Ключевые практические рекомендации по организации и обустройству магазина в стиле Second Hand: выбор места, ассортимент и закупка товара, обустройство торговой зоны.

Секонд хенд сегодня превратился в бизнес-индустрию, в которой задействовано множество предприятий и предпринимателей. Происходит все по следующей схеме.

Немец или англичанин, обновляя свой гардероб, избавляется от старой одежды (обуви), сдавая ее на специализированном рынке или в магазин (таких уже очень много в странах Евросоюза). Там принимают их по весу и выплачивают за нее определенные деньги. Затем одежда поступают на фабрику, где ее сортируют и обрабатывают антибактериальными средствами в условиях повышенной температуры (буквально – паром из химических реактивов). В результате вещи становятся не только чистыми, но и продезинфицированными.

Конечно, не все вещи идут в продажу: большая их часть уходит на переработку, а пригодная одежда поступает в продажу. По качеству секонд хенд подразделяют на сорта:

  • Люкс (новая, зачастую с бирками, брендовая одежда или с износом не более 5%), 
  • Экстра (почти то же, что и Люкс, но степень износа – до 10%) 
  • Крем (новые и качественные вещи, мало ношенные, без брака), 
  • 1й сорт (качественный товар, но иногда - с браком), 
  • 2й сорт (много брака, сильный износ) 
  • 3й сорт (практически – ветошь).

Границу России такой товар пересекает только после обработки и при условии наличия свидетельства о дезинфекции: таково требование нашего законодательства.

Заготовители секонд хенда сбывают свою продукцию оптовым закупщикам, которые продают ее оптовикам из России. Далее – товар поступает в розничную торговую сеть. Торговля секонд хендом в России – выгодный бизнес, но конкуренция в этой сфере высока, поэтому для тех, кто решил открыть свой магазин, важно соблюдать следующие правила.

Выбор места 

Не стоит арендовать помещение на центральных улицах: удачным будет расположение во дворе жилых домов. Аренда тут дешевле, а результат (при правильном выборе ассортимента) – ничуть не хуже, чем у центральных магазинов. Главное – найти густонаселенный район, где секонд хендом торгуют не на каждом углу, где меньше конкурентов. Иной раз выгоднее открывать магазин на некотором удалении, например, в ближайшем районном центре, где нет подобных заведений. На одной площади с продовольственными магазинами торговать секонд хендом запрещено.

Дорогой ремонт в помещении делать не нужно: для создания имиджа такого магазина важнее качество товара, а не богатство интерьера. Достаточно будет легкой косметической отделки. Открываться лучше в межсезонье: перемена погоды заставляет людей совершать новые покупки, что повышает доход магазина.

Как лучше сформировать ассортимент товара, где и как его лучше приобрести

Формируя ассортимент, следует определиться со структурой спроса в данной местности: в новых кварталах более востребованной будет детская (возраст - от 3х до 7 лет) и женская одежда, в промышленном районе и сельской местности хорошо продаются джинсы и обувь. Очень востребован товар для детей 7 – 15 лет, но в магазине обязательно должен быть и взрослый ассортимент: мамочки, обходя магазины в поисках одежды для ребенка, обязательно присмотрят что-нибудь и для себя.

Замечено, что секонд хенд из Англии состоит из более гламурных и более новых вещей, пользующихся спросом у молодежи, но одежда большого размера – редкость. Товар из Германии более практичен, размеров больших достаточно, но качество, в среднем, хуже. Как правило, товар из стран, более близких к России - худшего качества. Поэтому, желательно совмещать такие партии. Также хорош бывает «микс» из Бельгии и Голландии. Приобретать лучше товар категории качества «Экстра», «Люкс» и «Крем»: он дороже, но продается лучше, к тому же качество вещей поможет сформировать хорошее мнение о вашем магазине и скорее набрать клиентуру.

Приобретать товар можно на оптовых базах, которых в изобилии в каждом городе. Проверенные поставщики в России: ООО «Микс-Европа» (http://www.mixeuropa.ru/) и Главстоксекондторг (http://www.glavss.ru/).

Но можно решиться и на самостоятельную поездку за товаром (так будет дешевле). Проще всего – в Прибалтику (не нужно знать иностранный язык). Надежный партнер - литовская фирма «Саргма» (+370 615 98840, ineta@sargma.com, Skype: Sargma2, http://www.sargma.com/)

За товаром первый раз лучше ехать самостоятельно, осматривать внимательно при этом каждый тюк. Лишь убедившись в надежности фирмы и качестве товара, можно соглашаться на доставку товара без осмотра. Оплата за товар может осуществляться как до получения товара, так и после его доставки. Последнее может осуществляться как самим поставщиком, так и с помощью различных перевозчиков, почтовых организаций. Между постоянными партнерами могут возникнуть доверительные отношения, как следствие – товар может поставляться «под реализацию», с отсрочкой оплаты.

Как организовать работу магазина

Помещение магазина должно быть обеспечено примерочными кабинками и большими зеркалами, ковриками, вешалками и хорошо освещено. Упаковочный стол следует расположить возле кассы, а у входа – шкафчики для сумок.

Полученный товар нужно рассортировать по назначению (мужской, женский или детский ассортимент), а желательно – и по размерам. Также сортируют по типам (верхняя одежда, нижняя и т.д.) и по качеству.

Зная, сколько денег потрачено на приобретение товара и другие расходы (аренда, налоги, транспорт, заработная плата), прибавив процент прибыли (до 20%) - получаем конечную стоимость товара. Следует распределить вещи по ценам согласно качеству (учитывается износ, наличие пятен и другое). Разные по стоимости вещи располагаются в торговом зале в разных местах, а ряды с разной по стоимости одеждой должны быть снабжены табличками с указанием цен.

Наиболее новые и модные вещи вывешиваются отдельно и оцениваются поштучно, остальные же вещи можно реализовывать на вес. Для того, чтобы реализовать сезонный товар вовремя, залежавшиеся вещи периодически уцениваются, а пару раз в неделю устраивается распродажа. Не стоит бояться продешевить: лучше вернуть хоть какие-то деньги в оборот, чем потерять такую возможность.

Торговый зал нужно периодически проветривать, чтобы специфический запах, исходящий от товара после его обработки на фабрике антибактериальными средствами, улетучивался.

Продавцов чаще всего достаточно 2 – 3 человека (если площадь – до 300 м²), предпочтительно возраста 30 – 40 лет: к такому возрасту люди приобретают уже достаточно жизненного и профессионального опыта и могут дать хороший совет покупателю, а это увеличивает вероятность того, что вещь будет продана.

Как быть с нереализованным товаром, ветошью

Каков бы ни был товар, всегда в партии будут вещи испорченные (не подлежащие ремонту), сильно поношенные или не востребованные впоследствии. Если после многократной уценки такая одежда так и не продалась – не стоит ее утилизировать. Такой секонд хенд может быть продан на завод или в типографию, где он применяется в качестве обтирочного материала. Кроме того, существует множество закупщиков, отправляющих ветошь на специализированные фабрики для переработки.

Соблюдение этих простых правил и накопленный со временем личный опыт обязательно помогут вашему бизнесу стать успешным.