Нужна идея для прибыльного бизнеса? Интересуетесь, как преодолеть кризис без потерь? Хотели бы развиваться в туристической отрасли? Рассмотрим предпринимательство в области внутреннего туризма и выясним его сильные и слабые стороны.

Рост курса доллара и евро в 2014-2015 годах поставил под угрозу заграничный отдых россиян. Дороговизна путевок, перелетов и услуг принимающей страны стала причиной резкого спада спроса на предложения туроператоров, большинство из которых были ориентированы на организацию загрантуров. Выгодно ли будет перепрофилировать деятельность на внутренний туризм, либо открывать туристическую фирму с ориентиром на внутренние путешествия, обсудим в данной статье.

Внутренним туризмом называют разнообразные поездки внутри одной страны. Это выгодный бизнес во время кризиса и вне его, поскольку позволяет оставить денежную массу внутри государства, пополняя бюджет. Именно поэтому Министерство туризма стремится развивать данную отрасль в пределах национальных границ этой страны.

К внутреннему туризму относятся:

  • организованные экскурсии по государственным достопримечательностям;
  • отдых на национальных курортах (Алтай, Краснодарский край, Крым, Сахалин и др.);
  • лечебно-профилактический отдых в здравницах;
  • активный зимний и летний отдых;
  • неорганизованные (частные) поездки и экскурсии внутри страны.

Актуальность

Политическая ситуация в мире сегодня не способствует поездкам россиян в страны ЕС как в рабочих, так и туристических целях. Строгий визовый режим, сложная эмоциональная нагрузка, действующие антироссийские санкции – все это не располагает к беззаботному отдыху. Бесспорно, власти тех государств, существенные вливания в бюджет которых приносили российские отдыхающие, стремятся создать самые привлекательные условия в 2015 году, чтобы не понести потери. Но и они вынуждены подчиниться общему политическому резонансу.

Высокий курс доллара и евро тоже сделал иностранные поездки менее доступными и более дорогими. Уже за 2014 год по официальным оценкам Росстата внутренний туризм вырос в сравнении с 2013 годом на 10%. К примеру, по данным Росстата, за первое полугодие 2013 россияне совершили 8 млн. 522,6 тыс. поездок на отдых за рубеж. Из них 855 тысяч в 2014 году остались в России и заменили привычные экзотические курорты Крымом, Сочи, Анапой.

Еще один вариант организации бизнеса в туристическом сегменте – агротуризм.

26 января 2015 года в сводке экономических новостей от Ассоциации туроператоров России появилась информация о том, что к лету заграничные туры могут вырасти в цене до 80%. По словам руководителя Ростуризма Олега Сафронова, это является следствием политических и экономических событий в мире. Он также отметил, что этой зимой в 1,5-2 раза увеличилось количество россиян, отдохнувших в Сочи в течение новогодних каникул.

Мнение: Генеральный директор сервиса по продаже железнодорожных и авиабилетов «Випсервис» Дмитрий Горин сообщил, что за 2014 год увеличение спроса на внутренние перелеты составило 19%. По информации компании Biletix, лидерами роста продаж авиабилетов стали направления в Сочи и Симферополь. Основной туристический поток обеспечили вылеты из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Екатеринбурга, Челябинска и Еревана. Также очень много людей с северных регионов впервые поехало на юг России.

Рис.1. Сравнительная динамика общих поездок за рубеж и поездок за рубеж в туристических целях в 2008-2014 гг (Источник: Росстат)

Рис.1. Сравнительная динамика общих поездок за рубеж и поездок за рубеж в туристических целях в 2008-2014 гг (Источник: Росстат)

Ситуация в отрасли в целом

По данным Всемирной туристической организации (UNWTO) доход, который приносили российские туристы, в мировую туриндустрию, в 2014 году снизился на 6%. Это значит, что наши соотечественники стали ездить меньше. При этом, растет доля внутренних перемещений, что говорит о том, что потребность в поездках и впечатлениях осталась, но российские туристы переориентировались в своих интересах на примечательные места в рамках государственных границ. Такие путешествия гораздо дешевле, безопаснее и их проще спланировать.

Цифры: За 9 месяцев 2014 года на 2% уменьшился туристический выезд россиян за рубеж: за январь-сентябрь в 2013 году было совершено 14 812,4тыс. поездок, за январь – сентябрь 2014 года 14 569,1 тыс.

В 2,5 раза выросла туристическая посещаемость Румынии российскими туристами в 2014 году. Чуть меньший рост демонстрируют Венгрия (67%) и Литва (52%). Наибольшее падение посещаемости россиянами постигло в минувшем году Финляндию (снижение на 77%), Норвегию (76%) и Словакию (44%). Не изменился спрос на отдых в Болгарии. Остальные страны показывают различную динамику от 1 до 25% как в сторону увеличения турпотока. так и в сторону его снижения.

В течение зимних новогодних каникул на 40% упал турпоток из России в Чехию. В прошлом 2013 году за два первых месяца зимы в этом европейском государстве побывало почти вдвое больше россиян, чем в 2014-м. Ощущается дефицит туристов среднего класса. Состоятельные приезжие в этом году хоть и приезжают, но тратят меньше: на 61% сократились покупки российских покупателей.

Российские туристы, как и прежде с удовольствием ездят отдыхать в Турцию, куда за первое полугодие 2014 года съездило около 1,4 миллиона жителей нашей страны. На втором месте по популярности курорты Египта. Таиланд существенно отстает, но все же не сдает своих позиций:

График 1. ТОП-10 самых популярных стран для поездок россиян в туристических целях

График 1. ТОП-10 самых популярных стран для поездок россиян в туристических целях

А вот посещение иностранцами России в туристических целях в первом полугодии 2014 года мало изменилось. К сентябрю 2014 года Росстат зафиксировал снижение въездного турпотока всего на 1%. В 2014 году меньше в Россию стало ездить туристов из Германии, Финляндии, Австрии, стран БеНиЛюкс, Японии, Испании. Зато, напротив, увеличилось число туристов из Китая, Канады, Южной Кореи, Израиля, Франции, Турции, США.

График 2. Сравнительные показатели количества иностранцев, въезжавших в Россию в туристических целях в первых полугодиях 2013-2014 годов, тыс.человек (Источник: RATAnews – ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии).

График 2. Сравнительные показатели количества иностранцев, въезжавших в Россию в туристических целях в первых полугодиях 2013-2014 годов, тыс.человек (Источник: RATAnews – ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии).

 

Если сравнивать абсолютные показатели, то лидером по количеству туристов в нашей стране стал Китай. На втором месте по количеству приезжих в туристических целях Турция. Германия замыкает первую тройку:

График 2.  ТОП-10 стран по въезду в Россию в туристических целях.

График 2. ТОП-10 стран по въезду в Россию в туристических целях.

Мнение: По словам Олега Сафронова, по состоянию на 1.02.2014 количество операторов по внутреннему туризму составляло 2957 компаний. На 01.02.2015 года – 3710, в том числе и малый бизнес. Т.е. чистый рост в отрасли за год составил 25% или 753 предприятия. Глава Ростуризма отметил, что наибольшее развитие отмечается в Москве, Санкт-Петербурге, в Сочи и Крыму, Татарстане, Кемеровской области и Забайкальском краю.

Слабые стороны туризма в России

Барьером в развитии внутреннего туризма, несмотря на благоприятную для этого внешнюю обстановку, может стать низкий уровень сервиса отечественных компаний (начиная от туроператоров и заканчивая отелями, перевозчиками и коммунальными предприятиями, в ведомстве которых находятся государственные достопримечательности).

Многие россияне жалуются на низкое качество предоставляемых услуг, неудобство отелей, высокие цены отечественных мест отдыха. Так, к примеру, сутки проживания в пансионате «Форос» в Крыму стоят около 5500-6500 руб. за двухместный номер класса «Стандарт» в сутки, включая питание в диетической столовой по расписанию. Эта же стоимость заявлена в отеле «SherwoodGreenwoodResort», Кемер, Турция (4 звезды) в программе «все включено».

Тут даже уникальная крымская природа и насыщенный смолами кипарисов воздух не спасут– требовательный турист выберет внимательное отношение к себе за ту же сумму.

А есть ли перспективы?

Учитывая все еще неспокойную и неоднозначную ситуацию в Европе, очевидно, что туры в страны ЕС не станут топовым направлением в 2015 году. Свои позиции вряд ли сдаст Турция, которая любима многими за бюджетный и комфортный отдых. Несколько снизится египетское направление за счет происходящего там военного противостояния с ливийскими экстремистами. Однако за счет устанавливаемых тесных рабочих связей с РФ, повысится общий поток в эту страну.

Союз туриндустрии России в конце декабря 2014 года опубликовал следующий прогноз на 2015 год:

  • снижение зарубежного туризма и посещения россиянами стран Европы до 55%;
  • снижение количества туроператоров, работающих в зарубежном направлении на 10-12% и увеличение доли внутренних турфирм (рост до 28%);
  • увеличение количества отдыхающих в Сочи на 20-25%, в Крыму на 15-20%, по Краснодарскому краю – до 18% (этот же прогноз дублируется и в статистике Ростуризма).

Кроме того, федеральная программа по развитию туризма в 2014 году включила 26 новых регионов, где создаются базы отдыха, увеличивается количество отелей, приводятся в порядок достопримечательности и природные ресурсы.

Мнение: В декабре 2014 года компания «Gfk Россия» по заказу туроператора «TUI Россия» провела опрос среди москвичей об их планах на отдых. Большинство опрошенных (74%) все же собирается покинуть столицу и провести 2-3 недели на морском побережье, но на российских курортах, с бесплатным WiFi и невысокой стоимостью проживания. Около 15% опрошенных высказались за отдых в Турции и около 9% затруднились с ответом.

Заключение

Переориентация туристических фирм на внутренние путешествия, является сегодня как никогда перспективной. Рост курса иностранных валют, неблагоприятные настроения в странах Европы, действующие санкции и экономическая дестабилизация – все это не позволяет говорить о сохранении спроса на иностранные поездки. Но людям требуются отдых, смена обстановки, новые впечатления, поэтому тяга к путешествиям остается неизменной и становится прекрасной альтернативой заграничным поездкам.

Россия – необъятная страна с множеством уникальных природных достопримечательностей, прекрасных городов, уникальных культурных обычаев. В нашей стране есть, что смотреть и что показывать. Именно это позволяет расстраивать внутренний туризм как перспективный бизнес, как в крупных, так и мелких сегментах предпринимательства.

Рекомендуем ознакомиться с примерами красивых мест России, куда можно организовывать туры (скачать)