Алексей Иннокентьевич Федоров

Коротко: Алексей Федоров – тяжеловес не только бизнеса и политики Иркутской области, но и военного авиастроения страны. Стоял у истоков возрождения российского авиапрома и, по сути, стал «министром авиапромышленности», возглавив ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Устав от постоянных интриг, покинул пост президента и председателя правления «Иркут», оставаясь, по непроверенной информации, владельцем акций корпорации.

Подробно

Досье:

  • ФИО: Алексей Иннокентьевич Федоров;
  • Дата рождения: 14 апреля 1952 года;
  • Образование: Иркутский политехнический институт, инженер-механик, Бизнес-школа Университета штата Оклахома;
  • Дата начала трудовой деятельности /возраст: 1974 год/ 22 года;
  • Вид деятельности при старте: инженер-конструктор;
  • Текущий вид деятельности: на пенсии;
  • Текущее состояние: информация отсутствует

Алексей Иннокентьевич Федоров всегда болел за развитие отечественного авиастроения. Будучи человеком деятельным и целеустремленным, он всегда оставался простым и доброжелательным в отношениях как с высокопоставленными чиновниками и руководителями, так и с сотрудниками, подчиненными.

Несмотря на политическую карьеру, он всегда был погружен в авиастроительные процессы. Краткая биография Алексея Федорова переплелась с авиапромом. Конструктор с увлечением рассказывает о корпорации «Иркут» и грандиозных проектах: боевых учебных самолетах Як-130, амфибиях Бе-200, среднемагистральных лайнерах МС-21.

Авиастроение России восстанавливалось в бешеных темпах, и задачи становились объемнее и тяжелее. Алексею Федорову в свое время пришлось возглавить ФГУП «Сухой», потом спасать РСК «МиГ». Верхней ступенькой карьеры стала руководящая должность в «Объединенной авиастроительной корпорации», к созданию которой Федоров имеет непосредственное отношение.

Фактически, с 2006 по 2011 год он возглавлял несуществующее «Министерство авиастроения», так как под крылом ОАК были объединены ведущие авиаконструкторские и авиастроительные заводы России.

После увольнения с должности президента ОАК с формулировкой «за недостаточное внимание к инновациям» Федоров возвращается в родной «Иркут». Но и здесь, не выдержав напряжения постоянных интриг и скандалов в сфере авиастроения, в 2012 году покидает руководящий пост и полностью отходит от дел, уступив на всех фронтах своему вечному конкуренту Михаилу Погосяну.

«Эпоху в российской авиапромышленности, которая длится с конца 90-х гг. до настоящего времени, с полным правом можно назвать эпохой Федорова и Погосяна. Именно эти два менеджера сыграли главную роль в спасении важнейшей отрасли, существование которой отличает Россию от сырьевых стран «третьего мира». Источник: газета «Ведомости».

Успехи в бизнесе Алексея Федорова тесно связаны не только с авиастроением, но и с развитием родного Забайкальского региона, где он сделал неплохую политическую карьеру.

Начало пути

Истории доподлинно неизвестно, о чем мечтал мальчишка, родившийся 14 апреля 1952 года в Улан-Удэ. Но судьбой ему было предопределенно стать великим авиаконструктором, успешным топ-менеджером и политиком.

После окончания средней школы парень поступил в Иркутский политехнический институт, где получил специальность инженера-конструктора на авиационном факультете.

В 1974 году по распределению он попадает на Иркутское авиационное производственное объединение, где занимается конструкторской деятельностью по летным испытаниям. В будущем на базе объединения будет создана корпорация «Иркут». Именно это объединение станет для Федорова родным, сюда он будет не единожды возвращаться.

Начальную карьеру конструктор сделал на ИАПО:

  • в 1989 году его назначают главным конструктором объединения;
  • в 1993 году он занимает должность генерального директора.

Изучением бизнес-процессов и менеджмента конструктор занимался не только на практике. Ему пришлось в возрасте 40 лет заново учиться. Но на этот раз образование Алексей Иннокентьевич получает в бизнес-школе Университета Оклахомы в США, которую он заканчивает в 1993 году.

Сухой остаток руководства комплексом «Сухой»

После назначения в 1986 году генеральным директором государственного унитарного предприятия Авиационный военно-промышленный комплекс «Сухой», Федоров попал в эпицентр войны интересов политиков и олигархов.

Рис. 1. Молодой и перспективный руководитель. Источник: соцсети

Рис. 1. Молодой и перспективный руководитель.
Источник: соцсети

С этого момента он будет постоянно связан с различными судами, интригами, переделом сфер влияния. Так как в душе Алексей Иннокентьевич навсегда останется строителем самолетов, а постоянные скандалы отвлекали от любимого дела и «изматывали душу», он будет вынужден в дальнейшем оставить авиастроение, сославшись «на усталость».

Война за сферу влияний в автопроме началась задолго до прихода Федорова в «Сухой». Столкнулись интересы ОНЭКСИМбанка, принадлежащего Владимиру Потанину, а также Инкомбанка.

Точки над «i» были расставлены Указом Ельцина, на основании которого АВПК создавалось как научно-производственный авиастроительный концерн, способный поставлять на экспорт высокотехнологичную продукцию.

Но скандал разгорелся с новой силой при выборе кандидатуры главы объединения. В итоге Федоров был назначен на руководящую должность специальным распоряжением правительства, благодаря «фактору союза с руководством» страны.

Конфликтная ситуация не разрешилась и после того, как Федоров занял должность генерального директора. Вошедшие в состав АВПК заводы теряли свою хозяйственную и финансовую самостоятельность. Поэтому начались бесконечные судебные процессы, в рамках которых пытались найти оптимальную форму объединения.

И уже в начале 1998 года авиаконструктор отказывается от руководящей должности в АВПК «Сухой».

Персонально в моей отставке никто не виноват. Просто не все разделяли мою точку зрения по поводу «необходимости существования АВПК в виде жесткой структуры унитарного госпредприятия», – А. Федоров

Родной «Иркут», «МиГ» и объединение авиационных корпораций

Дальнейшая история успеха Алексея Федорова связана со становлением и развитием крупнейших авиастроительных корпораций и объединений России.

  • 1998 год – возвращается в ОАО «ИАПО», где занимает должность президента;

    На базе ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» в 2002 году создана «Корпорация «Иркут». А сам Федоров упоминался в прессе, как крупнейший акционер НПК. (По состоянию на 2017 год Федоров. А.И. в перечне основных владельцев компании не числится. Прим. авт.)

  • 2004 год – занимает должности генерального директора и генерального конструктора ФГУП РСК «МиГ»;

    Руководство «МиГ» было передано Федорову по личному распоряжению Путина, которого убедил Сергей Чемезов – руководитель «Рособоронэкспорта».

    Федоров выступал «убежденным сторонником» создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), что, по мнению некоторых обозревателей, делало его «одним из наиболее реальных кандидатов на высший руководящий пост» в новом авиастроительном гиганте. Источник: Лента. Ру

  • 2005 год – избирается председателем совета директоров НПК «Иркут»;

    Несмотря на работу в госструктуре, он не отказался от сотрудничества со своим любимым предприятием.

    Рис. 2. Рабочая поездка на авиастроительное предприятие «Авиастар-СП», 2008 год. Источник: premier.gov.ru

    Рис. 2. Рабочая поездка на авиастроительное предприятие «Авиастар-СП», 2008 год.
    Источник: premier.gov.ru

  • 2006 год – назначен главой Объединенной авиационной корпорации (ОАК);

    ОАК объединил под одним крылом авиастроительных гигантов:

    «МиГ»;

    «Ильюшин»;

    «Сухой»;

    «Туполев»;

    «Иркут».

  • 2007 год – покидает пост в РСК «МиГ»;
  • 2008 год – принята концепция развития ОАК;
    Рис. 3. Вся жизнь – это самолеты. Источник: sputniknews.com

    Рис. 3. Вся жизнь – это самолеты.
    Источник: sputniknews.com

    Согласно утвержденному документу, российское производство гражданских самолетов должно обеспечить завоевание мирового рынка на уровне 12–15 % до 2025 года.

    Материал в тему: Рейтинг топ-10 от Форбс крупнейших авиастроительных компаний мира.

    На тот момент отечественный автопром выпускал продукцию, которая могла охватить не более 1% мирового рынка.

    «ОАК не хватает мощностей для выполнения имеющихся заказов, значительная часть оборудования и технологий устарела и требует замены, а ситуация с кадрами вообще критическая», – высказывание Федорова

    Рис. 4. Презентация самолёта МС-21 на авиасалоне Фарнборо-2010. Источник: aex.ru

    Рис. 4. Презентация самолёта МС-21 на авиасалоне Фарнборо-2010.
    Источник: aex.ru

  • 2011 год – отправлен в отставку под предлогом «недостаточного внимания внедрению в отрасль инновационных решений»;

    Одной из истинных причин называется срыв контракта на поставку Ил-76МФ в Иорданию, несмотря на то, что ОАК не имела прямого отношения к этому договору.

  • март 2011– снова возвращается на родной «Иркут» на должность президента.

    Но уже в июле 2012 года сообщает о решении покинуть пост.

    Рис. 5. Федоров на вручении награды. Источник: сосети.

    Рис. 5. Федоров на вручении награды.
    Источник: сосети.

    Федоров — «ключевая фигура на «Иркуте», с ним связаны все успехи компании».
    Источник: Лента. Ру

    На Форуме «Инженеры будущего 2012» рассказал о перспективах развития «Иркута»:

Новые горизонты

После ухода из «Иркута» ему пророчили политическую карьеру — от кресла губернатора до места в верхней палате российского парламента в качестве сенатора от Иркутской области.

Другие же называли Федорова «успешным частным оборонщиком», который является «убежденным сторонником частной собственности», который был назван в 2000 и 2001 гг. в числе лучших менеджеров России, и ждали, что его фамилия появится в самых недрах оборонки – списке руководителей «Ростехнологий».

Материал в тему: Сколько зарабатывают частные военные компании?

И буквально в 2012 году о нем услышали как о советнике гендиректора «Ростехнологий». А с 2013 он начинает руководить авиационными проектами Госкорпорации «Ростех».

Рис. 6. Управляющий директор по авиационным проектам Госкорпорации «Ростех» на конференции «Региональная авиация России и СНГ–2013». Источник: aviacenter.org

Рис. 6. Управляющий директор по авиационным проектам Госкорпорации «Ростех»
на конференции «Региональная авиация России и СНГ–2013».
Источник: aviacenter.org

Политическая, общественная деятельность

Политическую карьеру Федоров начал с участия в региональном движении «Единство», где был с 2000 года руководителем.

Позже он фигурирует как член «Единой России». Причем упоминается на различных уровнях Высшего совета партии.

В 2011 году был избран в парламент как лидер списка Иркутского региона «Единой России», но от мандата отказывается.

Авиаконструктор награжден государственными и негосударственными наградами. В перечне наград присутствуют:

  • Орден Почета правительства РФ;
  • Золотой знак им. Петра Великого;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством».

Несмотря на свою любовь к строительству самолетов, Федоров смог стать «топ-менеджером новой формации». О нем отзываются как о справедливом и грамотном руководителе, который никогда не забывал о родном иркутском крае.

Но Федоров не оправдал ожиданий конкурентов, не ушел в затянувшийся отпуск, посвятив свое время жене, детям и внукам. Но навсегда ли Прибайкалье лишилось своих «крыльев», время покажет. А сегодня Федоров встречает своих земляков на международных выставках и помогает развивать новые авиационные проекты.

Рис. 7. Федоров на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017. Источник: baikal-irkzem.ru

Рис. 7. Федоров на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017.
Источник: baikal-irkzem.ru