Юлия Золотницкая Юлия Золотницкая

Юлия Золотницкая, директор успешно-развивающегося туристического агентства. Начинала вести свой бизнес с нуля, делится с вами секретами открытия туристической фирмы.

Основные понятия бизнеса 

Туристическое агентство – это обширная часть бизнеса по реализации туристического продукта физическим лицам. Такой продукт может быть в виде готового пакетного тура или же состоять из нескольких индивидуально подобранных услуг.

Пакетный тур это готовый, сформированный продукт (туроператором), который включает в себя проживание в гостинице или пароме, трансфер и медицинскую страховку.

Индивидуальный же тур компонует отдельные из вышеперечисленных услуг таким образом, как желает клиент.

Какой вид тура продавать личное дело каждого. Здесь, как говорится «на вкус и цвет». Главное - четко определить этот вид и не бросаться по началу «в омут с головой» и начинать продавать все сразу, если туристический бизнес для вас в новинку.

Материалы по теме:

Интервью с Тахиром Малкандуевым, владельцем филиала туристического агентства «Тез-Тур» в г. Нальчик.

Некоторые фирмы работают исключительно с индивидуальными турами и открывают агентства для ВИП клиентов. Конечно, поток туристов у них значительно меньше, чем у «пакетников», но за счет своего позиционирования как ВИП, к ним приходят платежеспособные клиенты на уровень выше среднестатистического покупателя. А соответственно, прибыль от реализации индивидуального тура больше, чем от пакетного.

Пакетные же туры продавать легче, поскольку они уже полностью сформированы. Довольно часто клиенты, приходя в агентство, уже знают, что они хотят получить и даже подбирают себе тур самостоятельно. А туристическая компания нужна им лишь для того, чтобы забронировать выбранный вариант отдыха и получить «на месте» необходимые документы. Так при продаже «пакетников» экономится время и снижается риск «недовольного клиента», в случае если вы не смогли угодить ему с подобранным туром.

Виды деятельности

Туристическое агентство выступает в качестве посредника между туристом и оператором и, продавая его продукт, получает за это денежное вознаграждение. Туроператор же в свою очередь занимается организацией услуг: заключает договора с гостиницами, паромами, транспортными и медицинскими компаниями, а также имеет договоренность с посольствами о принятии виз туристов, оправляющихся на отдых через туроператора.

Туристическое агентство несет ответственность перед туристами и оператором за правильное оформление документов на визы, требования к которым у каждого оператора свои и четко прописаны на сайте. Кроме этого агентство занимается выдачей документов, которые подготавливает туроператор. Они включают в себя: авиа или ж/д билет, ваучер на проживание, медицинскую страховку и памятку о стране отдыха.

Также обязанность агента заключается в правильном бронировании всех выбранных услуг и своевременную оплату тура оператору. Оператор в свою очередь обязуется оказать клиентам все забронированные для них услуги.

В случае отказа туриста от ранее забронированного им тура, на него накладывается штраф. Штрафные санкции у каждого оператора свои, они четко прописываются в договоре с агентством. А турагент в свою очередь доносит эту информацию до туриста и также прописывает ее в договоре с ним.

Федеральное агентство по туризму устанавливает правила и нормы поведения для всех туристических организаций, кроме этого оно информирует агентова и операторов о возникновении угрозы безопасности отдыхающих, отправляющихся на отдых. Так с подробной, постоянно обновляющейся новостной информацией можно ознакомиться на сайте Федерального агентства по туризму.

Основной  регламентный документ

Основные положения государственной политики, которые устанавливают ряд правил для туристического рынка на территории РФ, прописаны в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Регистрационные процедуры 

При выборе организационно-правовой формы для работы туристического агентства стоит отдать предпочтение ООО, та как в туристическом бизнесе одним из ключевых моментов является уровень доверия клиента к выбранной им туристической компании. И как показывает практика более серьезное и доверительное отношение к своей работе вызывает именно ООО, а не ИП.

Для тех, кто решил открыть туристическое агентство с нуля, фирме присваивается ОКВЭД53.30 «Деятельность туристических агентств».

В настоящее время туристическая деятельность попадает только под упрощенную систему налогообложения. Так налог, уплачиваемый при УСН, может рассчитываться двумя способами: либо 6% от доходов, либо 15% от разницы между доходами и расходами. Если в вашей организации будет велика доля расходов, то выбирайте второй вариант для расчета суммы выплаты налогов.

Нужна ли лицензия ?

С января 2007г. было отменено обязательное лицензирование туристических фирм. Теперь это дело стало сугубо индивидуальное и добровольное. Если у вас есть лишние время, деньги, и желание, конечно, вы можете получить лицензию. Она будет висеть в рамке на стене в вашем офисе и, если турист случайно заметит ее, то уровень доверия к вашей компании может возрасти. Больше никакого положительного результата лицензия не дает.

С какими туроператорами работать

Итак, компания зарегистрирована. Но прежде чем открыть туристическое агентство, нужно определиться с какими туристическими операторами вы будете сотрудничать. К этому моменту нужно подойти очень ответственно.

На сегодняшний день рынок туристических услуг переполнен операторами по всевозможным направлениям. Как правило, новички бизнеса, пытаясь угодить клиенту, по незнанию устремляются сотрудничать с компаниями, у которых самые низкие цены на туры. В итоге такое сотрудничество часто заканчивается весьма плачевно: туристы по вине оператора либо не получают всех обещанных услуг на отдыхе, либо вовсе не могут отправиться в путешествие, например, из-за снятия рейса. Причем такой ненадежный туристический оператор, дабы не потерять прибыль, не будет предупреждать вас о сложившейся ситуации.

Чтобы избежать таких неприятных моментов, при выборе туристического партнера, обязательно обращайте внимание на то, как долго он работает на рынке туруслуг, какие у него приоритетные направления, имеются ли выкупленные блоки мест в отелях, а также каково его финансовое обеспечение. Чем оно выше, тем оператор надежней, и тем больше он заботится о безопасности своих клиентов.

Обязательно узнайте представительства, каких туроператоров находятся в вашем городе. Работа с ними избавит вас от многих хлопот. Поскольку все документационные дела ведутся через главный офис, то в случае наличия представительства, прием договоров и документов на визу осуществляется прямо в нем. Вам не придется отправлять их в другой город. А это очень удобно.

Для ознакомления посетите веб-сайты некоторых туроператоров для ознакомления с конкретными условиями работы по агентскому договору:

Субагент: быть или не быть?

Осуществлять работу с туроператором можно не только напрямую, но и через «третье лицо», которое будет выступать в качестве посредника между вами. Существует большое количество таких компаний-посредников. Все они являются туристическими агентствами и предлагают заключить субагентский договор об оформлении и ведении всех проданных вами пакетов услуг.

Преимущество такого сотрудничества заключается в предоставлении вам более высокого комиссионного вознаграждения, чем у туроператора. При работе с ним комиссия повышается с определенным количеством отправленных на отдых туристов. А компания-посредник сразу предлагает повышенный процент комиссии не зависимо от количества забронированных туров.

Кроме этого, прием, проверка и отправка документов на визу также осуществляется в офисе посредника. Конечно, агент может сам отправлять их туроператору, но если его головой офис находится в другом городе, то необходимо будет оплачивать услуги курьера. А это стоит немалых денег.

Также если при проверке документов у агентства возникает вопрос в правильном оформлении какого-либо из документов, то при подаче их на проверку в офис компании-посредника, они сами будут выяснять у туроператора возникший с оформлением вопрос. А это экономит агентству большое количество времени.

Если головной офис туроператора находится в другом городе, то соответственно оплату забронированных агентством туров можно произвести только по безналичному расчету. В офисе же компании-посредника можно осуществлять оплату наличными.

Но, как известно, чем больше в цепочке звеньев, тем она более хрупкая. Вот и здесь при возникновении у вашей компании каких-либо сложностей с туристами, которые уже находятся на отдыхе или только собираются в путешествие, будет довольно сложно решать проблемы через посредника. Понятно, что гораздо надежнее и быстрее вести дела напрямую.

Но, не смотря на такой жирный минус в сотрудничестве через «третьих лиц», оно пользуется большой популярностью среди туристических агентств.

Тактика выживания в «мертвый сезон»

Любое туристическое агентство постоянно находится под влиянием сезонности бизнеса. В течение года спрос на туристические услуги постоянно меняется. Летом поток отдыхающих самый большой, а зимой он сильно снижается. Немного возрастает количество желающих поехать на отдых во время школьных каникул и в новогодние праздники.

Во время «затишья» туристической компании приходится прикладывать все усилия, чтобы удержаться на плаву. Многие агентства готовятся к таким моментам заранее. Директора откладывают некоторую сумму денежных средств на «мертвый» сезон, поскольку никто не может гарантировать стабильный поток туристов, обеспечивающий необходимой объем финансов компании.

Некоторые компании увеличивают штат сотрудников только на «пик» сезона. Так они повышают количество менеджеров по туризму на 1-2 сотрудников, работающих в летние месяцы.
Это позволяет обеспечить большой объем продаж и получение большей выручки летом, а в не сезон сэкономить на выплатах заработной платы.

В «мертвый» сезон многие агентства усиленно начинают продавать туры по России и в дома отдыха. В то время как на «пике» сезона большинство агентств с не большой охотой занимаются продажей внутреннего туризма. Поскольку выручка от его реализации гораздо ниже, чем от реализации туров заграницу.

Тактика работы в первые месяцы после открытия

Для стабильного развития компании самое главное – наработка и увеличение клиентской базы. На сегодняшний день для туристов одним из главных приоритетов в выборе агентства является предоставление скидок. Поэтому необходимо выбирать наиболее надежных операторов с самыми выгодными турами и агентской комиссией.

Стоимость на путевки постоянно меняется, порой даже по нескольку раз в день. Поэтому поиск наиболее выгодного предложения требует большой и долгой работы. Берите у туристов адрес электронной почты и отправляйте им подобранные вами туры. Главное не указывайте название туроператора, иначе клиент может уйти с вашей подборкой в другое ближайшее для него агентство.

Хорошее качество обслуживания способствует тому, чтобы отправленные вами ранее туристы, советовали вашу компанию своим знакомым. А, как известно, «сарафанное радио» - это лучшая реклама для туристического агентства. Поэтому уделяйте, как можно больше внимания своим клиентам. Обязательно звоните им после поездки и интересуйтесь, понравился ли им отдых и какие недочеты присутствовали.