«Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал», – спел Владимир Высоцкий. Юлия Аргунова полностью согласна со словами песни – вот уже два года она развивает бизнес, предлагая восходить на различные горные вершины по всему миру с командой профессиональных гидов.


Основные тезисы интервью:

  • Вид деятельности: разработка и сопровождение пеших маршрутов и альпинистских маршрутов.
  • Местонахождение бизнеса: Казахстан, г. Алматы.
  • Род занятий до начала предпринимательства: маркетолог.
  • Дата начала предпринимательской деятельности: 2016 год.
  • Организационно-правовая форма ведения бизнеса: ТОО.
  • Источник первоначального капитала: собственные накопления.
  • Размер первоначального капитала: от 1000 долларов.
  • Формула успеха: Не бойтесь идти к своей мечте!

Любовь с первого восхождения

Расскажите о себе. Как Вы стали специалистом своего дела?

Я очень долго училась, но все мои профессии (переводчик с иностранного языка, маркетолог, юрист) никак не были связаны с горами. Более того, 15 лет я проработала маркетологом. Но однажды я случайно попала на восхождение на вершину пика Карлытау (4170 метров, находится в Заилийском Алатау) и влюбилась в это дело. Как сейчас помню, маршрут мне тогда показался очень сложным, хотя на самом деле он классифицировался как 1А (то есть, один из самых простых).

После этого я нашла спортивную секцию по альпинизму (сейчас в Алматы их много, а тогда было всего 3) и начала заниматься в ней. Через год получила второй разряд, а потом через какое-то время уже пошла учиться в школу инструкторов по альпинизму.

Ещё одна бизнес-идея, связанная со спортивным азартом, – открытие веревочного парка.

Какое-то время я сама преподавала в секции на общественных началах. Потом мне предложили поработать гидом. И здесь уже началась моя история с альпинистским клубом.

А как получилось, что увлечение переросло в бизнес?

Меня пригласили работать в тогда ещё Kazakh Alpine Club. В 2016 году я стала партнером и совладельцем этой организации. Тогда и состоялся ребрендинг компании, которая стала называться Asia Alpine Club. Так мы расширили сферы своих интересов не только для Казахстана, но и для всего азиатского региона.

Сегодня я – совладелец, коммерческий директор и партнер Asia Alpine Club. На мне – весь маркетинг и «раскрутка» организации.

Фото 1. Эмблема Asia Alpine Club – цветок эдельвейса, который растет высоко в горах

Фото 1. Эмблема Asia Alpine Club – цветок эдельвейса, который растет высоко в горах

Моё мнение – в Казахстане ещё мало кто путешествует по действительно интересным местам планеты. Например, три года назад я не встречала ни одного казахстанца в Непале. Такая же ситуация с Камчаткой, не говоря уже про Патагонию. Сейчас в Казахстане делается акцент на туризм, и мы хотим быть на волне.

Правовые и финансовые моменты

Компания зарегистрирована в Алматы как ТОО. В соответствие с этим осуществляется и налогообложение.

Требует ли реализация такой идеи каких-то финансовых затрат? Что стало источником таких вложений у Вас?

Безусловно, требует. Вкладываться нужно всегда в себя и в свою команду. Начать нужно с постоянного обучения в специальных секциях. Необходимо постоянно получать знания и навыки, а также оттачивать их. И следить за своей физической формой.

Теперь о снаряжении. Если это простой трек, то будет достаточно вложения в команду. Для восхождения уже понадобится покупка соответствующего снаряжения для новичков. Это как минимум покупка пяти простых комплектов (примерно на сумму в 1000 долларов).

Фото 2. Правильно подобранное снаряжение для занятий альпинизмом – это вопрос жизни… или смерти

Фото 2. Правильно подобранное снаряжение для занятий альпинизмом – это вопрос жизни… или смерти

Почему для новичков? Потому что те, кто занимается восхождениями постоянно, предпочитают иметь собственное проверенное снаряжение, а не брать в аренду.

Я вложила в покупку средств для компании собственные накопленные деньги. На тот момент я дополнительно еще работала интернет-маркетологом и у меня были соответствующие накопления.

Юлия и её команда

Как Вы находите себе единомышленников-помощников?

Моими соратниками становятся ребята из той же самой альпинисткой секции, где я когда-то начинала. Все они – мастера своего дела, постоянно тренируются и им можно довериться. Со многими я знакома лично.

А какие требования Вы предъявляете к тем, кто хочет сотрудничать с Asia Alpine Club?

Гид должен иметь не менее третьего разряда по альпинизму. Именно такому человеку я могу доверить провести самый простой маршрут. Международные чаще всего курирую я сама.

Что касается тех, кто ещё не дорос до этого уровня, то таких ребят мы можем взять с собой стажерами. Естественно, там уже и смотрим, как проявляет себя человек. И даже поручить, например, быть админом в палаточном лагере.

Сколько сейчас человек в Вашей команде гидов?

Постоянных два: я и ещё мой напарник по восхождениям, тоже профессиональный гид. Остальных привлекаем по мере надобности. Что касается ведения бухгалтерии в самой организации, то её мы осуществляем удаленно.

Ещё одна идея бизнеса – как заработать на бухгалтерских услугах.

Предложения Альпинклаба

Какие основные услуги предлагает сегодня Asia Alpine Club?

Основных направлений несколько:

  1. Однодневные туристические походы.
  2. Треки-путешествия (Непал, Камчатка).
  3. Восхождения в алматинских горах.
Фото 3. На сайте есть предложения по полетам на параплане. Это развлечение предлагают партнёры Клуба

Фото 3. На сайте есть предложения по полетам на параплане. Это развлечение предлагают партнёры Клуба

Какие из маршрутов наиболее востребованы?

Если говорить по Алматы, то это поход к озеру Маншук Маметовой, восхождение на пики Советов и Букреева. В более глобальных масштабах – Непал и Камчатка (Юлия сама недавно вернулась из камчатского похода и уже находится в предвкушении непальского).

Любителям альпинизма мы предлагаем скальные и комбинированные маршруты. Первый подразумевает только восхождение по скалам. Во втором случае чередуются скальные и снежно-ледовые пути.

Тонкости работы

Сколько времени понадобилось, чтобы имя начало работать на Вас?

Я не считаю, что мы стали таким уж широко в мире узнаваемым брендом. Но в Казахстане нас, конечно же, уже знают – для этого понадобилось два года. Сейчас мой интерес – это российские клиенты.

Есть у вас какие-то специальные предложения? Например, для детей или людей с ограниченными возможностями?

Пока таковых нет. С детьми вообще отдельная история – с ними очень сложно в горах. И это не только из-за особенностей поведения. В горах из-за разности атмосферного давления в организм попадает недостаточное количество кислорода, а организм ребенка еще не совсем сформированный – могут быть последствия. Это если кратко.

К тому же есть нижний возрастной порог для занятий альпинизмом – 16 лет (в отличие от того же скалолазания).

Кстати, открытие скалодрома может стать отличным бизнес-стартапом.

У Клуба был опыт организации детского палаточного лагеря 2 года назад. Здесь пришлось столкнуться с целым рядом сложностей, среди которых – наём дополнительных людей (врачей, воспитателей) и другие нюансы.

Безопасность клиентов превыше всего

Есть какие-то требования к клиентам, которые решили отправиться в многодневный поход или подняться на вершину? Всегда ли достаточно инструктажа?

Требования к клиентам зависят от уровня сложности. Например, в обычном треке достаточно быть просто выносливым. В любом случае, перед тем как осуществлять ту или иную идею, мы обязательно записываем людей на собеседование. Обязательной рекомендацией перед поездками будут тренировки.

Для восхождения требуется пройти курс. По его результатам уже будет даваться «добро» на поднятие на вершину.

На сложные маршруты нужна разрешающая справка от врача. Конечно, это не показатель готовности человека. Поэтому я обязательно разговариваю с каждым будущим путешественником, объясняю, насколько важно прислушаться к своему состоянию. Абсолютными противопоказаниями станут сердечно-сосудистые болезни, проблемы с давлением, с суставами (особенно с коленями).

Нельзя надеяться на авось! Для восхождения важно всё: любой стресс уже может привести к сбоям, опасным для восхождения. Бывали случаи, что покорявшие восьмитысячники опытные тренера вдруг заболевали на, казалось бы, банальных для них пятитысячниках. В горах нет мелочей.

Какие гарантии сохранности здоровья идут от Вас?

Любой отправляющийся с клиентами в поход гид имеет 3-й разряд, который подразумевает, что человек прошел курсы по оказанию первой медицинской помощи.

Перед участием в любом из выбранных проектов клиенты обязаны делать медицинскую страховку. На сайте мы указываем, где именно её можно пройти и сколько она будет стоить. Такая мера предосторожности нужна в случае предполагаемой эвакуации человека из труднодоступных районов и оплаты его лечения в чужой стране.

Фото 4. Участники камчатского июльского похода взошли на кратер вулкана Плоский Толбачик (3140 м), мокли под дождем, бродили в тумане, шли по мокрой траве, в мокрых ботинках, без троп, зная только направление, искали воду и, не находя, учились обходиться без нее

Фото 4. Участники камчатского июльского похода взошли на кратер вулкана Плоский Толбачик (3140 м), мокли под дождем, бродили в тумане, шли по мокрой траве, в мокрых ботинках, без троп, зная только направление, искали воду и, не находя, учились обходиться без нее

Не сезон

Есть ли в работе Вашего клуба понятие сезонности?

Безусловно, да – это зима. Мы стараемся планировать походы только там, где тепло. Зимние горы очень опасны и коварны – даже в Алматы. Восхождения можно организовать, но на разрешенные участки. Новичков на зимнее восхождение не допустят вообще.

Расходы фирмы

Какие финансовые затраты идут на совершение каждого мероприятия со стороны Вашей организации?

Всё зависит от конкретного маршрута. Если это просто трек (например, как ближайший в Непал), то в нём суммируются зарплата гида, оплата проживания, портеров, а также внутренние перелеты.

Когда речь заходит о восхождении, то здесь, кроме финансового вознаграждения гида, надо будет дополнительно закупить специальное оборудование.

Как не бояться конкуренции

Сегодня существует немало подобных организаций. Почему клиент должен выбрать вашу? Не боитесь ли конкуренции?

Я хочу выделяться тем, что мы профессионалы, работающие в азиатских странах. Остальные клубы позиционируют себя всё-таки организациями с более широкими масштабами. Нам пока интересно быть именно узкопрофильными специалистами. Поэтому наша целевая аудитория – люди, которые интересуются Азией.

Немного о рекламе

Как Клуб себя рекламирует? Помогает ли в этом интернет?

100% нашей рекламы – именно в интернете. Мы размещаем посты в соцсетях, даем контекстную рекламу. Есть и собственный сайт, на котором регулярно обновляются данные о новых проектах, размещаются актуальные материалы.

Фото 5. В своих постах Юлия дает много полезной информации: эта, например, связана с подбором трекинговых ботинок

Фото 5. В своих постах Юлия дает много полезной информации: эта, например, связана с подбором трекинговых ботинок

Планируется развитие и собственного YouTube-канала. Можно посмотреть видео с этого ресурса:

О вдохновении и планах

Где черпаете идеи для новых поездок?

В основном из Интернета. Если меня заинтересовала какая-то красивая фотография, я буду пытаться узнать об этом месте побольше. Я начинаю собирать информацию, читать трэвел-блогеров.

Следующим пунктом будет поездка. Сначала я еду в это место сама «на разведку», налаживаю контакты. Второй раз это уже может быть путешествие с клиентами. Третий раз, когда я чувствую, что всё отлаженно, могу делегировать полномочия другому гиду.

Случались ли кризисы в работе, какой-то творческий застой?

Нет, такого ещё не было. Наверное, мы ещё недостаточно долго работаем, чтобы испытывать на себе какие-то кризисы. Одно скажу точно: если на прошлой своей работе финансовым аналитиком мне иногда даже не хотелось вставать утром с постели, то теперь я, открывая глаза, с предвкушением жду начала нового дня. Мне нравится заниматься тем, что я делаю сейчас.

Есть какие-то новые проекты в планах? Можете поделиться ими?

Кроме азиатских стран, со временем хочется развивать и американские – США, Боливию, Перу. Сейчас мы уже начали прорабатывать Патагонию.

Всё это очень интересно, но пока очень сложно в реализации. Например, нашим клиентам-россиянам сейчас стало трудно получать визы в Штаты. А ведь сколько там мест, которые можно посетить! Например, тот же Гранд Каньон, но не как предлагают обычные туристические компании, привозя людей на его край. Гораздо интереснее спуститься на 12 километров вниз к горной реке.

Или Долина Смерти, где обычно дело ограничивается простым селфи где-то на краю всей этой красоты. А ведь можно погулять по дюнам, солончакам, пофотографировать.

Фото 6. Инстраграм Юлии способен вдохновить на любовь к горам даже самых заядлых скептиков

Фото 6. Инстраграм Юлии способен вдохновить на любовь к горам даже самых заядлых скептиков

Кстати, о фотографии – именно с ней связаны мои новые идеи и проекты. Дело в том, что я сама очень люблю фотографировать. Поэтому у меня возникла идея организовать фотопутешествие по труднодоступным местам. Его суть заключается в том, что мы будем идти намеченным маршрутом и снимать всё, что нам нравится, делать остановки (не галопом, когда группе надо пройтись от пункта А в пункт Б за определенное время – тут реально не успеваешь аппаратуру достать).

Не надо путать такое путешествие с фототуром, когда клиентов привозят в выбранную локацию на определенное время.

Мне всегда не хватало именно такого формата! И вот сейчас мы работаем над осуществлением мечты – первая подобная экспедиция в Непал к Эвересту состоится уже этой осенью.

Фото 7. Фотопоход предполагает и необычные фотосессии

Фото 7. Фотопоход предполагает и необычные фотосессии

Советы новичкам

Какой совет Вы хотели бы жать желающим пойти по Вашим стопам?

Не бойтесь идти к своей мечте! Ради неё я отказалась от работы в престижной фирме, но абсолютно счастлива!

И второе – приготовьтесь ждать и вкладывать свою энергию и деньги. Результат будет не сразу, но он того стоит!