Инструкция содержит информацию о том, что нужно для открытия своей диспетчерской, с чего начать и как грамотно выстроить этот бизнес.

Служба такси - бизнес по перевозке пассажиров, осуществляющий свою деятельность за счет организованной системы приема и распределения заявок. Прием заявок на оказание услуги осуществляется через централизованную диспечерскую службу.

Обслуживание заявок осуществляют аккредитованные в этой диспечерской водители с автомобилями, оснащенными специализированным оборудованием для такси ("шашечки", рация, таксометр).

С чего начать открытие такси?

Во-первых, четко сформулировать суть идеи. Оказывать услуги по перевозке пассажиров можно:

  • в индивидуальном порядке, оформив разрешение, и став таксистом на собственном транспорте;
  • с помощью диспетчерской службы, выступающей посредником между водителями - ИП с личным автотранспортом и пассажирами, нуждающимися в перевозке;
  • с помощью диспетчерской службы, собственного автопарка и наемных водителей.

Для вхождения в бизнес наиболее оптимален второй вариант, хотя третий - более прибыльный. В принципе, от второго он отличается только размером стартового капитала (наличием собственных машин) и взаимодействием с водителями (в третьем варианте водители – наемные рабочие, получающие зарплату; во втором – индивидуальные предприниматели, работающие с диспетчерской службой по договору сотрудничества).

Во-вторых, официально оформить предприятие, выбрать систему налогообложения и получить соответствующие разрешения для данного вида деятельности.

В-третьих, так как идея не нова, и вхождение в рынок предстоит при наличии уже работающих конкурентов, следует придумать свою концепцию, «фишку», которая будет отличать вашу службу от других. К примеру, оборудовать машины WiFi; нанимать только женщин-водителей; иметь в автопарке исключительно машины иностранного производства или одинаковые автомобили одной марки и цвета; установить самую низкую в городе плату за 1 км – все зависит от вашей фантазии.

Регистрационные процедуры

Зарегистрировать бизнес можно на ИП. Услуги такси попадают под ЕНВД, с водителями заключается договор, по которому они выплачивают фиксированную сумму (или определенный процент от выручки) за оказание информационных услуг. Если вы планируете такси с собственным автомобильным парком, то для  избавления от вопросов кадрогового регулирования подумайте о договоре с аутстаффинговой компанией. Особенно актуально, если вы планируете найм водителей-иностранцев.

По регистрации такси читайте инструкцию нужна ли лицензия на такси, в которой описывается порядок получения разрешений на данный вид деятельности.

На каждую машину необходимо оформить разрешение на автоперевозки, которое должно находиться в салоне, и предъявляться по требованию пассажира. Выдают такое разрешение уполномоченные органы исполнительной власти - комитеты по транспорту (срок действия - на 5 лет). Разрешение выдается на транспортное средство, принадлежащее бизнесмену на основании права собственности или по договору лизинга, действительно оно только в пределах федерации, на территории которого было получено.

Требования к легковому автотранспорту, на котором будут осуществляться пассажирские перевозки:

  • прохождение гостехосмотра каждые полгода;
  • наличие на боковых поверхностях кузова цветографической схемы (шашечек)
  • наличие на крыше опознавательного фонаря оранжевого цвета;
  • фиксированная оплата за проезд или таксометр.

Составляем краткий бизнес-план 

1. Аренда помещения.

На первое время, достаточно будет офиса в 25-30 кв.м., где будет располагаться диспетчерская служба, с минимальным набором мебели (столы, шкафы, стулья). Оптимальное месторасположение – в наиболее высокой части города, для лучшей работы радиостанции.

2. Закупка оборудования.

Офис должен быть оборудован компьютером с ПО (20-25 тыс. руб.), качественной телефонной связью (2-3 тыс.руб.+ столько же за каждый отдельный канал), желательно, с оформлением легкозапоминающегося номера). В идеале - приобрести специальную программу для автоматизации учета заказов и расчетами с водителями (около 200 тыс.руб), при этом каждая машина будет оборудована необходимым таксометром. Стоимость одной оранжевой «шашечки» - около 600 руб.

Радиосвязь – должна быть качественной и бесперебойной. СИ-Би-частоты (одна радиостанция около 4тыс. руб.) – самый недорогой вид связи, но в густонаселенных городах из-за помех ею пользоваться практически невозможно. Оптимальный вариант – радиостанция в диапазоне УКВ (20 - 50тыс. руб.). При использовании радиосвязи необходимо оформлять лицензию на использование радиочастот, что достаточно хлопотно и дорого. Проще заключить договор со сторонним оператором, у которого есть такое разрешение, и платить ему абонентскую плату.

3. Зарплата и налоги

С каждого штатного работника, кроме выплаты оговоренной зарплаты, фирма несет расходы в виде оплаты налогов (ЕСН и НДФЛ). Наемные рабочие:

  • админперсонал – директор, бухгалтер. Зарплата – фиксированная ставка. Директором может выступать владелец, бухгалтера можно нанять как постоянного, так и обратиться в аутсорсинговую компанию (на этапе открытия предпочтительнее именно такой вариант, если вы не желаете заниматься оформлением всей необходимой документации по открытию и получению лицензий и разрешений самостоятельно);
  • диспетчеры – не менее 3 человек с фиксированной ставкой или сдельно-премиальной оплатой труда, при режиме работы сутки – через двое;
  • водители, с профессиональным стажем не менее 3 лет (или общим – не менее 5). Количество водителей зависит от количества машин и установленного графика работы. В среднем, наемные водители работают сутки – через двое, то есть, на одну машину – 3 водителя. Для водителей форма оплаты, обычно – ставка+%. Если речь идет о наемных водителях с собственными машинами – налог платят сами предприниматели (фиксированную ставку), зарплата не выплачивается.

4. Прочие затраты.

Реклама, услуги клининга, расходы на оплату телефона и интернета, договоры на прохождение техосмотров и медицинского освидетельствования водителей.

Доходная часть

Чем больше машин – тем меньше срок окупаемости. С собственным автопарком на 50 машин, все первоначальные затраты (включая и дорогостоящее оборудование по учету), окупятся уже за полгода. Прибыль диспетчерской службы с привлечением предпринимателей - собственников машин, составляет около 10-15% отчислений от заработка водителей. 

Конечно, такие прогнозы могут быть только приблизительными, так как расчеты зависят от многих переменных факторов, в т.ч. размера населенного пункта, правильной организации работы, продуманной рекламы и полученного количества заказов в итоге.