Цель Российской Федерации на мировом рынке подсолнечного масла – стать безусловным лидером. По заключению экспертов, у России есть все возможности, чтобы добиться этого, побороться за лидерство с Украиной.

«В настоящее время экспорт … подсолнечного масла из России "находится в тени соседа – Украины… пока наши рынки не очень сильно пересекаются. Пересечение составляет 20-25%. Украина сосредоточена на рынке ЕС по понятным причинам… Наши ключевые компетенции связаны с Египтом, Турцией и странами Ближнего Востока" (Дмитрий Рылько, генеральный директор ИКАР).

С этим утверждением согласны эксперты Минсельхоза США (FAS USDA).

«Экспорт растительного масла из России в сезоне 2018-2019 годов вырастет на 9,3% и достигнет 3,5 млн тонн. Для сравнения, в сезоне 2017-2018 годов этот показатель составил 3,2 млн тонн (из отчета Минсельхоза США, Федеральное агентство новостей).

Кстати, в расчеты американских экспертов не включены данные по Крыму.

Мировой рынок

Мировой рынок этого ценного пищевого продукта, практически ежедневно используемого в домашнем хозяйстве, не велик по сравнению с другими видами растительных масел, в гораздо больших объёмах производятся соевое, пальмовое, рапсовое (возможно, причина тому биодизельное топливо, которое из них делают), его доля его неуклонно растёт. Уже сейчас торговля этим товаром приносит странам-экспортёрам миллиарды долларов.

Рынок давно уже поделен между Аргентиной, Россией, Турцией, Украиной и странами ЕС – основными экспортерами, обеспечивающими более 90% мирового экспорта этой товарной категории. Украина поставляет более 55% всего объема экспорта подсолнечного масла и остается абсолютным лидером на мировом рынке последние два десятилетия.

На долю Российской Федерации приходится пока 21% или 2,18 млн тонн, по итогам 2017 года, это второе место. По прогнозам, в сезоне 2017/18 она составит уже 23%.

Экспорт подсолнечного масла из России

Поставлять этот продукт за границу Россия начала в 1835 году.

По данным Росстата, в 1992 году Российская Федерация направляла на экспорт 0,3 тыс. тонн на сумму 0,2 млн долларов. В 1995-м объем экспорта вырос до 9,3 тыс. тонн (8,4 млн долларов), в 2000-м эти показатели достигли 219,1 тыс. тонн и 89,8 млн долларов.

Масштабный рост производства и переработки растительных масел, отмеченный в России в последние годы, полностью удовлетворил спрос на них самих и продукты их переработки на внутреннем рынке и позволил обеспечить поставки излишков производства на экспорт.

Рис. 1. Изменение объемов экспорта подсолнечного масла в натуральном выражении с 2013 года, тыс. тонн  Источник: ФТС России

Рис. 1. Изменение объемов экспорта подсолнечного масла в натуральном выражении с 2013 года, тыс. тонн
Источник: ФТС России

По расчетам, на экспорт отправлено 48,5% от его производства в стране. В 2013-м этот показатель был на уровне 41,8%.

«Через два-три года, в зависимости от урожая подсолнечника, экспорт подсолнечного масла может достичь 50% от его производства» (Д. Рылько).

Таб. 1. Экспорт из РФ, млрд долларов

 

Всего

В том числе товарная группа «масла и жиры»

Из них подсолнечное масло

2013

526

2,19

1,48

2014

497,4

2,27

1,46

2015

343,5

1,87

1,19

2016

278,3

2,18

1,42

2017

356,9

2,66

1,75

Источник: ФТС России

Основные импортеры

Основным потребителем российского продукта долгое время оставалась Турция. За период с 2013 по 2017 гг. в страну отгружено подсолнечного масла на 2,14 млрд долларов, это 29,3% от объема экспорта товара за эти годы. С середины марта по май 2017 года действовали временные ограничения на его поставки в эту страну, но несмотря на это, серьезных срывов в темпах отгрузок экспортной продукции не наблюдалось.

Таб. 2. Крупнейшие импортеры подсолнечного масла из РФ, млн долларов

 

Всего, млрд долларов

По странам, млн

Турция

Египет

Иран

Китай

Узбекистан

2013

1,48

418

226

38

129

2014

1,46

500

287

42

9

142

2015

1,19

467

101

25

40

92

2016

1,42

431

184

90

107

103

2017

1,75

327

281

137

123

96

Источник: ФТС России

«В экспорте» есть надежда на страны Юго-Восточной Азии, но есть и другие очень важные рынки (речь идёт о странах Ближнего Востока и Африки). Нужно серьёзно задуматься, где наша выгода» (Д. Рылько).

Основные экспортеры

В число крупнейших компаний-экспортеров подсолнечного масла наливом из России вошли:

  • ГК «АСТОН».
  • ГК «Юг Руси» (8%) – основатель компании Сергей Кислов стал автором известнейшего в России бренда «Золотая семечка».
  • ГК «КАРГИЛ».
  • ГК «ЭФКО».
  • ГК «РУСАГРО».
  • ГК «Солнечные продукты».

Прогнозы

Говоря о перспективах РФ на рынке масложировой продукции, один из крупнейших аграрно-промышленных холдингов России ГК «ЭФКО» в 2016 году опубликовал прогнозные показатели экспорта подсолнечного масла из Российской Федерации.

Рис. 2 Экспорт подсолнечного масла из РФ (млн тонн; до 2016/17 – факт, с 2017/18 – прогноз)  Источник: ЭФКО

Рис. 2 Экспорт подсолнечного масла из РФ (млн тонн; до 2016/17 – факт, с 2017/18 – прогноз)
Источник: ЭФКО

Существенное влияние оказывают на перспективы России на мировом рынке этого ценного продукта благоприятные для выращивания масличных культур природные и климатические условия, а также современные производственные мощности по переработке масличных, наличествующие в достаточном количестве. Новые возможности открывает выход на рынки Индии и Китая и вытеснение с рынка продуктов глубокой переработки фасованного масла главного конкурента – Турции.

Важно, чтобы страны-импортеры масложировой продукции не ввели ограничительные меры.

О ценах на подсолнечное масло

Росстат отмечает устойчивое снижение фактических экспортных цен на подсолнечное масло, поставляемое на международный рынок предприятиями России.

Таб. 3. Цены на подсолнечное масло в РФ

 

Средние цены производителей, рублей за тонну, на конец периода

Средние фактические экспортные цены, долларов за тонну

Справочно, курс  доллара ЦБ РФ на 31 декабря

2013

32084

1085

32,73

2014

37447

875

56,26

2015

52950

824

72,88

2016

50463

804

60,66

2017

49301

769

57,60

Источник: Росстат, Центробанк России

По прогнозам аналитиков НБУ, цены на продукт будут оставаться относительно низкими, учитывая, что предложение масличных на мировом рынке избыточно. И все же спрос на него сохраняется высоким.

«Из всех отраслей пищевой промышленности России масложировой комплекс имеет наибольший потенциал по наращиванию экспорта - к 2025 году он может достигнуть 7 млрд долларов в год» (Михаил Мальцев, исполнительный директор Масложирового Союза России).

А вы знаете ответ на вопрос, что выгоднее экспортировать, нефть или подсолнечное масло? Ответ здесь: