Основные тезисы интервью:
- Вид деятельности: мастерская по изготовлению сувенирной продукции.
- Местонахождения бизнеса: Россия, Новгородская область, с. Марево
- Род занятий до начала предпринимательства: художник
- Дата начала предпринимательской деятельности: 1998 год
- Организационно-правовая форма ведения бизнеса: общество с ограниченной ответственностью.
- Размер первоначальных инвестиций: 2 000 000 руб.
- Источник первоначального капитала: собственные накопления и инвестиции партнера
- Срок окупаемость инвестиций: 5 лет
- Формула успеха: Нужно делать вещи настолько хорошими, чтобы захотелось купить самому.
Сергей, расскажите, когда вы открыли мастерскую в Марево? Чем занимались до этого и с чего начался этот уникальный бизнес?
Занимался я лаковой миниатюрой и росписью шкатулок, в Долгопрудном была своя мастерская. В 90-х годах традиционные промыслы в России начали угасать и художникам пришлось переквалифицироваться. Кто-то выбрал сувениры, пользующиеся спросом, а я переключился на калейдоскопы.
Именно тогда - почти 15 лет назад мой друг попросил найти место для развития его бизнеса. Было предложено заняться лесопереработкой и всеми сопутствующими делами. Согласился с условием: «Поможешь мне мастерскую поставить, а я тебе помогу». Нашел это хозяйство - 6 зданий леспромхоза. Сначала взяли в аренду, потом выкупили, но переработка оказалась нерентабельной. Партнер уехал директорствовать в мегаполис, а моя мастерская осталась здесь. Вложиться потребовалось не только в помещения, территорию, станки, но и в материалы – полудрагоценные камни, благородные породы древесины, лак, краски – запас всегда должен быть, чтобы не задерживать воплощение творческих планов.
Фабрика манимейкеров рекомендует ознакомиться со статьей:
Как правильно оформить договор аренды
Где вы взяли идею данного ремесла, как выбрали главный продукт и как знакомились с технологией?
В течение 5 лет по Америке болтался, проехал все города от побережья до побережья, знакомился с художниками и ремесленниками, общался с самыми разными людьми, в том числе бывшими соотечественниками. Там и увидел красивые образцы – в США очень развито калейдоскопное дело.
Мне было достаточно изучить примеры работ, подсмотреть сам процесс производства, чтобы уже дома начать делать такие оптические приборы самостоятельно. Нюансов и хитростей в изготовлении его множество – от выбора стекла и изготовления узора до отделки корпуса и подставки. Все это я постигал своими собственными руками.
Простейшая схема устройства и вид, который открывается зрителю внутри
Я не прорывался на этот рынок - сам его создал в России. Кстати это я запустил байку о том, что задолго до шотландца Брюстера наш Ломоносов придумал калейдоскоп. У меня была политика, чтобы ни одной работы не было на Измайловском рынке, иначе все уйдет в попсу и кич.
Откроете технологию производства? Или это секрет. Все делается вручную?
Секреты есть у любого мастера, что и делает изготовление калейдоскопов творчеством, но основной процесс остается неизменным. Для создания причудливых узоров важны стекла и угол их соединения, затем в контейнер с масляным раствором помешаются наполнители – бусины, блестки, стразы, камешки, бисер, которые в итоге и создают орнамент для зрителя. Последняя стадия – отделка корпуса. Используются самые различные материалы – ткань, береста, кожа и даже дудки борщевика.
Каждая деталь проходит строгий контроль мастера
Основная часть работы – ручной труд, но ряд заготовок невозможно произвести без оборудования – товарного станка, гравера. Главное во всем этом – точный расчет, ведь от него зависит конечный результат и качество завораживающего узора. Применяются разные техники: лаковая миниатюра, филигрань, резьба по дереву, финифть.
Заготовки корпуса и готовые изделия
С какими трудностями приходится сталкиваться при ведении деятельности в глубинке?
Я здесь 15 лет и до сих пор не стал своим – человек не отсюда. Найти понимающих соседей и друзей оказалось сложно – постоянно общаюсь всего с 3-4 из местных.
Сначала у меня была уютная мастерская, на втором этаже гостиница. Года три назад сгорела, пожарники больше навредили, все залили по своей технологии, ничего не восстановишь. Переехали сюда – в обычный цех, но отопление «умельцы» сделали неправильно, все потекло, в итоге трубы замерзли.
Так выглядит сейчас сгоревшее здание мастерской и цех в с. Марево, где делают чудесные «трубки»
С трудом я нашел здесь работников, многие из которых оказались настоящими талантами. Но в основном эти рабочие руки оказались трясущимися. Для деревни промысел не бизнес. Мужики пьют почти поголовно.
Останетесь здесь и дальше?
Собираюсь опять перенести бизнес в столицу - там мое место. Мне осталось чуть-чуть, уже 54 года, красивые вещи надо делать дома, в Москве. Да, аренда дороже, зарплата работникам больше, но оно того стоит.
В столице все на подъеме. Нашел мастерскую в Нагатино, здесь и с кадрами проще. Уже химик подобран. Мне сейчас нужно осваивать гальванику – золочение, серебрение - дорогие вещи востребованы, но нет специалистов даже в Новгороде. Приобретен 3D-гравер, но нужен программист. В провинции таких специалистов не найти, только в Москве это без проблем.
Предлагаем ознакомиться с интересной нишей для начала бизнеса:
Объемная лазерная гравировка
Кто же у вас сейчас трудится и с кем вы начинали работу?
У меня пол-Марево через мастерскую прошло, был такой период, люди получали до 60 тысяч. Я сам работал, а заготовки, детали и корпуса помогали делать местные умельцы и подмастерья – столяры, токари, художники – профессиональные и доморощенные. В лучшие времена одновременно я мог обеспечить работой до 15-20 человек, сейчас здесь осталось всего несколько сотрудников, остальных ищу в Подмосковье.
Работники из числа местных с «золотыми» руками
Каков ассортимент вашей мастерской?
Мы делаем масляные калейдоскопы – интерьерные и талейдоскопы, а также иные изделия – мини-бары, шкатулки и т.д. Все это эксклюзивные изделия, ранее принимали заказы на корпоративные калейдоскопы и изготавливали серийные, но сейчас ушли от этой практики.
Сейчас я переключился полностью на калейдоскопы для души, массовкой не хочется заниматься. Был однажды заказ для британской табачной компании 4500 штук за месяц, через 2 недели попросили еще 2 тысячи. Остальные заказы в основном штучные. У меня одна семья из Питера постоянно заказывает. Они лечили дочь в Германии, повезли профессору в подарок, тот никогда не выходит к родственникам – а тут сам вышел, благодарил за роскошный подарок. Какой-то важной персоне подарили другой калейдоскоп, и это хорошо помогло в бизнесе. Эти изделия действительно приносят удачу.
В ассортименте множество вариаций калейдоскопа с использованием разнообразных материалов
А какова конкуренция в творческой сфере в целом и на рынке вашего продукта в частности? На какую сувенирную продукцию есть спрос и чем стоит заниматься?
Знаете историю фабрики Федоскино? Создавал ее Петр Коробов в 1795 году - там была фабрика, где делали козырьки и кивера из папье-маше. Он подсмотрел технику лаковой миниатюры в Германии у Штобвассера, а тот привез ее из Китая. Штобвассер посадил европейских художников, они начали выпускать эротично-игривые сценки, их покупали валом, и на это напоролись – быстро ушли в попсу. Очутились не на своем рынке. Петр Коробов привез оттуда пару художников и начал обучать своих крестьян. Затем уже, при купце Лукутине Федоскино испытало настоящий расцвет. Два века это был центр творчества со своими традициями и устоями.
С начала 90-х Федоскино тоже рушится. Был 7 этажный корпус, работали около 2 тысяч художников, сейчас там работает, дай Бог, человек 30. Даже раскрученные бренды живут московскими рынками, тем, что дает массовка. Пустили весь китайский хлам сюда, но промыслы держите - это национальное достояние! Только единицы делают штучный товар. Вот это мой сектор экономики.
Что касается моей мастерской, я всегда стремился к очень высокому качеству и оригинальным сюжетам. Конкуренция в этом секторе в России уже появляется – в Питере крепкая мастерская, они начали лет через 10 после меня. Встречаемся каждый год на одной выставке – простенькие и забавные калейдоскопы, по ценнику для среднего класса.
О своих калейдоскопах мастер готов говорить долго
Остальные изделия привозят из-за рубежа и большинство из них китайского происхождения. Все они находятся в очень демократичной ценовой категории и про их качество говорить трудно – они практически одноразовые.
Кто ваши клиенты? Для кого покупают и заказывают у вас калейдоскопы?
Вот, например, на юбилей Путина от новгородского губернатора поступил заказ. В торжественный день на Валдае вручили мой калейдоскоп - зеленый камень, позолота, все красиво по-чиновьичьи.
Заказывали для Виктора Вексельберга - рыба резная с разными фенечками на палисандровых дощечках. Палисандр особое дерево - полируется войлоком и смотрится изумительно. Этого экземпляра нет в Интернете - такое условие было. У Вексельберга прекрасная коллекция, все знают яйца Фаберже. Мне как-то приятно стало, рядом будет моя работа.
В подарок Кадырову делали макет мечети, несмотря на ограниченные сроки – всего 3 недели, и огромный объем работы – результат весил под 60 кг, наши работники на «отлично» справились с задачей.
В деревне нет моих потенциальных клиентов – никто так и не купил калейдоскоп в нашей мастерской. Однажды только местный священник заказал шкатулку в форме пасхального яйца для подарка. И все.
Большой калейдоскоп с морской тематикой делал для Казани, его ставят в аквапарке. Изготовил талейдоскоп со стеклянными витражами – лидер в Европе по размерам, его установили на ВВЦ. Хочу сделать самый большой калейдоскоп в мире – эта тема никогда не устареет.
В процессе создания большого калейдоскопа
Каким образом вы находите новых покупателей и рекламируете свою продукцию? Какую роль в продвижении играет интернет?
У меня есть свое онлайн-представительство – интернет магазин «Русский калейдоскоп» (http://kaleydos.ru/), которым занимается сын – выкладывает фото и описание работ, общается с потенциальными клиентами. Есть партнерские отношения с несколькими крупными художественными галереями, выставляющими мои калейдоскопы, а также договоренности с рядом магазинов, принимающих в сети заказы на мои изделия. Отсюда же – из Всемирной паутины меня «вылавливают» коллекционеры и корпоративные клиенты.
Часть каталога интернет-магазина Русский Калейдоскоп
Из рекламы – только статьи и сюжеты в СМИ, но не заказные. Я не плачу за интервью и телепрограммы, меня продвигают бесплатно, поскольку наша мастерская действительно интересный проект, причем не просто творческий, но и вполне монетизированный.
Как по вашему мнению: можно ли заработать на хобби, ремесле или искусстве?
У нас в России каждый пятый талантлив, просто государству нет до этого дела. Продать произведение искусства можно, но это должно быть красивое, дорогое изделие не для каждого. А не грошовая китайская безделушка. На хобби сложно заработать на хлебушек и на маслице. Необходимо либо выйти на хороших инвесторов, либо находить постоянно новых клиентов, чтобы постоянно покупали.
Мои калейдоскопы, изготовленные в единичном экземпляре, достигают в цене десятков и сотен тысяч рублей, они доступны не каждому, но зато я могу посвятить больше времени воплощению своей задумки и качественной обработке каждого калейдоскопа. Свой клиент находится.
Пользуетесь ли вы поддержкой государства и муниципальных органов, как относитесь к действующим мерам развития предпринимательства?
То, что лопочут по нашему ТВ неправда, какие там программы поддержки! Я полгода кредит пытался взять кредит на 10 миллионов. Такой был бизнес-план красивый, рассчитан на 10 лет вперед. Потерял на этом 250 тысяч, просто в никуда. В какой банк не придешь, говорят, все замечательно, дадим. Через неделю – наш совет сомневается, никто не хочет рисковать. Венчурных кредитов просто нет в России.
Я знаком с американской парой, у них семейный бизнес, делают в месяц несколько калейдоскопов, и им на жизнь хватает – дотации помогают. Есть целые ремесленные центры. Для сравнения, в России такой бизнес вести нереально. Душу заложи, но бизнеса не получится.
Работы, которые делают художнику имя: самый крупный калейдоскоп и президентские подарки
Какие у вас планы на будущее: что будете делать сразу после переезда, какие творческие проекты находятся в стадии воплощения, что будет с мастерской, кто будет продолжать ваше дело, есть ли ученики?
Пока буду работать сам, учить некого. Сын у меня занимается созданием витражей – у него свое творчество и мы по мере возможности комбинируем свои работы, в том же талейдоскопе используется витражная техника.
Думаю над таким направлением, как большие калейдоскопы - их хорошо делать как развлечение в каждом парке, наравне с зеркальной комнатой и оптическим лабиринтом. Планов много, реализовать которые будет проще, когда уже окончательно обоснуюсь в Москве.
Посоветуйте начинающим предпринимателям и свободным художникам: как добиться успеха в своем деле?
Романтика и бизнес несовместимы. Есть возможность – ищите постоянную работу, а хобби оставляйте на свободное время как приработок. Или ищите крупного инвестора и профессионально ставьте творчество на широкую ногу.