение дохода – обязательное условие успешного существования любого предприятия. Под доходом подразумевается положительная разница между поступлением материальных активов и расходами. Это конечная цель работы любой компании. При отрицательных результатах ведения деятельности (убытках) компании неоткуда будет брать средства для дальнейшего существования.

Прибыль – это тоже часть дохода. Она отличается в зависимости от источников формирования.

Бухгалтерская прибыль (БП) – это положительная разница между поступлениями активов и явными издержками. Иными словами, это доход минус расходы на производство.

Формула расчета

БП находят по формуле:

БП = ВД – ЯИ, где:

  • ВД – валовый доход;
  • ЯИ – явные издержки.

Важно! Бухгалтерская прибыль не включает в себя неявные издержки (возможные поступления при более выгодном использовании ресурсов). Эти расходы учитываются в экономической прибыли.

С определением БП могут возникнуть сложности в связи с необходимостью поиска различных показателей, которые нужно учитывать. В структуру валового дохода и издержек входит множество составляющих. Также стоит принимать во внимание колебание цен и инфляцию, если приходится сравнивать данные разных периодов. Поэтому расчеты могут вестись в действительных (рыночных) и сопоставимых ценах (цены условного периода, принимаемые за базовые).

Справка! Валовый доход – совокупность денежных средств и других активов, получаемых предприятием от ведения основной деятельности. Это стоимость прироста капитала за определенный период времени.

Валовый доход составляют поступления от:

  • средств, которые поступили от покупателей и контрагентов;
  • штрафов и пеней, выплаченных в пользу компании;
  • операций по продаже ценных бумаг;
  • финансовой помощи;
  • банковских процентов;
  • и от других источников.

Справка! Явные издержки – расходы на производство продукции, в торговле – на закуп и предпродажную подготовку. Иными словами, это себестоимость продукции, за которую в конечном счете платит потребитель.

Явные издержки включают в себя:

  • затраты на закуп;
  • расходы на оплату труда;
  • проценты за выплату долгов (кредиты, займы).

Бухгалтерская прибыль можно рассчитывать за любой промежуток времени (месяц, квартал, год). Все данные можно взять из бухгалтерского баланса.

Норматив

Бухгалтерская прибыль относится к тем видам показателей, для которых не существует нормативных значений. Чем больше в итоге, тем лучше для любого предприятия.

Важно! Прибыль может быть отрицательной – убытком. Убытки негативно сказываются на финансовой устойчивости предприятия. Постоянная работа в минус грозит потерей платежеспособности.

Пример расчета

Рассчитаем прибыль на примере условного предприятия за 2017 год. Все данные приведены в таблице ниже, их также можно скачать в формате Excel.

Таблица 1. Расчет бухгалтерской прибыли

Квартал

Валовый доход, т. р.

Себестоимость продукции, т. р.

Бухгалтерская прибыль, т. р.

I квартал 2017

76 135 000

49 287 790

26 847 210

II квартал 2017

78 823 000

47 267 650

31 555 350

III квартал 2017

79 006 000

46 876 000

32 130 000

IV квартал 2017

81 276 000

45 309 000

35 967 000

Год

315 240 000

188 740 440

126 499 560

В среднем за квартал

78 810 000

47 185 110

31 624 890

Бухгалтерская прибыль за год составила 126 499 560 тыс. руб., что соответствует 31 624 890 в квартал. На протяжении года она возрастала и в IV квартале составила 35 967 000 руб. Положительная динамика говорит о благоприятной ситуации в компании.

Рис. 1. Динамика роста БП

Рис. 1. Динамика роста БП

Что влияет на прибыль

Существует множество способов повышения прибыли предприятия. На приток денег в организацию влияют разные факторы:

  • внутренние (связанные с объемами выпускаемой продукции);
  • внешние (не зависят от внутренних процессов и работы предприятия, но косвенно влияют на прибыль).
Таблица 2. Внутренние и внешние факторы

Внутренние

Внешние

Производительность оборудования.

Конкуренты и экономическая ситуация.

Численность персонала.

Цены поставщиков на сырье и оборудование.

Управленческие решения.

Амортизационные отчисления.

Модернизация процессов и оборудования.

Принимаемые законы.

Распределение финансовых ресурсов.

Использование природных ресурсов.

Особенности рабочих процессов.

Выплаты в бюджет.

Качество продукции и услуг.

Стоимость энергоресурсов.

Все эти факторы прямо или косвенно влияют на размер прибыли. Бороться с внешними факторами крайне сложно, но можно сократить их негативное влияние. Например, при повышении цен основного поставщика постараться найти более дешевую замену его сырью.

Внутренние факторы тесно связаны с размером получаемого дохода. Для любого предприятия крайне важно детально работать с каждым из них, стараться увеличить отдачу и сократить расходы.

Традиционные варианты увеличение прибыльности бизнеса:

  • расширение производимого и реализуемого ассортимента товаров;
  • выход на новые рынки;
  • модернизация оборудования, оптимизация рабочих процессов;
  • сокращение расходов на сырье;
  • наращивание объемов производства;
  • повышение качества продукции;
  • сокращение разных затрат (на сырье, энергоресурсы, заработную и арендную плату и т.д.).

Важно! Самый простой вариант повышения дохода – это поднять цены. Но он может привести к падению спроса. Поэтому все эффективные способы повышения прибыли можно свести к двум вариантам: сокращению себестоимости на единицу продукции и росту выручки благодаря увеличению объемов продаж.

Резюме

В целом бухгалтерская прибыль показывает эффективность ведения бизнеса, успешность бизнес-модели, уровень рентабельности. При оценке показателя важно сопоставлять его с планом и по факту достижения плана делать выводы. Нужно стремиться к постоянному росту прибыли. Только в этом случае можно говорить об успешной работе компании.