Доставка по железной дороге из Поднебесной

Бизнес с Китаем в последние годы только набирает обороты, как на международном уровне, так и в формате развития среднего и крупного бизнеса. Фабрика Манимейкеров, видя заинтересованность аудитории в актуальной и своевременной информации о разных аспектах деловых взаимоотношений, открывает цикл статей на тему вариантов доставки грузов.

Первым делом будет освещен максимально подробно вопрос ж/д доставки и все тонкости, сложности, с которыми может столкнуться покупатель. Также мы будем давать практические советы и рекомендации тем, кто собирается применить информацию на практике.

Введение

Китай является самым крупным производителем в мире, поэтому неудивительно, что организация торговли стала такой привлекательной для бизнесменов из разных стран, в том числе, и из России, и стран СНГ.

Сразу оговоримся: да, перевозки – это «больная мозоль», так как сложности существуют, но практически всегда – от незнания и невозможности принять правильное решение. А это, в свою очередь влечет убытки и непредвиденные расходы. Если же разобраться в ситуации, то результат стоит того.

Объемы доставок разных грузов из Китая только набирают обороты. Вот небольшая статистическая выборка, которая должна подтвердить наши слова и доказать актуальность материала (для удобства сведения предоставляются в виде таблицы):

Ежегодные расходы в рамках грузоперевозок:

Направление

Суммы (юани)

Процент прироста

Транспортировка грузов

Более 4,5 триллиона*

16%

Административные расходы

Около 1 триллиона*

19%

Складские расходы

Порядка 3 триллионов*

23%

Годовая добавочная стоимость логистической индустрии Китая

Больше, чем 3,3 триллиона*

14%

Совокупный годовой оборот логистики

Превысил 160 триллионов*

13%

*по курсу ЦБ РФ на 10.07.2014 1 юань ­= 5,5 руб.

Важная ремарка №1: подавляющее большинство производства КНР сосредоточивается непосредственно в северо-восточной части страны, и, если исследовать карту, то можно понять, что доставка до европейских территорий может (и бывает) более чем затруднительной.

Рисунок 1 Пути доставки из Китая на карте

Рисунок 1 Пути доставки из Китая на карте

Без понимания причин сложно разобраться в ситуации, именно поэтому во введении мы и указали данные факты.

Рисунок 2 Контейнерные железнодорожные перевозки: взгляд со стороны

Рисунок 2 Контейнерные железнодорожные перевозки: взгляд со стороны

Железная дорога и доставки: вводный параграф

Вот еще несколько важных фактов, которые стоит знать, начиная сотрудничество с Китаем и планируя доставку железной дорогой:

  1. Во-первых, грузоперевозки по железным дорогам, на самом деле, крайне удобны и востребованы, НО только на территории самого Китая. Как уже было отмечено в самом начале работы, транспортное сообщение налажено практически идеально!
  2. Востребованность – востребованностью, но отрасль ж/д перевозок обладает довольно высокой себестоимостью. Если мы обратимся к опубликованному отчету направления Гуанчжоу-Шэньчжэнь (внутри страны), то увидим, как катастрофически растет стоимость рабочей силы (+23%). То есть сразу развеем миф о том, что железная дорога – это дешево!
  3. Маршруты вариативны. Например, непосредственно в Китае с востока грузы доставляются на север, после чего по Харбинской железной дороге направляются до границы с РФ. Там уже груз по Транссибирской магистрали продолжает свое путешествие в тот или иной европейский регион. Обратите внимание, что это только один из возможных сценариев, так как каждая конкретная ситуация планируется логистами отдельно, с учетом наименования груза, объемов, габаритов и так далее. Корректный выбор маршрута – половина успеха. Маршрут перевозки может пролегать через такие пункты, как Гродеково, Достык, Забайкальск, Джимунае, Владивосток, Наушки и другие.
  4. Ж/д доставка может с одинаковым успехом проводиться в цистернах, контейнерах, вагонах, полувагонах, на площадках, а также с использованием иных видов подвижного состава.

Важная ремарка №2: размеры железнодорожных колей в РФ и в Китае – различны. Вот почему в обязательном порядке ВСЕ грузы будут перегружаться!

Кому выгодна ж/д доставка из Китая?

Итак, мы с вами определились в том, что сам по себе вариант доставки железнодорожными путями имеет и обратные стороны медали. Сняв розовые очки, можно рассуждать здраво.

Кому же будет выгодно обратиться именно к такому способу? В этом вопросе есть несколько аспектов:

Совет:

Нужны идеи о том, что выводить из Китая? — Изучайте товарные идеи от Фабрики манимейкеров.

  • Такие перевозки направления Китай-Россия оптимальны для бизнесменов, проживающих в значительном отдалении от морских портов.
  • Продолжая рассмотрение предыдущего пункта, расширим его: Если вы – житель отдаленных районов восточной и центральной России, то другой возможности (адекватной по реализации и стоимости), у вас практически и нет, так как рядом нет ни портов, ни аэропортов, ни иных транспортных узлов сообщения.
  • Если вы заказываете товары у фабрики-производителя, расположенной в центральной части КНР, то вам также можно (и даже нужно) исследовать все возможности доставки ж/д путями, так как в итоге можно сохранить баланс оперативности и высокого уровня сохранности.
  • Практикам заказов партиями зачастую также не остается иного выбора. Удобство заключается в том, что стоимость доставки единицы товара будет в обратной степени пропорциональна размеру партии.
  • Будучи объективными, отметим, что железнодорожные перевозки становятся удобным форматом с точки зрения организаторских моментов: погрузка-разгрузка, доставка к адресату.
  • Разветвленность путей, охватывающих всю страну, позволяет минимизировать использование дополнительных транспортировочных средств.
Рисунок 3 Разветвленность путей

Рисунок 3 Разветвленность путей

  • Работаете с негабаритом? Тогда также можем порекомендовать вам - изучить глубже вопрос поставок железной дорогой.
  • Раз уж зашла речь о неоспоримых плюсах, то добавим в общую «копилку» независимость от сюрпризов погоды.

Пошаговая доставка железной дорогой: от А до Я

Сейчас мы вместе с вами пройдем весь путь заказчика, после чего в виде памяток представим вашему вниманию варианты ПРИМЕРНОГО вычисления сроков и стоимости доставки.

Задача Фабрики Манимейкеров – продемонстрировать процесс данного вида доставки грузов из Китая, так сказать, «изнутри», познакомив вас со всеми тонкостями и нюансами, подкрепив данные случаями из практики.

Перевозка: с чего начать?

Действительно, многие предприниматели просто не знают, с какой стороны подступиться к этому вопросу. Тем не менее, логика крайне проста:

  1. Вы определяетесь со своей идеей, понимаете, ЧТО и У КОГО хотите заказать. То есть вы выбираете продавца и налаживаете с ним контакт, так как именно от корректного взаимодействия зависит очень и очень многое.
  2. На следующем этапе оговариваются условия сделки, а условий, в свою очередь, также может быть несколько (и все это в рамках доставки железнодорожным транспортом):

    продавец сам доставляет товар до вас

    самовывоз (это если вы готовы сами сопровождать свой груз, ну, или направить доверенное лицо)

    самая частая ситуация – разделение обязанностей и ответственности в рамках транспортировки товара.

    Рисунок 4 Погрузка товара в контейнеры

    Рисунок 4 Погрузка товара в контейнеры

    То есть от условий сделки будут «плясать» и границы ответственности каждого из участников.

  3. Как только вы определились и с этим вопросом, стоит приступать к определению идеальной (или максимально приближенной к тому) схеме доставки груза. Нужно обязательно работать, учитывая временные ограничения, чтобы избежать форс-мажоров и убытков. В следующем разделе представлены примерные ориентиры.
  4. Следующий шаг – формирование комфортных для обеих сторон условий доставки. Для того, чтобы глубже разобраться в этом вопросе, изучите важную ремарку №3.

Важная ремарка №3: условия доставки
Предлагаем внимательно изучить возможные условия доставки, оперируя официальными понятиями.

  1. Одна из наиболее распространенных в логистике схем – это CIF, которая в переводе может быть озвучена как «Стоимость, страхование, фрахт». Что это значит? Только то, что продавец берет на себя все 100% обязательств по доставке оплаченного товара, а, следовательно, и расходы по эти вопросам – также в его компетенции. Приведем пример. Если в условиях прописано «CIF – Санкт-Петербург», то продавец обязуется сделать все, чтобы покупатель у себя на месте получил все необходимое. Тем не менее, Фабрика Манимейкеров призывает вас быть бдительными, когда речь идет именно о портовых городах: продавец может посчитать, что его ответственность завершилась по факту прибытия судна в порт, а вот оплатить на месте услуги он «забывает». Обсудите аспект заранее.
  2. Следующий вариант условий – на юридическом языке звучит как EXW, а по-простому – это обычный самовывоз. То есть и в Китай сам, и все вопросы с транспортными компаниями – тоже сам.
  3. .Третья схема – одна из наиболее распространенных и эффективных. Она получила название «free on board». То есть ответственность будет разделена между обеими сторонами. Продавец должен гарантировать доставку товара и формирование ж/д отправления, оплату доставки и так далее. Но вы помните, что с железными дорогами не все так просто, и в РФ предстоит перегрузка. Ее, конечно, в зависимости от товара, могут сделать и без вас, но особо бережного отношения в этой ситуации не предвидится. Вся остальная работа в рамках выгрузки, хранения и транспортировки уже по территории Российской Федерации (или другой страны) выполняют экспедиторы или лично покупатель. 
Рисунок 5 Контейнер для перевозок

Рисунок 5 Контейнер для перевозок

Китай-Россия или из Китая до России – или из Китая – до России и по России?

На первый взгляд, непонятный набор фраз становится понятен, когда начинаешь планировать доставку железнодорожным транспортом до Китая.

Как уже говорилось, железнодорожные пути отличаются в России и в Китау, поэтому перегрузка обязательна. Предпринимателей волнует вопрос, а что, собственно дальше!

  • Будет ли он самостоятельно оплачивать дополнительные расходы и доставку
  • Придется ли ему лично контролировать весь этот процесс, а поставщик снимет с себя все полномочия после достижения границ страны?

Не случайно мы остановились на этом вопросе после ремарки №3. Там прописаны варианты доставки, и они должны соблюдаться неукоснительно! То есть, если ответственность ложится на плечи продавца, то и после въезда на территорию РФ он отвечает за перегрузку и доставку. Все обсуждается еще до сделки, «на берегу».

Второй вопрос – это дело личных предпочтений. Кто-то не представляет возможным лично не контролировать процесс, все этапы движения, а кому-то вполне достаточно получать отчеты.

Важные советы с упором на практику

  • Если вы с продавцом смогли договориться о разделении обязанностей, то уточняйте до конца, какие же условия доставки товара прописаны в договоре. Включена ли стоимость транспортировки в стоимость? Не стоит делать, простите за тавтологию, ставку на низкие ставки. Намного лучше и спокойнее – знать, что с грузом все хорошо.
  • Еще одна проблема, с которой вы можете столкнуться, не имея богатого опыта – это несоответствия в документах. Что имеется в виду? Самое частое, что можно встретить – это ошибки в названиях товаров, в количестве занимаемых мест, в весе, цене и прочее. Чтобы выяснить только одно несоответствие, приходится потратить огромное количество времени, поэтому постарайтесь уделить этому вопросу (оформлению пакета документов) пристальнейшее внимание. Кстати, все об оформлении документов можно узнать из нашего материала – Таможенное оформление от А до Я.
  • Еще одна сложность связана с законодательством. Не все товары разрешены к транспортировке. Для примера: Евросоюз внес запрет на транспортировку куриных лапок из Беларуси через свою территорию. Плюс, могут потребоваться дополнительные разрешения. Разведайте обстановку заранее, все ли легально с вашим видом груза.
  • Экономия иногда выливается в целую катастрофу. Если товар дорогой, то страховка просто необходима!
  • Опасные грузы – отдельная тема. Только полный пакет документов с учетом всех тонкостей и тщательность крепления (ответственность за этот пункт, в зависимости от распределения обязанностей).
  • Огромные объемы перевозок из Китая относятся к мебели с условиями, обозначенными аббревиатурой FOB. Тут сложность кроется в большом числе наименований в документах (накладные). Случались ситуации, когда заказчики не могли досчитаться сразу нескольких тонн груза, но «соль» в том, что экспедиторы получают товар от продавца уже запломбированным, так что претензии – только к той стороне.
  • Также лучше всего внимательно отнестись к выбору контейнера, поскольку логично предположить, что габариты отличаются друг от друга:

Памятка № 1: из чего формируется стоимость доставки?

Для того, чтобы запросить у транспортных компания стоимость доставки железной дорогой, вам нужно предоставить информацию, соответствующую действительности, примерно, в таком формате, плюс, само собой, свои контактные данные для связи.

Есть еще одна возможность примерно оценить стоимость доставки, воспользовавшись этой таблицей. Конечно, все будет зависеть от  вашей ситуации, но какой-то ориентир вы уже получите и сможете разбираться с ситуацией дальше (источник)*:

*Всю ответственность по ценообразованию несет компания, выставившая прайс. Читателям Фабрики Манимейкеров данные доводятся для большего понимания вопросов ценообразования в рамках доставки грузов из Китая железнодорожным транспортом.

Таблица 1 Прайс-лист на железнодорожную доставку
Вид груза$ за 1 КГ ж/д,

Автозапчасти

2,7

Велосипеды

3,3

Кондиционеры

3,3

Косметика (не относится к парфюмерии)

3,3

Компьютерная гарнитура

3,1

Мотоциклы

3,3

Мобильные телефоны

2,9

Обувь детская из натуральной кожи

4,0+150/m3

Одежда

4,8

Сумки из натуральной кожи

3,8

Свадебные принадлежности

2,9

Ювелирные изделия

4,1

Более полный перечень можно получить из файла «Таблица с ценами»!
 

Важная ремарка №4: Случается, что часто вывоз грузов с предприятия поставщика осуществляется автотранспортом, задача которого – доставка до крупного ж/д узла. Стоит ли говорить, что при планировании нужно учитывать дополнительные риски, которые относятся к доставке и погрузочно-разгрузочным работам. Особенно это актуально, если вы занимаетесь хрупкими изделиями, которые присутствовали и в прайсе выше, например, посудой из фарфора. Убытки могут быть колоссальными.

Памятка №2: примерные сроки доставки

После стоимости второй по актуальности вопрос – конечно же, сроки. Никто и никогда не может дать вам 100% гарантию, поэтому всегда лучше, во избежание неприятностей, оставлять себе запас.

Тем не менее, проанализировав ситуацию на рынке, изучив услуги и данные логистических компаний, Фабрика Манимейкеров сделала приблизительную выборку сроков*:

Маршрут**СрокиОсобенности

Китай – Забайкальск – Восточная Сибирь

От 10 дней и более

Сроки могут варьироваться, в зависимости от таких факторов, как:

  • Время года
  • Погодные условия (незначительно)
  • Загруженность РЖД

 

,

Китай - Забайкальск – центральная, западная Сибирь, Урал

От 14 дней и более

Китай – Забайкальск – Поволжье – Центральна Россия

От 17 дней и более

*Эти сроки не являются абсолютной истиной, они даны просто для удобства ориентации.

** Естественно, что другой подобранный маршрут в вашем случае может оказаться более выгодным и рентабельным.

Рисунок 7 Вариативность маршрутов и станций

Рисунок 7 Вариативность маршрутов и станций

Важная ремарка №5: Если вы заказываете мелкие партии, но все равно хотите остановится именно на доставке Ж\Д, то лучше всего рассмотреть возможность «сборного груза».

Согласно букве Закона: документация и несколько аспектов таможенного контроля

Железнодорожные перевозки из Китая в обязательном порядке требуют предварительного согласования, причем не только со странами-участниками перевозки, но и с транзитными путями. Об этом уже говорилось, но стоит еще раз акцентировать внимание на прохождении карантинной или ветеринарной инспекций, если того требует специфика.

Список документов – стандартный, как и для других типов перевозок, но, чтобы сэкономить ваше время, мы рассмотрим перечень в рамках обзора.

В обязательном порядке нужно иметь:

  • Накладную на перевозимый груз. В накладной прописывается вся информация, в том числе, количество, характеристики, сведения о каждом из пунктов прибытия/отбытия, данные о получателе и отправителе и так далее.
  • Транзитную декларацию. Без нее успешное прохождение таможни становится невозможным. Документ фиксирует сведения о сторонах (поставщик – покупатель), а также о декларантах, транспортных компаниях.
  • Пакет страховых документов. Проследите, чтобы в нем были прописаны четко и ясно условия предоставления страховых услуг.
  • При прохождении грузовых составов таможенных пунктов, выполняется тщательная проверка бумаг, плюс, детальный досмотр, следовательно, любой груз должен быть сопровожден передаточной ведомостью, разрешениями на ввоз/вывоз, фактурами-спецификациями и так далее.

Малейшее несоответствие или отсутствие нужного документа приводит к сложностям.

Делегация обязанностей

Конечно, можно самостоятельно пытаться освоить все премудрости, и это – более чем реально. Но, так как мы взялись обсуждать ситуацию с максимумом объективности, то должны заметить, что у большинства людей мало времени и просто может не хватить опыта и юридической подкованности в вопросах организации подобных перевозок.

В такой ситуации можно обратиться к экспедиторско-транспортным компаниям, которые возьмут на себя весь груз ответственности (тарифы обсуждаются конкретно с представителями выбранной фирмы). Перечень услуг таких организаций очень широк:

  • Они заботятся и о качестве перевозки, задействуя те или иные типы вагонов
  • Они же контролируют содержание груза на складе, если это необходимо
  • Представители наблюдают, контролируют перемещение груза на каждой станции
  • Плюс, в рамках договоренности они и готовят товар для беспрепятственного прохождения всех таможенных процедур

Продолжать список можно долго. Только вам решать, делать ли все самостоятельно, либо – обращаться к услугам посредников (последние берут определенный процент за свои услуги).

Выводы:

Факт остается фактом: сотрудничество с Китаем выгодно. Судите сами, уже сейчас РФ находится на 13 месте в списке самых активных внешнеторговых партнеров КНР. Китай же – в аналогичном российском списке, как можно догадаться, находится на 1 позиции. Рынок предлагает большие возможности, в том числе, и массу вариантов доставки. Железнодорожный тип – не самый плохой, а по некоторым пунктам – просто идеален.

Кратко резюмируем алгоритм договоров о поставках железнодорожным путем:

Вариант первый: самостоятельное решение всех вопросов без посредников:

Вариант второй: решение задач с помощью специализированных компаний с выплатой процента в качестве оплаты услуг.

Если у вас остались какие-то вопросы – смело задавайте их в комментариях.