Бесхмельницкий Андрей Анатольевич

Коротко: Андрей Бесхмельницкий заработал на молоке миллионы и занял в рейтинге Форбс в 2015 году 172 место с капиталом 450 млн $. После слияния «Юнимилк» и Danone решил уехать в Латвию, где основал компанию Food Union, на которой планировал производить молочные продукты для России. Даже продовольственное эмбарго не смогло остановить предпринимателя. Продажи в Китай, Нидерланды, страны Европы, приобретение заводов в Дании, России по производству мороженого приносят Бесхмельницкому имя «крупнейшего мороженщика ЕС».

Подробно

Досье:

  • ФИО: Бесхмельницкий Андрей Анатольевич
  • Дата рождения: 25 марта 1967 года
  • Образование: Ставропольский педагогический институт
  • Дата начала предпринимательской деятельности /возраст: 1993 год/26 лет
  • Вид деятельности при старте: банковская деятельность
  • Текущий вид деятельности: молочная промышленность
  • Текущее состояние: 450 млн $, по версии Forbes на 2015 г.

В жизни Андрея Бесхмельницкого был футбол и педагогика, реклама и полиграфия, банковское дело и мясная промышленность. Но успехов в бизнесе Андрей Бесхмельницкий смог добиться, занявшись производством молочной продукции.

Уйдя в свободное плавание в 2003 году со своим главным детищем – комбинатом «Юнимилк», начинающий молочный бизнесмен смог вывести компанию на второе место в отрасли.

Из разрозненных активов, которые быстро скупались и собрались под названием «Юнимилк», получилось построить успешный бизнес с известными брендами.

«Мы должны иметь возможность передать компанию другим людям», – А. Бесхмельницкий, 2004 год

И его высказывания оказались пророческими. Молочный гигант просто не мог не заинтересовать зарубежных инвесторов. Слияние «Юнимилк» и Danone считалось обоюдовыгодным. Но по факту произошло поглощение.

Бесхмельницкий, продав половину своих акций (сумма сделки не называется), еще какое-то время остается «у руля» объединенной компании Danone-Юнимилк.

Но сам уже начинает бурную деятельность по скупке молокозаводов в Латвии. Именно здесь будет в 2012 году организован новый комбинат Бесхмельницкого Food Union.

Изначально бизнесмена привлекла благоприятная ситуация на молочном рынке Латвии. Стратегия развития и продаж была ориентирована на Россию. Но продуктовое эмбарго заставило предпринимателя искать выход из положения, чтобы остаться на плаву. И его корабль не затонул, а уверено выплыл по молочной реке.

«В 2017 году мне исполнится – страшно подумать – 50 лет, я же не знаю, чем мне тогда будет интересно заниматься», – интервью Форбс, ноябрь 2004 года

Сегодня бизнесмену все также интересно заниматься молочной продукцией, благодаря которой он завоевал имя крупнейшего мороженщика в ЕС и заработал свои миллионы.

Рис. 1. Состояние Бесхмельницкого в 2015 году. Источник: Форбс

Рис. 1. Состояние Бесхмельницкого в 2015 году.
Источник: Форбс

Таблица 1. Динамика состояния Андрея Бесхмельницкого в 2011–2015 гг.
Источник: Форбс

Год

Место в рейтинге

Состояние

2011

146

650 млн $

2012

137

700 млн $

2013

189

500 млн $

2014

182

500 млн $

2015

172

450 млн $

Рис.2. График изменения состояния Бесхмельницкого с 2011 по 2015 гг. Источник: Форбс

Рис.2. График изменения состояния Бесхмельницкого с 2011 по 2015 гг.
Источник: Форбс

Первые шаги на пути к успеху

О своей биографии Андрей Бесхмельницкий не любит рассказывать, особенно о первых попытках прорваться в большой бизнес. Даже став владельцем прибыльного бизнеса, он следует правилу: говорить поменьше и о своей истории, и о партнерах.

Будущий миллионер родился в Луганске 25 марта 1967 года, но в родном городе не остался, а уехал получать образование в Россию. Диплом учителя, который он получил в Ставропольском педагогическом институте, не был применен по назначению.

Еще в студенческие годы Андрей увлекся футболом. Именно это увлечение стало его профессиональной деятельностью в ближайшие 8 лет – играл в составе украинских команд «Заря», «СКА-Киев».

Когда в 90-х экономика начала разваливаться, футболисту пришлось искать место, где можно было подзаработать. Так он в 1992 году снова перебирается в Ставрополь, где делает развлекательную передачу на местном ТВ.

Рис.3. Молодой банкир Андрей Бесхмельницкий. Источник: сайт mega-stars

Рис.3. Молодой банкир Андрей Бесхмельницкий.
Источник: сайт mega-stars

Благодаря старым связям Бесхмельницкий находит более престижное дело – становится заместителем управляющего филиала Инкомбанка в Ставрополе. Так начинается веха банковской деятельности молодого предпринимателя, которая даст старт для великих шагов в бизнесе.

Перебравшись через 3 года в Москву, как перспективный сотрудник, стал заниматься скупкой пищевых комбинатов для банка. Но дефолт 1998 года стал концом не только для существования банка Инкомбанк, но и для банковской карьеры Бесхмельницкого.

«Молочная труба»: как Бесхмельницкий стал владельцем «Юнимилк»

У истоков «молочной трубы» «Юнимилк» стояли банкир Бесхмельницкий и нефтяник Андрей Блох.

Рис. 4. Сооснователь «Юнимилка» Андрей Бесхмельницкий. Источник: РБК

Рис. 4. Сооснователь «Юнимилка» Андрей Бесхмельницкий.
Источник: РБК

Их сотрудничество началось на этапе приобретения «Омского бекона» в 1999 году. Блох был представителем акционеров «Сибнефти» и «мотором» сделки, а Бесхмельницкий занимал пост гендиректора «Бекона».

Альянс двух предпринимателей был настолько удачен, что к 2003 году компания «Планета Менеджмента», созданная партнерами в 2000 году, достигла объема выручки 1 млрд $. «Планета» активно скупала активы и работала в 3-х направлениях:

  • розничная торговля – компания «Национальный торговый альянс»;
  • мясоперерабатывающая отрасль – фирма «Продо»;
  • молоко – «Юнимилка».

«Первую скрипку в процессе скупки играл Андрей Бесхмельницкий, талантливый менеджер. В смысле финансирования можно только предполагать, что там было на самом деле. Думаю, Абрамович просто помогал Блоху, старому другу» – рассказывает Олег Тиньков после продажи своей компании «Дарья» «Планете».

Но в 2003 году произошел «развод» между инициаторами проекта (Блох, Бесхмельницкий) и акционерами «Сибнефти». Такое развитие событий явно не было запланировано.

«У нас разный менталитет. Я из пищевки – они из нефтянки. У нас разный жизненный опыт, разные взгляды, и, чтобы не сталкиваться и не искать компромиссы, мы решили каждый жить своей жизнью. Мы расстаемся очень тихо, мирно и цивилизованно», – А. Бесхмельницкий

В бизнес кругах говорили, что «Роману Абрамовичу за три года просто надоело все это финансировать». Кроме этого, ходили слухи, что олигарх выводит из России активы и выставляет на продажу НТА и «Продо».

Фактически Бесхмельницкий с партнером получили в собственность компанию «Юнимилка» без дополнительных вложений, обменяв ее на свои доли в «Планете».

Рис.5. Уверенность в своих силах и возможностях бизнесмена. Источник: сайт mega-stars

Рис.5. Уверенность в своих силах и возможностях бизнесмена.
Источник: сайт mega-stars

Уход в свободное плаванье прошел без скандалов. В собственности «Юнимилка» осталось 11 молокоперерабатывающих предприятий. Но это были комбинаты, ориентированные на регионального потребителя.

«Мы не делаем молочные продукты, мы строим ликвидную компанию», – А. Бесхмельницкий.

Тяжело было бороться с советским менталитетом, с желанием директоров заводов распределять финансы по своему усмотрению, а акционеров — получать быстро живые деньги.

«Купить завод просто, гораздо сложнее заставить людей работать вместе. Очень много времени ушло на создание общего информационного поля, ведь мы должны говорить на одном языке: что такое маржа, прибыль, как считать себестоимость», – А. Бесхмельницкий.

Но правильно выстроенная стратегия развития и личное участие владельца компании во всех направлениях от закупки оборудования до создания торговых марок дало свои результаты.

Рис.6. Бесхмельницкий стал лицом «Юнимилка». Источник: РБК

Рис.6. Бесхмельницкий стал лицом «Юнимилка».
Источник: РБК

К 2010 году компания «Юнимилка» стала вторым переработчиком молока в России после корпорации «Вимм-Билль-Данна».

Материал в тему: Аналитическое исследование: Производство молока в России.

Слияние или поглощение?

Danone вошел на российский рынок в 1992 году. Новый крупный игрок на рынке молочной продукции – компания «Юнимилка» – не остался без внимания международной корпорации. Вопрос слияния был только вопросом времени.

Отечественные «молочники» не могли дальше развиваться без модернизации, логистики и других преобразований. А возможностей привлечь средства было не так и много: кредит, поиск инвесторов или слияние с более крупным игроком.

Предложение Danone оказалось своевременным и выгодным. Сумма сделки не называется, по разным данным менеджмент «Юнимилка» получил от 120 до 462 млн €. В 2010 году Бесхмельницкий продал половину принадлежащих ему акций, но остался у руля объединенной компании Danone-Юнимилк.

Именно после продажи части своей доли в «Юнимилка» Андрей Бесхмельницкий попадает в рейтинг «Самых богатых людей России», заняв в 2011 году 146 место с капиталом 650 млн $.

«Юнимилка» известна такими торговыми марками:

  • «Простоквашино»;
  • «Био Баланс»;
  • «Тёма»;
  • «Актуаль»;
  • «Летний День»;
  • «Для всей семьи»;
  • «Смешарики»;
  • Disney;
  • «Петмол».

Справка! В компанию, переименованную в 2013 году в «Группу компаний Danone в России», входят 13 молочных комбинатов и 14 дочерних обществ в России, 2 – в Белоруссии, 3 – в Украине.

До конца 2022 года Danone планирует стать владельцем 100% акций Группы. Для бывших акционеров «Юнимилка» новые владельцы предлагают воспользоваться выгодным пут-опционом.

Новый молочный союз – бизнес в Латвии

На вырученные от продажи акций деньги Бесхмельницкий приобретает в 2011 году Rigas piena kombinats – самый большой молокоперерабатывающий завод в Латвии. В 2012 году бизнесмен покупает Valmieras piens за 27, 1 млн €.

Так появился новый переработчик молока – компания Food Union.

Рис. 7. Единоличный владелец Food Union. Источник: сайт mega-stars

Рис. 7. Единоличный владелец Food Union.
Источник: сайт mega-stars

«Его полностью увлек бизнес в Прибалтике, где в свое время он видел хорошие возможности для продвижения продукции, на российском рынке в том числе», – Н. Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор» и друг Бесхмельницкого

Новый бизнес был ориентирован на Россию. На тот момент в Латвии производилось молока на 47% больше потребностей, а в России был существенный дефицит.

Материал в тему: Как организовано производство молочной продукции в России

Food Union планировал войти на российский рынок с высокомаржинальными продуктами: спредами, мягкими сырами и другой продукцией глубокой переработки.

Поставки в Россию в начале 2014 года составляли 50% всего экспорта.

Но после введения продовольственного эмбарго в России рынок был почти полностью потерян.

«Падение объемов поставок в Россию после введения эмбарго было значительным и неожиданным, и это оказало влияние на финансовые показатели 2014 года», – Нормундс Станевичс, председатель правления Rigas piena kombinats.
Источник: РБК

По итогам работы 2014 года компания Food Union получила убытки.

Крупный мороженщик

Нужно было срочно искать новые рынки, новые направления. На первый план выходит идея производства мороженого.

Справка! Мощности по производству мороженого изначально Бесхмельницкий планировал продать.

Но судьба его столкнула с Дмитрием Докиным – одним из бывших владельцев «Инмарко» (крупнейший производитель мороженого в России).

Рассказы нового знакомого так увлекли Андрея Бесхмельницкого, что он решил инвестировать в эту тему.

В итоге полтора десятка специалистов «Инмарко» приехали в Ригу «поднимать мороженое».

Рис. 8 . Мороженщик европейского масштаба. Источник: сайт mega-stars

Рис. 8 . Мороженщик европейского масштаба.
Источник: сайт mega-stars

Свои личные финансы и деньги корпорации Бесхмельницкий вкладывает в новые компании, производящие мороженое:

  • В 2014 году он приобретает Premia Foods – эстонскую компанию по производству мороженого.
  • В 2015 году покупает Premier Is – лидера на рынке мороженого в Дании.

Большие инвестиции, дешевое сырье, продуманная стратегия, переориентация на рынки Европы, Китая, позволили корпорации Food Union не только удержаться на плаву, но и стать крупным игроком на рынке ЕС.

«Мороженое – это эмоционально сильная категория, у нас в нем много маркетинга, много продуктовых инноваций и по нему большие возможности и перспективы. Мы все из детства и все мечтали стать продавцами мороженого. Мечты сбываются", – Андрей Бесхмельницкий.

И он исполняет мечты, в том числе свои, своих партнеров и членов своей семьи: жены и троих детей.

Об острых проблемах молочной индустрии Бесхмельницкий рассказывает в видео: