Рынок цветочной продукции является прямым отражением общего развития страны, благосостояния ее граждан. Это объясняется тем, что свежесрезанные цветы не входят в повседневный «must-have» потребителей, а покупаются чисто по эстетическим побуждениям.Попробуем разобраться насколько выгодно в текущих реалиях открыть свою цветочную теплицу.

Кратко о рынке

Первое, что стоит знать о цветочном бизнесе – это то, что рынок характеризуется ярко выраженной сезонностью. Основная доля продаж приходится на февраль, март, май, сентябрь и декабрь (то есть во время праздников). Динамика спроса на протяжении года выглядит примерно следующей:

Диаграмма 1. Сезонность на рынке срезанных цветов, %

Диаграмма 1. Сезонность на рынке срезанных цветов, %Источник: По данным Росстата

Создавая свой бизнес, важно понимать, что сезонность нужно учитывать не только при формировании плана посадки и выращивания цветов в теплицах, но и при ценообразовании. С подъемом спроса стабильно происходит и повышение цен в несколько раз. Но потребители к данному явлению уже относятся вполне спокойно.

 

Также сезонность влияет и на сами цветы: в марте покупают тюльпаны, в мае – гвоздики. Розы же всегда остаются лидером продаж.

Важным моментом на рынке является то, что спрос на цветы низкого ценового сегмента превышает спрос на дорогую продукцию. Ранее прогнозировалось, что доходы россиян будут расти, и потребители будут покупать более дорогие сорта и виды цветов, но в связи с нестабильной экономической ситуацией в 2014 году прогнозы не свершились: число покупателей, ценящих качество цветов и профессионализм флористов, снизилось по сравнению с 2013 годом.

Исходя из тенденций рынка в России, целесообразней всего в начале деятельности сажать в теплицах низкий и средний ценовой сегменты. Низкому нужно выделить при этом не более 25-30%, так как отечественные потребители не смотря ни на что, всегда стараются найти оптимальное соотношение цены и качества, чтобы не чувствовать себя обманутыми.

Немного цифр:

Объем рынка, млрд. руб. - 134 млрд. руб.
Доля импорта - порядка 90 %

Объем продаж цветов в России

Объем рынка срезанных цветов в натуральном выражении составил в 2013 году 1,75 млрд шт. Учитывая тенденцию предыдущих лет, темп роста рынка сохранится и будет составлять примерно 1,95 млрд шт. к концу 2014 года. На 2015 год экспертами рынка прогнозируется – 2,15 млрд шт.

Диаграмма 2. Объем рынка срезанных цветов в натуральном выражении, млрд шт., 2011-15 гг.

Диаграмма 2. Объем рынка срезанных цветов в натуральном выражении, млрд шт., 2011-15 гг. Источник: Федеральная служба статистики

В денежном выражении рынок будет расти активнее: за счет снижения стоимости рубля, цена на цветы в 2014-2015 гг. поднимется и соответственно объем рынка увеличится (темп роста рынка увеличится до 20% от прогнозируемых ранее 11%).

Диаграмма 3. Объем рынка срезанных цветов в денежном выражении, млрд руб., 2011-15 гг.

Диаграмма 3. Объем рынка срезанных цветов в денежном выражении, млрд руб., 2011-15 гг. Источник: Федеральная служба статистики

Прогнозируется, что в 2014 году объем рынка составит 134 млрд руб., а в 2015 году – 160,8 млрд руб.

Поставки цветов в РФ

Рынок срезанных цветов является зависимым от импорта – его доля в объеме продаж составляет около 90%. Причиной тому ранее служили устаревшие технологии и природные условия России, которые предоставляют некоторые сложности при конкурировании по стоимости с цветами, произведенными в естественных условиях (например, Эквадор).

Себестоимость ранее была выше, чем авиадоставка и растаможивание на границе. А все из-за высоких затрат на обогрев теплиц. Поэтому в основном на рынке занимались ритейлом.

Но учитывая сегодняшний курс валют (примерно 55 руб. за 1 долл.), цветочная продукция российского производства стает все более конкурентоспособной по цене.

К тому же существует угроза запрета ввоза цветов на территорию РФ. Пока официально эмбарго не коснулось данной группы товаров, но на деле процессы растаможивания затягиваются в связи с более детальным фитосанитарным контролем, а товар соответственно теряет свежесть и ухудшается внешний вид.

Если детальнее рассматривать вопросы ввоза цветочной продукции, то стоит различать стран-производителей и стран-импортеров, так как, не смотря на регион выращивания, цветы проходят трансфером через Нидерланды.

На рынке представлены следующие страны-производители живых цветов:

Диаграмма 4. Распределение стран-производителей по объемам поставок в натуральном выражении в РФ, 2013 г.

Диаграмма 4. Распределение стран-производителей по объемам поставок в натуральном выражении в РФ, 2013 г.Источник: Федеральная таможенная служба

Лидером по производству и поставкам являются Нидерланды. Их доля в общем объеме составила 44,7%. Второе и третье места заняла Эквадор и Колумбия с долями – 36% и 13% соответственно. Остальные страны разделяют между собой менее 7% поставок.

При этом цветы из экзотических стран (к примеру, Гана и др.) поставляются периодически одному и тому же заказчику, что свидетельствует о высокой конкуренции на рынке розничных продавцом, флористов, так как они стараются предложить что-то уникальное и при этом свежее.

Но такие цветы поставляются только по 2-3 кг, поэтому не рекомендуется выращивать эксклюзивные сорта, так как они не принесут весомых доходов.

В денежном выражении объем импорта составляет:

Диаграмма 5. Объем импорта, млрд руб., 2012-2015 гг.

Диаграмма 5. Объем импорта, млрд руб., 2012-2015 гг.Источник: Федеральная таможенная служба

Доля импорта в общем объеме продаж постоянно снижается: в 2012 году она составляла 90%, а в 2014 году – 88%. При этом прогнозируется, что в 2015 году имортозамещение произойдет еще на 3% - до 85%.

В структуре поставок свежесрезанных цветов 43% приходиться на розы. За ними следуют хризантемы с долей импорта 22%. На третьем месте – гвоздики (11%).

Диаграмма 6. Структура цветов в обще объеме импорта (в натуральном выражении), %, 2013 г.

Диаграмма 6. Структура цветов в обще объеме импорта (в натуральном выражении), %, 2013 г.Источник: Федеральная таможенная служба

Остальные цветы занимают 24% импортных поставок.

В целом структура импорта отвечает тенденциям на рынке: розы – это явный лидер продаж.

Российские производители на рынке

Давайте теперь вернемся к внутреннему производству.

Объем продаж срезанных цветов, выращенных в России составил в 2013 году 12,8 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2012 годом на 22%. Прогнозируется, что темпы роста увеличатся, и в 2015 году продажи отечественной продукции составят24,1 млрд руб.

Диаграмма 7. Объем продаж срезанных цветов отечественных производителей, млрд. руб., 2012-14 гг.

Диаграмма 7. Объем продаж срезанных цветов отечественных производителей, млрд. руб., 2012-14 гг.Источник: Федеральная служба статистики

Низкая доля русских цветоводов объясняется тем, что часто производители не соблюдали технологий производства и транспортировки, что влияет на стойкость цветов, их возможность хорошо выглядеть более длительное время.

Также еще одним минусом является то, что в основном предлагаются маленькие партии (до 3000 штук за раз), против 100 000 цветов, которые необходимы крупным ритейлерам.

Импортерам в свою очередь интересно продавать только большие партии, что и создало такую ситуацию на рынке.

При этом в последние годы выращивание цветов в России и их реализация увеличивается. Производители поняли свои недочеты, и стараются постоянно усовершенствовать технологичные процессы.

Также рынок растет за счет того, что за последние несколько лет все время открывались новые теплицы. Наиболее интересным проектом за 2014 год стало открытие теплицы по выращиванию роз в поселке Теньгушево Мордовской республики.

Проект обещает быть прибыльным, так как использовались самые современные технологии производства, которые предоставят достойную и высококонкурентную продукцию. Всего инвесторы потратили  – 400 млн руб.

Учредители планируют при использовании всех проектных мощностей занять 15% отечественного рынка.

Еще одним драйвером роста российской продукции на рынке является то, что изменились предпочтения потребителей в сторону свежести и натуральности, что, в свою очередь, требует отсутствия химикатов. У отечественных производителей здесь весомое преимущество – цветы попадают на полки магазинов через 1-2 дня спустя их срезки.

Таблица 1. Факторы, способствующие и препятствующие выращиванию цветов в Ленинградской области

За

Против

Большой спрос на продукцию

Цветочный бизнес имеет сезонность

Большая наценка на цветы (100 - 300%)

 

Большая зависимость рынка цветов от европейского (85-90% импорт)

 

Отсутствие специальных лицензий

Риски,связанные с заболеваниями растений

Разнообразие школ по флористике и дизайну

 

Достаточно жесткие правила хранения товара (т.к. цветы - скоропортящийся товар)

 

 Изменение предпочтений потребителей – в сторону натуральности

 

Возможность импортозамещения

 

В итоге рекомендации касающиеся открытия тепличного комплекса имеют положительный характер. Именно сейчас можно подхватив волну рынка успеть закрепиться на нем, и внести свой вклад не только в импортозамещение, но и в рост ВВП в стране.

Если санкции коснутся и рынка цветов, то только за счет эмбарго на продукцию Нидерландов, предложение сократиться на 40%. Этот дефицит нужно будет покрыть в кратчайшие сроки, что дает возможность для открытия как минимум десяти средних предприятий или пяти крупных.

Не смотря на отрицательные прогнозы для импортеров, у производителей сейчас начинается самое выгодное время.

Другие варианты бизнеса

Если же у вас малый объем инвестиций, но рынок заинтересовал, попробуйте себя в цветочном вендинге – продажа цветов через автоматы. Данный тип бизнеса активно развивается на Западе. Но стоит учесть, что вы будете посредником между поставщиком и покупателем, а значит риски выше – 6-10% продукции будет постоянно списываться.

Сами автоматы стоит ставить в местах, где высокая проходимость людей и на видном месте. Так бежавший мимо на свидание парень обязательно остановиться купить цветок или букет.

 

Можно также попробовать открыть тепличный комплекс по франшизе, перебрав опыт успешного игрока на рынке. При этом стоит понимать, что нужно будет соблюдать правила и указания вышестоящей компании, а не играть по своим правилам. Но опять же - это даст вам выход на крупных ритейлеров. Есть свои плюсы и минусы (хотя преимуществ несомненно больше).

Существуют и другие варианты ведения предпринимательской деятельности в цветочной отрасли, но главное изучить все возможности и риски – так вы всегда будете на коне!


Материал подготовлен консалтинговой группой SuccessBrandManagement

Использованные источники:

  • Федеральная Служба Государственной Статистики
  • Федеральная Таможенная Служба
  • Интервью с Гузелью Акмаевой – основателем студии флористики FleurdeLys, опубликованного на информационном новостном портале ru
  • Интервью с Владимиром Паниным – генеральным директором компании «Белая дача. Цветы», опубликованного на информационном портале vedomosti.ru.
  • Интервью сВладимиром Устиновым – директором интернет-магазина «101 роза», опубликованного на информационном портале vedomosti.ru.
  • Флористический Союз
  • Сетевое издание «Интерфакс-Россия»
  • Отчет КГ SuccessBrandManagement – «Анализ рыночной целесообразности строительства тепличного комплекса по выращиванию цветов в Ленинградской области близ поселка Васкелово»
  • Отчет КГ SuccessBrandManagement – «Технический и организационный план работы цветочного автомата»

Скачать бесплатно маркетинговое рынка свежесрезанных цветов