Продажа лекарственных средств – один из самых популярных и доходных видов бизнеса. Для того, чтобы бороться с конкуренцией, необходимо поддерживать оптимальный ассортимент, гибкие цены и высокую квалификацию персонала. Открытие аптечного пункта предполагает целый ряд организационных мероприятий – получение необходимых лицензий и разрешений, поиск помещения, подбор квалифицированного персонала, рекламу и продвижение.



Чем отличается аптечный пункт от аптеки

В законодательстве РФ нет четко установленных определений для аптеки и аптечных пунктов. Данная деятельность регламентирована статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 22.06.98 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с редакцией в 29.12.2004 г.).

Пункт 4 32 статьи предполагает определение и утверждение всех видов аптечных учреждений федеральными органами исполнительной власти (компетенция которых - осуществление функций по разработке государственной политики, а также нормативно-правовое регулирование в сфере обращения лекарственных средств).

Для полноты владения темой рекомендуем к прочтению материал о том как открыть аптеку.

Пунктом 2 статьи 32 Закона «О лекарственных средствах» регламентируется отпуск лекарств по рецептам врачей, которые могут быть реализованы только в аптеках и аптечных пунктах, аптечные киоски и аптечные магазины такие лекарственные средства продавать не могут.

Пункт 2.5 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.007-2003», утвержденный Приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации 04.03.2003 №80 (редакция 23.08.2004 г.), различные формы аптечных учреждений могут выполнять такие функции:

Аптека

  • Реализация лекарственных средств (в т.ч. гомеопатических препаратов), населению и учреждениям здравоохранения без рецептов и по рецептам.
  • Изготовление лекарств по рецептам врачей, а также по требованиям учреждений здравоохранения, и изготовление внутриаптечных заготовок, в соответствии с отраслевыми стандартами, фасовку лекарственных средств, и лекарственного растительного сырья, для дальнейшей реализации.
  • Отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидками для отдельных групп населения (в соответствии с действующими законами РФ или на основании договоров со страховыми компаниями, лечебными учреждениями, территориальными органами управления здравоохранением).
  • Реализация растительного лекарственного сырья в заводских упаковках, различных изделий медицинского назначения, и средств личной гигиены, дезинфицирующих средств, минеральных вод, оптики, детского, лечебного и диетического питания, парфюмерную и косметическую продукцию.
  • Предоставление населению всей необходимой информации по использованию и хранению лекарств в домашних условиях, консультационная помощь для обеспечения ответственного самолечения.
  • Отпуск предметов реализации через пункты проката (в соответствии с установленными законодательством порядками).
  • Предоставление сотрудникам учреждений здравоохранения, просвещения и социального обеспечения необходимой информации об имеющихся в наличии лекарственных средствах.
  • Оказание первой медицинской помощи.
  • Консультационная помощь для обеспечения ответственного самолечения населения.

Аптечный пункт

  • Реализация лекарственных препаратов по рецептам (кроме психотропных, наркотических, ядовитых и сильнодействующих веществ) и без рецептов.
  • Аптечные пункты могут осуществлять все прочие функции, которые может выполнять аптека, кроме некоторых ограничений на реализацию наркотических, психотропных, сильнодействующих средств и отпуска предметов проката. Ранее существовали стандарты, содержащие пункт по минимальной площади и персоналу для аптеки и аптечного пункта, но таковые признаны утратившими силу.

Открытие аптеки и аптечного пункта требует получения лицензии на фармацевтическую деятельность, соответствующую «Положению о лицензировании фармацевтической деятельности», которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.07.2008 г. № 489 (редакция 04.02.2003 г.).

Оптимальная форма налогообложения, коды ОКВЭД

Для организации работы сети аптечных пунктов оптимальной организационно-правовой формой предприятия будет регистрация общества с ограниченной ответственностью либо открытого акционерного общества. Для работы одного-двух аптечных пунктов можно регистрироваться как индивидуальный предприниматель. Оптимальная форма налогообложения при данной форме деятельности – ЕВНД (единый налог на вмененный доход).

Коды ОКВЭД аптечного пункта

  • 52.3 - розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами;
  • 52.31 - розничная торговля фармацевтическими товарами (эта группа также включает изготовление аптеками лекарственных средств);
  • 52.32 - розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями;
  • 52.33 - розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами.

Совет от Фабрики Манимейкеров: Если начинаете бизнес в данной сфере с 1-2 точек, то ведение бухгалтерского и налогового учета целесообразно осуществлять самостоятельно, мы рекомендуем воспользоваться онлайн-сервисом «Мое дело», таким образом можно сэкономить денежные средства, так не придется оплачивать услуги бухгалтера.

Документы для открытия аптечного пункта

Требования к аптечному пункту предполагают наличие таких необходимых документов:

  • Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, которая выдается на пять лет и далее продляется или переоформляется (при внесении некоторых изменений). Получить такой документ может только специалист с профильным образованием, поэтому открывая аптечный пункт, предприниматель должен или сам иметь такое образование и оформлять лицензию на себя, или нанять фармацевта и оформить лицензию на него.
  • Нормативные документы на открытие предприятия.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение, выдаваемое на конкретное помещение и определенный период, при соответствии условиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
  • Договора с профильными организациями на дезинфекцию помещений, дезинсекцию, дератизацию, вывоз и утилизацию медицинских отходов, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов и пр.
  • Внутриорганизационная документация, регламентирующая деятельность аптечного пункта.

Копии всех документов должны находиться в пункте реализации лекарственных средств, для предъявления их по требованию проверяющих органов.

Требования к помещению

При выборе места для размещения необходимо учитывать такие коммерческие факторы: плотность населения данного района, уровень доходов целевой аудитории, наличие конкурентов, удобство расположения и пр. Большой поток людей будет обеспечивать хорошую выручку от реализации, при условии гибкой ценовой политики и ответственной работы вежливого и грамотного персонала.

Помещение для аптечного пункта должно соответствовать таким требованиям в соответствии с отраслевыми стандартами:

  • наличие современных систем вентиляции и кондиционирования, освещения;
  • размещать аптечный пункт можно в отдельном помещении, предоставленном медицинским или аптечным учреждением, промышленным или другим предприятием;
  • минимальная площадь определяется, исходя из объема выполняемых функций, но должна оставлять не менее 12 кв.м., с правом изготовления лекарственных средств – от 22 кв.м., при изготовлении препаратов, которые требуют асептических условий – не менее 30 кв.м;
  • аптечные пункты должны быть оснащены аптечной мебелью, инвентарем и оборудованием, в том числе, кассовым аппаратом, холодильником для хранения лекарственных термолабильных средств, шкафами и полками для хранения лекарств и изделий медицинского назначения, аппаратами, приборами и вспомогательными материалами для изготовления и реализации лекарственных препаратов и изделий мед. назначения;
  • в помещении должны быть обеспечены условия сохранности ТМЦ, санитарно-гигиенических условий труда, рабочие места должны иметь инструкции по охране труда и технике безопасности.

Ассортимент

Что нужно, чтобы открыть аптечный пункт, который будет приносить доход? Конечно же, эффективное управление ассортиментом. Для успешной работы аптечного пункта в продаже должно быть 2-3 тысячи товарных позиций лекарственных и парафармацевтических средств. Широкий ассортимент, наличие, кроме лекарственных препаратов, БАДов, изделий медицинского назначения, средств гигиены, косметики, репеллентов, товаров по уходу за детьми и пр. будет основным фактором прибыльности предприятия.

При формировании ассортимента важно также соблюдать тенденции по объемам продаж тех или иных товаров, которые могут существенно отличаться. Практически все лекарственные средства ограничены по сроку годности, это также необходимо учитывать. Большое накопление товарного запаса также не является эффективным, так как требует значительного вложения средств.

Формирование ассортимента аптечного пункта должно учитывать требования основной целевой аудитории, в первые месяцы работы лучше закупать товарные позиции в небольшом количестве, далее анализировать уровень их продаж, и дальнейшие закупки проводить с учетом тенденций реализации. Размещение аптечного пункта будет формировать его ассортимент, так как целевая аудитория аптеки в больнице или в офисном центре будет отличаться.

Изучение потребителя будет самым важным фактором формирования эффективного ассортимента. Например, для аптечного пункта, размещенного в торговом или офисном центре, лучше большую часть товарных позиций формировать из безрецептурных препаратов, средств медицинского назначения, детских товаров, косметики и парафармацевтики.

Обязательно также понимать уровень доходов целевой аудитории, данные о которых также будут влиять на ассортиментную политику.

Персонал

Для подбора персонала в аптечный пункт, необходимо учитывать такие отраслевые требования:

  • работу должен возглавлять заведующий с фармацевтическим образованием, который получил аккредитационный сертификат;
  • изготовление, реализацию лекарственных средств, а также изделий медицинского назначения должны выполнять сотрудники с профильным образованием;
  • работа всех сотрудников аптечного пункта должны быть регламентирована стандартами о фармацевтических должностях сотрудников аптечных предприятий и правилами трудового внутреннего распорядка.

Для того, чтобы аптечный пункт быль прибыльным, персонал, кроме профильного образования и профессиональных знаний, должен быть клиенториентированным, вежливым и терпеливым. Так как большая часть целевой аудитории – старики и хронические больные, терпение и умение выслушать – будет очень важным качеством для провизора.

Реклама и продвижение

Выбор средств рекламы будет зависеть о местонахождения аптечного пункта.
При размещении в медицинском учреждении, будет достаточно красивого наружного оформления и гибкой ценовой политики.

При размещении в спальном районе, рекомендуется ежемесячно проводить такие мероприятия по продвижению:

  • изготовление наружной световой вывески;
  • круглосуточный режим работы поможет повысить выручку, но это также увеличить затраты на заработную плату персонала;
  • разработка и изготовление полиграфической рекламной продукции – визиток, флаеров, листовок для распространения их в оживленных местах – на остановках общественного транспорта, в торговых центрах, по почтовым ящикам;
  • можно также организовать услугу доставки лекарственных препаратов для старых и больных людей, инвалидов.

При размещении в торговом центре:

  • изготовление наружной вывески;
  • разработка и изготовление полиграфической рекламной продукции –для распространения ее на кассах торгового центра.

При размещении в бизнес- или офисном центре:

  • изготовление наружной вывески;
  • разработка и изготовление полиграфической рекламной продукции –для распространения ее по офисам.

Важно соблюдение социальной ответственности – никаких просроченных или сомнительного происхождения лекарственных средств – это может привести не только к снижению лояльности покупателей, но и к отзыву профильной лицензии.