Коротко: Перетекание покупателей в более низкий ценовой сегмент – естественная реакция на кризис. В течение 6 лет известный дискаунтер – компания «Бэст Прайс» была единственной, которая предлагала открыть магазин по франшизе. За 2015 год она увеличила количество торговых точек на 24 процента.

Подробно

На фоне текущего кризиса «Fix Price», или Фикс Прайс франшиза оказалась одной из наиболее устойчивых. Сеть магазинов с жесткими дисконтированными ценами открылась еще в 2007 году, когда сегмент розничной торговли процветал. Тогда идея многим показалась сомнительной. Но факт: с 2010 года компания упаковала франшизный пакет, и количество точек в сети выросло в 10 раз.

Суть идеи: товары для народа и ставка на «психологию»

Идея, как обычно, пришла из Америки. Там формат торговли «все за 1$» запущен уже давно, успешно действует он и в некоторых европейских странах. Российский дискаунтер запускал товар по 39 рублей, сейчас фиксированная цена – 49 рублей. В ассортименте около 2 000 наименований, из которых 70% - непродовольственные товары. Их завозят самостоятельно, преимущественно из Китая. Это: посуда, керамика, игрушки, канцелярия, носки, белье, бытовая химия.

По мнению специалистов, покупательский поток формируют продукты – почти все они российского производства. Кондитерские, макаронные изделия, соки, напитки, консервы; мелкие упаковки идут по 2-3 штуки. На полках можно увидеть армянский гранатовый сок, «Сады Придонья», чай «Lipton», кетчуп «Heinz» – все по той же цене.

При внешней простоте реализация идеи не так проста, как может показаться. Компания умело манипулирует маржой, чтобы удержать фиксированный уровень. Китайские хозтовары закупаются по цене в 10 раз ниже продажной, а на некоторые продукты – она не выше 5%. Поставщикам товара ставят жесткие условия: отпускные цены должны быть ниже определенной планки, которая дает нужную компании рентабельность. Иногда требуется эксклюзивность – товар не должен поступать в другие торговые сети.

Но высокие обороты, хорошая платежеспособность привлекают производителей и оптовиков. К тому же «Бэст Прайс» охотно берет товары, снимаемы с производства. По словам крупного поставщика: продажи одного из ходовых товаров в «Fix Price» в неделю составила 120 тысяч единиц, тогда как в «Ашане» (без учета супермаркета «Атак») – около 9 тысяч. Компания стремится сохранить «бренд», иногда принося в жертву даже рентабельность. Уровень повышения невелик, и не вызывает негативной реакции покупателей.

Автор статьи побывал в одной из точек «Fix Price». При своем скептическом отношении, вынужден признать: магазин не производит впечатления «стока». Туалетная бумага, средства для мытья посуды, носки – покупать выгодно, они получаются на 30-40% дешевле аналогичных в других местах. Тщательно проверенные на продуктовых упаковках даты оказались безупречно свежими, и купленные конфеты были потреблены без опасений. Интересно, что потраченная сумма составила около 200 рублей – это заявленная средняя цена чека.

Оценка франчайзера по разным источникам

Приведем некоторые основные показатели «Бэст Прайс», характеризующие положение компании на рынке (рис.1).

Рисунок 1. Количество открытых магазинов по данным компании на июль 2015 года. Источник РБК.

Рисунок 1. Количество открытых магазинов по данным компании на июль 2015 года. Источник РБК.

На январь текущего года по опубликованным на официальном сайте данным действует 2087 торговых точек в 600 городах России. Хотя запланированные показатели не достигнуты, результат впечатляет. Можно было бы усомниться, но они соответствуют и оценкам независимых экспертов.

По оценке РБК компания-франчайзер заняла 4-ое место в рейтинге самых быстрорастущих компаний по итогам 2013, и 5-6 – в 2014 году. Динамика роста рассчитывалась за 3-летний период. Интересно, что список кардинально поменялся за два года. Первая тройка лидеров 2013: «Росинжиниринг», «Иркутская нефтяная компания», группа DNS –вовсе выпали из участников, поэтому сохраненное место дорогого стоит.

Рисунок 2. Выручка торговой сети за последние три года. Источник: РБК

Рисунок 2. Выручка торговой сети за последние три года. Источник: РБК

Михаил Бурмистров – генеральный директор агентства «INFO Line-Аналитика» предполагает, что валовая маржа компании составляет около 60%, и 12% - рентабельность по EBITDA.

Консалтинговая компания Colliers International подсчитала, что в Москве за прошлый год свободных торговых помещений на главных улицах стало на 3% больше. При этом наибольшее количество запросов в сегменте «стрит ритейл» поступило от «Fix Price» и новой компании «ЗаОдно» - о ней мы расскажем ниже.

Основатели и совладельцы компании: Артем Хачатрян, Сергей Ломакин и Александр Самонов. Он создали сеть после продажи своих долей в «Копейке», а еще раньше занимались оптовой торговлей. Кроме этого проекта, они имеют доли в «Монетке», «Modis», «ЦентрОбувь». Идейным вдохновителем бизнеса считают Ломакина, который замечает: «Никто не понимает, на чем мы зарабатываем? Ну и, слава богу!».

Франшиза Фикс Прайс, условия и стоимость

По сведениям из открытых источников две трети магазинов сети открыты по франчайзингу. Распределение их по России отображает рисунок 3.

Рисунок 3. Географическое распределение торговых точек по России. Презентация компании.

Рисунок 3. Географическое распределение торговых точек по России. Презентация компании.

Стоимость предложения:

Информация в свободном доступе лишь приблизительно дает понять, что такое Фикс Прайс франшиза, сколько стоит открыть магазин в конкретном городе – зависит от многих условий. Средний объем инвестиций в открытие точки составляет от 4 млн. до 6 млн. рублей, где около 2 млн.- оборотные средства.

  • вступительный взнос – доля в 25% от стоимости уставного капитала партнера;
  • взнос на строительно-монтажные работы – от 300 000 рублей;
  • ежемесячные роялти – 4% от валового оборота магазина франчайзи.

Основные условия:

  • населенные пункты с численностью свыше 25 тысяч человек;
  • общая площадь помещения 25-350, торговая – 200-300 кв.м.;
  • место расположения: торговые центры, коридоры, линии «street retail»;
  • ассортимент товара 2 000 наименований;
  • численность персонала 4-5 человек, 2 кассовых аппарата.

Сопровождение и поддержка:

  • реклама в СМИ, ТВ, Интернете, наружная и «Indoor» (внутреннее оформление);
  • информирование об ассортименте, разные варианты формирования;
  • социальный маркетинг, стимулирующие акции, горячая линия для покупателей;
  • контроль качества продуктов: экспертиза, аудит, сертификаты соответствия;
  • корпоративная информационная система, бухгалтерский учет;
  • собственные распределительные центры: Внуково, Казань, Краснодар, Новосибирск, Воронеж, Екатеринбург.

Особенность: При заключении договора на 3 года и больше «Бэст Прайс» может выкупить магазин. Это обычно оценивается, как положительный момент. Возможно, но при условии: франчайзер не подрывает бизнес партнеров открытием собственных торговых точек в регионе. Некоторые источники в Интернете утверждают, что выкупается их много, а франшиза используется как удобный вариант продвижения в регионы.

Похожие франшизы и конкуренты

С начала открытия в 2007 году и по 2015 год Фикс Прайс была единственной компанией, реализующей товары в формате «все по одной цене». Сейчас у нее появились конкуренты. Тестирует продажи в этой форме «Магнит косметик», «Пятерочка». Торговая сеть «Верный», открывшая в 2014 три точки «Фан Прайс», в прошлом году от своих намерений отказалась, не выдержав падения ценового курса рубля.

В 2013 в аналогичном формате начала работать торговая сеть «ЗаОдно». К середине 2015 в ней насчитывалось 57 магазинов, продающих товары по 3-м группам фиксированных цен: от 39 до 79 рублей (на сегодня: 42 – 72 – 102). В числе владельцев называют Владимира Потанина, а также Оскара Хартманна (одежда «KupiVIP.ru). В сентябре 2015 компания запустила франчайзинговую программу. Порог вхождения: от 4,8 млн. до 5,4 млн. рублей, вступительный взнос – от 300 тыс. рублей, роялти – 1%.

Выводы. По многим оценкам рост выручки магазинов после года работы приближается к двузначной цифре. С учетом антикризисного характера Фикс Прайс франшизы цена открытия выглядит приемлемой. Активность продвижения в регионы, особенно сибирские, возрастает. В городах восточнее Новосибирска пока мало, или вообще, не представлены «Магнит», «Ашан». Местные торговые сети не смогут конкурировать с ценовой политикой «Fix Price».