Если вы решили открыть туристическую компанию лишь потому, что вам показалось очень удачным зарабатывать на этом деньги, лучше откройте магазин игрушек или бутик. Туристический бизнес не просто способ заработать: еще задолго до того, как вы откроете офис, нужно знать о нем все и даже больше.

Малейший камень может стать последним в организации этого вида деятельности. Но если вы готовы к серьезному испытанию на пути к успешной карьере, мы начнем с самого главного: как создать свою турфирму и какие документы нужны для этого.

Первые шаги 

Туристическая деятельность обязательно требует получения лицензии согласно закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Вы должны подать заявление, предварительно собрав весь пакет документов, в Департамент Туризма Минэкономразвития РФ или в местном филиале вашего города. Срок действия полученной лицензии 5 лет, в дальнейшем вам нужно будет ее продлевать.

В пакете документов обязаны быть: данные о вашем помещении, которое вы арендуете для бизнеса. Также должны быть копии вашей трудовой и трудовых книжек ваших сотрудников. Законом о туристическом бизнесе строго регламентирован штат сотрудников турфирмы: 20%-30% всех соискателей, включая руководителя, обязаны иметь образование и опыт работы в этой сфере от трех лет. Необходимо приложить копию о постановке на учет в налоговой службе, копии государственной регистрации, номер в реестре и копию диплома руководителя как ИП. Обычно перечисленной документации хватает для получения лицензии, но в отдельных случаях могут потребоваться дополнительные справки.

Важным документом для фирмы является гигиенический сертификат: вы обязаны его получить в любом случае на основании закона "О техническом регулировании". Он выдается службами санэпидемнадзора после прослушивания полного курса лекций о всевозможных болезнях и инфекциях, которые может подхватить ваш будущий клиент, отправившийся по вашей путевке. Только вы несете ответственность в случае его неосведомленности на основании федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". При подборе персонала также позаботьтесь о том, чтобы ваши сотрудники прослушали подобные курсы. Это должно стать вашим основным требованием после опыта работы в этой сфере.

Также нужно получить свидетельство сертификации как гарантию того, что ваши услуги полностью соответствуют стандартам. Вам нужно составить заявление на проведение процедуры сертификации, проще говоря проверки, отослать в письменном виде к организации, представляющей Минэкономразвитие. Если такого органа нет, направляйте заявление в министерство. Срок действия полученного сертификата три года. 

Вообще нужно понимать, что чем больше в офисе будет дипломов и сертификатов, тем выше планка доверия к вашей фирме. Пусть это будут дипломы об участии в рекламных компаниях турбизнеса, либо же благодарности от официальных лиц, сертификаты качества услуг или аттестация ваших сотрудников - это уже не так важно. Турист не будет вчитываться в суть висящих наград, но вот их обилие уже заранее расположит к вам.

Деловые отношения между партнерами в туристическом бизнесе 

Важен еще один момент в работе турагента: договоренности с туристическими фирмами. Нужно быть крайне осторожным, заключая договора, нельзя подписывать вслепую, надеясь, что ничего нового в договоре вы не увидите. Даже если вы очень дружны с половиной турфирм города, договор о деловом сотрудничестве должен быть официально подписан.

Перед подписанием надо удостовериться, что выбранный вами оператор имеет право на работу в этой сфере. Как минимум, потребуйте предоставить договор обязательного страхования ответственности туроператора. Не поленитесь обратиться в Ростуризм, чтобы выяснить по реестровому номеру права будущего партнера и его материальное обеспечение. Это не займет много времени, при желании списки можно найти в сети. Обязательно обратить внимание на данные того, кто предоставил финансовое обеспечение: там обычно указаны сроки и размеры финансирования. В договоре заострите внимание на правах и обязанностях сторон, особенно на параграфе о страховых выплатах клиентам.

В ваши задачи войдет не просто предоставлять туры и продавать, но и обеспечить комфортное проживание клиента, включая перелеты. Причем нужно постараться, чтобы у вас были отлажены хорошие контакты как с туроператорами разных стран, так и с отелями. Если вашего клиента хоть что-то не устроит, ваша фирма может потерять немало. Нужно учитывать ментальность людей и понимать, что даже если вы один раз окажете некачественную услугу ( обычно проблема происходит уже на месте и связана с условиями проживания туриста ), в скором будущем вам могут сделать антирекламу. К сожалению, она работает куда продуктивнее, нежели просто реклама.

Чтобы избежать проблем, нужно заранее бронировать, выкупать отели разного уровня, особенно это касается востребованных направлений: Египет, Мальдивы, Турция, Анталия. Делать это в сезон невозможно, поэтому думайте заблаговременно. Не покупайте номера впритык: запасные номера обязаны быть на случай особо капризного клиента, ведь репутация куда дороже.

Реклама 

С чем у вас ассоциируется тур, скажем, в солнечный Египет? Обжигающее солнце, ласковое море, удивительный и загадочный мир пирамид. У вашего клиента точно такие же представления, поэтому ваш офис должен выглядеть так, чтобы расположить человека на минорный лад сразу же. Постарайтесь выбрать самую яркую, красочную и сочную вывеску, продумайте обстановку в самом офисе.

Если вы хотите продавать туры на Мальдивы, вам непозволительно иметь дешевый диван из кожзама. Клиент с солидным достатком сразу заметит все огрехи в обстановке, он платит внушительные суммы и требует особого отношения к себе. Неплохо, если для таких людей у вас будут дополнительные услуги: кофе, чай, пока клиент знакомится с предложенными турами. Безупречное обслуживание сделает такого клиента постоянным: люди вообще консервативны и не хотят менять оператора, если он их устраивает. Более того, именно постоянные клиенты обеспечивают большую часть продаж. Их друзья, знакомые, может и не поверят вашей рекламе, но словам друга или близкого с радостью.

Хоть основным рекламным звеном служат постоянные клиенты, все же сначала надо их наработать. Нужно сделать не просто грамотную рекламную компанию, но и провести тонкую работу с людьми. Не надо кричать, что у вас самая лучшая турфирма и вообще сотни клиентов, перенасыщать почтовые ящики разброской листовок тоже.

Примите в расчет, что в городе сотни таких фирм и простых людей душение рекламой просто раздражает так, что они могут выкидывать листовки не читая. Лучше несколько штендеров, если позволят деньги, несколько растяжек по городу на центральных улицах. Не забывайте, что реклама должна быть броской, яркой, привлекающей внимание. Не поскупитесь пригласить грамотного дизайнера-оформителя: оплатите раз, а пользоваться будете все время его задумками. Закажите буклеты с впечатляющими фотографиями и наймите несколько симпатичных девушек, кто их будет раздавать людям на улице. На первых порах именно уличная реклама начинает приносить доход и увеличивать отзвон.

Для вас станет самым сложным первый год, доход будет нестабилен, будут и затишья. К сожалению, специфика этого бизнеса допускает такое. Главное - не опустить руки в этот момент и не расслабиться, если дела быстро пойдут в гору. В конце концов, все турфирмы, имеющие сегодня громкое имя, родились не сразу. Кто знает, быть может, вам удача и успех улыбнутся так широко, что ваша туристическая фирма затмит их.