От успешного экспорта зависит экономическое развитие многих стран. На внешний рынок поставляется все самое лучшее. От этих поставок государство получает отличные доходы. Для Российской Федерации основную долю таких товаров составляет сырье: минеральные продукты (50% общероссийского экспорта) и металлы и изделия из них (10,7%). При этом большое внимание уделяется развитию несырьевого экспорта. В результате, вопреки всем ограничениям и санкциям, набирают обороты экспортные поставки химической продукции, экспорт бумаги и многих других товарных групп. Это относится и к продажам за рубеж средств наземного транспорта.

Мировой рынок

Германия возглавляет список мировых экспортеров средств наземного транспорта.

Полное название товарной группы в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД «средства наземного транспорта, кроме железнодорожного и трамвайного состава; их части» (далее – средства наземного транспорта).

Таб. 1. Главные мировые экспортёры товаров этой группы в 2016-2017году

 

2016

2017

Место в рейтинге

Млрд долларов

Место в рейтинге

Млрд долларов

Германия

1

242,1

1

258,3

Япония

2

141,8

2

146,2

США

3

124,6

3

130,2

Мексика

4

88,1

4

101,7

Китай

7

60,1

5

67,3

Канада

5

64,3

6

62,4

Южная Корея

6

62,7

7

61,9

Испания

8

53,9

8

55,5

Великобритания

9

51,3

9

53,4

Бельгия

11

45,2

10

49,6

Источник: United Nations International Trade Statistics Database

Среди экспорта продукции данной товарной группы наибольший интерес представляют поставки автомобилей на мировом рынке.

Автомобильный рынок мира занял первую строчку, обойдя даже рынок сырой нефти (theworldonly.org).

Рис. 1. Страны-экспортеры автомобилей на карте мира по данным Forbes  Источник: сайт theworldonly.org

Рис. 1. Страны-экспортеры автомобилей на карте мира по данным Forbes
Источник: сайт theworldonly.org

Среди автомобильных компаний мира – лидеры-производители и экспортеры автомобилей (по данным Forbes 2015 Global 2000 rankings):

  1. Toyota Motor (Japan).
  2. Volkswagen Group (Germany).
  3. Daimler (Germany).
  4. Ford Motor (United States).
  5. BMW Group (Germany).
  6. General Motors (United States).
  7. Honda Motor (Japan).
  8. Hyundai Motor (South Korea).
  9. Nissan Motor (Japan).
  10. SAIC Motor (China).

Такие компании, как Honda, Toyota и Nissan, как правило, не испытывают проблем с иностранными покупателями, и в результате страна далеко опережает США, которые находятся на третьем месте. Отчасти это объясняется тем, что Япония ближе территориально к крупнейшему автопарку мира, Китаю. Намного проще продавать автомобили, когда вы делаете их близко к тому месту, где живут покупатели (theworldonly.org).

Экспорт из России

Доля поставок за рубеж средств наземного транспорта в объеме российского экспорта даже меньше 1%, а в составе товарной группы «Транспорт» на их долю приходится 70,1%.

Рис. 2. Экспорт средств наземного транспорта – часть экспорта транспорта из России, млрд долларов  Источник: ФТС

Рис. 2. Экспорт средств наземного транспорта – часть экспорта транспорта из России, млрд долларов
Источник: ФТС

За период 2013-2017 годов размер валютных поступлений от поставок за рубеж наземных транспортных средств составил 15,4 млрд долларов. До 2016 года наблюдалось устойчивое падение объемов почти на треть по сравнению с 2013 годом. Зато за 2017 год практически удалось достичь уровня 2013 года.

Таб. 2. Доля валютных поступлений от экспорта транспорта и
средств наземного транспорта в общем объеме экспорта из РФ

 

Экспорт из РФ – всего, млрд долларов

В том числе, в %

транспорт

средства наземного транспорта

2013

526,0

1,14

0,68

2014

497,4

0,96

0,65

2015

343,5

1,14

0,79

2016

278,3

1,29

0,88

2017

356,9

1,36

0,95

Источник: ФТС

Объемы экспорта в долларовом и весовом измерении менялись по-разному.

Рис. 3. Динамика экспорта средств наземного транспорта в денежном и натуральном выражении в 2013-2017 гг.  Источник: ФТС

Рис. 3. Динамика экспорта средств наземного транспорта в денежном и натуральном выражении в 2013-2017 гг.
Источник: ФТС

Товарная структура

Основными товарами группы, поставляемыми за рубеж, являются:

  • легковые автомобили;
  • моторные транспортные средства для перевозки грузов;
  • моторные товарные средства специального назначения;
  • части и принадлежности моторных транспортных средств.
Таб. 3. Динамика экспорта средств наземного транспорта из России в 2013-2017 гг., млрд долларов

 

Автомобили легковые

Моторные ТС для перевозки грузов

Моторные ТС специального назначения

Части и принадлежности моторных ТС

2013

1,50

0,61

0,49

0,57

2014

1,51

0,51

0,43

0,51

2015

1,11

0,45

0,51

0,34

2016

1,04

0,33

0,47

0,34

2017

1,29

0,35

0,76

0,50

Источник: ФТС

Их суммарная доля по итогам 2017 года составила 85,4%. В основном экспортировались легковые автомобили (38,1%) и ТС спецназначения (22,4%).

Рис. 4. Изменение доли основных товаров группы «средства наземного транспорта», экспортируемых из России, %.  Источник: ФТС

Рис. 4. Изменение доли основных товаров группы «средства наземного транспорта», экспортируемых из России, %.
Источник: ФТС

За 2017 год было вывезено за рубеж 84,4 тыс. легковых автомобилей и 14,4 тыс. – грузовых. По сравнению с 2013 годом их количество снизилось на 58,8 и 45,9% соответственно. Однако по прогнозам Минпромторга РФ, объем экспорта автомобилей должен выйти на уровень в 300 тыс. к 2025 году.

«Мы исходим из того, что к 2018 году мы сможем вдвое увеличить объемы сегодняшних прогнозов экспорта и выйти на параметры не менее 300 тысяч автомобилей к 2025 году» (Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ, сентябрь 2016).

Таб. 4. Динамика экспорта легковых и грузовых автомобилей, тыс. штук

 

Легковые

Грузовые

2013

138

27,0

2014

129

22,5

2015

97,7

20,0

2016

68,5

14,3

2017

84,4

14,6

Источник: Росстат

Иностранные компании продолжают реализацию свои планов развития локального производства автомобилей и комплектующих в России. Так, в 2017 году началось строительство заводов Mercedes-Benz и Mazda Sollers, о своих намерениях развивать производство в РФ объявили и другие компании.

Рост экспорта легковых автомобилей в денежном выражении в 2017 году составил 24%, в натуральном – 23%.

Рис. 5. Изменение продаж за рубеж легковых автомобилей в денежном и натуральном выражении.  Источники: ФТС, Росстат

Рис. 5. Изменение продаж за рубеж легковых автомобилей в денежном и натуральном выражении.
Источники: ФТС, Росстат

Одним из факторов роста стала и государственная политика, нацеленная на стимулирование экспорта. В августе 2017 года даже принимается «Стратегия развития экспорта в автомобильной промышленности», в которой предусмотрены как новые монетарные, так и немонетарные меры поддержки в дополнение к действовавшим ранее, а также расходы на сертификацию и омологацию.

Основные импортеры

Основными рынками для российских средств наземного транспорта на протяжении ряда лет остаются Казахстан и Республика Беларусь.

Таб. 5. Динамика импорта наземного транспорта из России
крупнейшими импортерами в 2013-2017 гг., млрд долларов

 

Казахстан

Беларусь

2013

1,55

0,45

2014

1,74

0,40

2015

0,93

0,35

2016

0,37

0,36

2017

0,72

0,55

Источник: ФТС

Их совместная доля за этот период изменялась весьма существенно, а в 2016 году достигла своего минимума – 29,8%. Уже в 2017 году о своих намерениях серьезно заявили Алжир (10,1% в объеме экспорта этой товарной группы), Египет (9,8%), Китай (6,9%), Чехия (6,5%).

Рис. 6. Основные импортеры железной руды из России в 2013-2017 году, %  Источник: ФТС

Рис. 6. Основные импортеры железной руды из России в 2013-2017 году, %
Источник: ФТС

Что касается поставок за рубеж легковых автомобилей, то статистика отмечает смещение направления экспорта в сторону стран дальнего зарубежья.

Таб. 6. Экспорт легковых автомобилей из РФ, тыс. штук

 

Автомобили легковые

В том числе в страны, в процентах

СНГ

Дальнего зарубежья

2013

138

95,7

4,3

2014

129

96,9

3,1

2015

97,7

88,1

11,9

2016

68,5

65,8

34,2

2017

84,4

61,1

38,9

Источник: Росстат

Если в 2013 году около 96% автомобилей закупались странами СНГ, а это 132 тысячи из 138, то в 2017-м на их долю пришлось уже чуть больше 61% (51,6 тыс. из 84,4).

Анализируя динамику экспортных поставок, следует отметить, что число легковых автомобилей, поставляемых в страны СНГ, сократилось, по сравнению с 2013 годом, со 132 тыс. штук до 51,6 тыс. (в 2,5 раза), продажи в Дальнее зарубежье, наоборот, выросли с 6 тыс. штук до 32,6 тыс. (в 5,4 раза).

Рис. 7. Изменение экспортных поставок легковых автомобилей из РФ по направлениям, тыс. штук  Источник: Росстат

Рис. 7. Изменение экспортных поставок легковых автомобилей из РФ по направлениям, тыс. штук
Источник: Росстат

Среди крупнейших производителей российского Автопрома:

  • АвтоВАЗ;
  • УАЗ;
  • УралАЗ;
  • КАМАЗ;
  • Автотор и др.

Цены

По данным Росстата, средние экспортные цены за легковой автомобиль составляли в 2017 году 15 642 доллара за штуку, за грузовой – 22 996 долларов.

Таб. 7. Изменение средних экспортных цен на автомобили из России в 2013-2017 гг., долларов за штуку

 

Легковые автомобили

Грузовые автомобили

2013

10 814

22 540

2014

11 555

22 641

2015

11 395

22 602

2016

16 111

24 674

2017

15 642

22 996

Источник: Росстат

Проблемы и прогнозы

Российский автопром прошел славный путь. Сегодня задача перед ним поставлена конкретная – увеличить объем экспорта. К сожалению, для России открыт всего 1% мирового рынка, остальное полностью заблокировано – пошлинами, всевозможными таможенными барьерами. Это серьезные барьеры.

В 2018 году появятся две новые меры по господдержке экспорта:

  1. Развитие систем дистрибьюции и послепродажного обслуживания на внешних рынках.

    Сегодня российские компании в этом параметре проигрывают, и это ни для кого не является секретом. Даже у крупнейших отечественных экспортеров (по объемам - это КАМАЗ, в штуках – АВТОВАЗ) – с дистрибьюторской сетью плохо, как, впрочем, и с сетью послепродажного обслуживания. У них она не настолько развита, как у их прямых конкурентов. Помощь в создании дилерских сетей за рубежом очень своевременна.

    Для справки: обзор крупнейших автодилеров России.

  2. Спецпрограмма по системе налоговых и таможенных преференций.

    Должна работать система долгосрочной мотивации на экспорт.

Что касается планов крупнейших автомобилестроительных компаний мира, среди них:

  • Haval – завод мощностью 150 тыс. автомобилей в год в Тульской области;
  • Mercedes-Benz – завод совокупной мощностью 25 тыс. автомобилей в год в Московской области;
  • Mazda Sollers – завод по производству двигателей на 50 тыс. силовых агрегатов в год в Приморском крае;
  • BMW - завод полного цикла на 27 тыс. автомобилей в год в Калининградской области;
  • Hino - завод на 2 тыс. грузовых автомобилей в Химках.

Об экспорте российских автомобилей в Латинскую Америку в видеоролике: