Заниматься своим делом выгодно и в материальном плане, и личностном. Но часто потенциальных предпринимателей останавливает отсутствие стартового капитала или его незначительность. Однако даже с минимальными вложениями можно создать успешный бизнес – перспективных направлений сегодня предостаточно.

Факторы успеха нового дела: удачно выбранное место и время действия, вовлеченность предпринимателя в бизнес-процессы, создание востребованного продукта. Как выбрать идею для бизнеса с нуля, чтобы все получилось?

Стройте бизнес на собственных навыках, опыте и знаниях

Если за плечами образование программиста и это дело по душе, то странно открывать торговое предприятие. Всегда больше шансов у бизнеса, который основан на компетенциях самого предпринимателя.

Ориентируйтесь на растущие отрасли, на востребованные здесь и сейчас продукты

Тренды ближайших 5–10 лет в мире и России:

  • Смартфонизация и виртуализация населения. Растет количество пользователей мобильных устройств и мобильного интернета. Коммуникации и потребление смещаются в сторону мобильности. Перспективны все отрасли, связанные с обслуживанием и функционированием электронных устройств.
  • Переход от «носимых» гаджетов к «нательным».
  • Усиление позиций интернет-продаж и вендинга.
  • Электронная эпоха в автомобилестроении.
  • Востребованность экологических бизнесов, связанных с энергосбережением, утилизацией отходов.
  • Для российских реалий по-прежнему актуально импортозамещение. В стране растет внутренний туризм и спрос на восстановление и ремонт вещей.

Бизнес, построенный на этих тенденциях и на их стыке, обречен на успех. Конечно, большое значение имеет конкуренция в выбранном направлении. Поэтому прежде чем начать, рекомендуем оценить уровень конкуренции.

Предлагаем горячую десятку идей для построения бизнеса с нуля. Отобранные варианты просты, не требуют значительных вложений, рентабельны. Многие идеи не оригинальны и не новы, однако удовлетворяют массовые потребности. А это в бизнесе – залог успеха.

Таблица 1. Топ-10 бизнес-идей с нуля

Топ

Вид бизнеса

Организационная сложность

1.

Мастерская по ремонту мобильных устройств

Простой бизнес при наличии ключевых знаний и опыта

2.

Разработка мобильных приложений для бизнеса

3.

Выездная диагностика автоэлектроники и электрики, ремонт

4.

Установка фотомата

Простой

5.

Производство автокомпонентов для путешествий

Простой при наличии ключевых знаний и опыта

6.

Мастерская по ремонту одежды

 

Простой для бизнесменов-женщин с профильными навыками

7.

Производство настольных игр

Простой, но требующий креативности

8.

Онлайн-сервис по доставке здоровых продуктов питания

Средней сложности, требующий правильного выбора поставщиков, организации хранения товаров и доставки

9.

Выращивание клубники

Средней сложности при наличии ключевого опыта и знаний

10.

Интернет-магазин «умных» гаджетов

Средней сложности, требующий грамотного продвижения и подбора ассортимента

1 Мастерская по ремонту мобильных устройств

Количество россиян-пользователей смартфонов постоянно увеличивается. Только за 2014–2015 гг. в нашей стране было продано более 50 млн «умных» мобильных телефонов. По прогнозу аналитической компании eMarketer к 2018 году число активных российских пользователей смартфонов превысит 76 млн человек (т. е. составит 135% от показателя за 2015 год). Перспективны все ниши, связанные с мобильными устройствами.

Самым несложным и малозатратным бизнесом в этой области является открытие мастерской по ремонту мобильной электроники: телефонов, смартфонов, читалок, планшетов, навигаторов, видеорегистраторов, «умных» часов и т. д. Идея не новая, но перспективная.

Первичные затраты (65 000 – 100 000 руб.) потребуются для:

  • аренды помещения (достаточно 10–20 кв. м);
  • покупки мебели: столов, стульев, стеллажей, настольных ламп;
  • приобретения оборудования для программного и аппаратного ремонта, набора инструментов, материалов для пайки;
  • формирования первоначального запаса комплектующих.

2 Разработка мобильных приложений для бизнеса

По данным консалтинговой компании J'son & Partners Consulting объем рынка мобильных приложений в России в 2015 году составил $440 млн, к 2017 году ожидается рост до $550 млн. Все сервисы, которые доступны для российских пользователей сконцентрированы в следующих областях: геолокация, развлечения (игры, музыка), социальные сети, новости, транспортные услуги.

По данным eMarketer мобильным интернетом в России в 2014 году пользовались 61,5 млн человек, в 2017 году их количество возрастет до 88,1 млн.

В бизнес-сегменте активно развиваются мобильный банкинг, приложения для ведения документооборота, работы с контактами, т. е. предназначенные для коммерческих и финансовых отделов компаний. Малоразвит сегмент b2c: не хватает мобильных сервисов для интернет-шопинга, здравоохранения, турбизнеса, муниципальных предприятий. Востребованы приложения, информирующие пациентов о результатах анализов, покупателей об акциях и этапах доставки товаров и т.д.

Строить бизнес на разработке мобильных сервисов нужно с учетом особенностей российского рынка: успешно применяется в основном бизнес-модель freemium, с бесплатными базовыми функциями.

Узнайте, как заработать на создании мобильных приложений по франшизе.

3 Выездная диагностика и ремонт автоэлектроники/электрики

Автомобили усложняются, все современные модели напичканы электроникой. Большинство автосистем (управления двигателем, стабилизации, торможения, безопасности и т. д.) работает под контролем электроники. Разобраться в проблеме и устранить ее под силу только специалисту.

Поэтому «Выездные службы помощи автомобилистам» – актуальное направление для создания бизнеса. Востребованы выездные услуги: компьютерная диагностика электронных систем, вскрытие внезапно заблокировавшегося авто, настройка сигнализации, устранение ошибок, помощь в запуске двигателя. На начальном этапе открывать автосервис, арендовать помещение не обязательно. Кроме оборудования (автосканер, ноутбук) и материалов потребуются знания, умения и раскрученный сайт с перечислением всех устраняемых ошибок и поломок.

Скорость выезда, разнообразие обслуживаемых типов автомобилей (грузовые, легковые) и марок имеет значение.

4 Установка фотомата

За автоматизированной торговлей будущее. При этом те, кто уже опробовал этот бизнес, простым его не считают. Вендинг называют сетевой торговлей. Например, бывалые вендоры рекомендуют начинать бизнес по продаже еды и напитков хотя бы с десяти автоматов. Иначе расходы на обслуживание съедают весь профит.

Более простой вариант вендинга – продажа услуг по распечатыванию фотографий из социальных сетей: «ВКонтакте», «Инстаграм» и прочих. Обслуживание терминала несложное. Для начала работы нужен фотомат, розетка на 220 B, специальный комплект бумаги (с рулоном цветной пленки). Постепенно можно наращивать функционал: печатать фото из телефона, селфи, сделанные установленной веб-камерой, заряжать телефоны и т. д.

В автоматизированной торговле место – решающий фактор. Успех зависит от того, насколько точно удастся определить дислокацию «своего» клиента. Целевая аудитория фотоматов обитает в студенческих городках, ТРЦ, туристических зонах.

5 Производство автокомпонентов

Низкий рубль удерживает многих соотечественников от поездок за границу. Пока в России нет хороших дорог и сложно с инфраструктурой: катастрофически мало кемпингов, мест парковок, пунктов питания и прочих объектов придорожного сервиса. Поэтому российский автотурист должен быть запаслив и придерживаться принципа – «у меня с собой было». Запас карман не тянет, но хаос создает. Максимально эффективно использовать внутренний объем автомобиля и упорядочивать пространство помогают органайзеры: складные в багажнике, в виде чехлов-фартуков на сиденьях, подвешиваемые в оконных проемах.

Бизнес по производству сумок, упорядочивающих содержимое автомобиля, можно организовать быстро и с небольшими вложениями: потребуется швейное оборудование, знание анатомии различных марок автомобилей, участие в тематических форумах и группах соцсетей (автотуристов, джиперов и просто автолюбителей).

По поводу массовости продукта. Потенциал у российского автотуризма огромен, общая протяженность дорог РФ – 930 тыс. км (а ведь есть и внедорожные маршруты). Интерес к автотуризму растет. Федеральная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», рассчитанная на 2011–2018 годы, предусматривает создание четырех автотуристических кластеров. Официальная же статистика говорит, что автотуризм занимает 1% во внутреннем российском турпотоке. Цифра не соответствует действительности. Автопутешествие попадает в стат. данные, если турист оформил маршрут в Федерации спортивного туризма России. Этим озадачиваются единицы.

6 Мастерская по ремонту одежды

Антикризисный бизнес, приносящий владельцу стабильный доход. В такой мастерской перешивают старую одежду, подгоняют под размер новую (одежные интернет-магазины, привет!), заменяют молнии, вставляют вырвавшиеся кнопки и т. д. Для старта потребуется швейное оборудование и аредованное помещение с выделенными зонами: приемной и производственной. На покупку необходимого оборудования (швейные машины нескольких видов, парогенератор, оверлок, манекен) потребуется 300–500 тыс. рублей. Дешевле покупать б/у технику.

Мастерская должна размещаться на недорогой площади, достаточно 18–20 кв. м. Это может быть внутриквартальное ателье, расположенное на первом этаже жилого дома. В более заметных местах с большой проходимостью – рядом с крупными транспортными развязками, у станций метро – доходность значительно выше.

7 Производство настольных игр

Продажи настольных игр в кризис растут, что и понятно: как правило, для группы людей это более дешевое развлечение, чем «выход из комнаты» или посещение аттракционов. К тому же каждая игра – многоразовое удовольствие, что опять же для покупателя «бюджетоспасительно». Сегодня в России настольные игры на подъеме: растут специализированные интернет-сообщества, появляются все новые игротеки, тематические кафе и клубы.

Бизнес для креативных, способных создавать оригинальные концепции карточных, стратегических и ролевых игр, «ходилок» с фишками и кубиками. Целевая аудитория – молодые и среднего возраста люди (25–44 лет). Необходимые инвестиции – от 350 тыс. рублей. Главная трудность бизнеса – невозможность прогнозировать коммерческую успешность игры.

Немного цифр. Рентабельность успешных игровых проектов может равняться 100% при вложениях $10–15 тыс. (уровень инвестиций в сложные проекты). Российский рынок настольных игр в 2015 году оценивался в 7 млрд руб.

8 Интернет-магазин здоровых продуктов питания

В России ниша онлайн-торговли натуральными продуктами (фермерскими, деревенскими) относительно свободна. При том, что спрос на экологически чистую еду растет вопреки кризису. Все больше людей не хотят читать этикетки в супермаркетах в поисках безопасных товаров. Идея перспективна для городов с населением от 300 тыс. жителей, где достаточно пользователей интернета, предпочитающих свежие, здоровые продукты.

Бизнес, по сути, посреднический и строится на двух процессах:

  • поиск ответственных производителей натуральных продуктов, организация регулярных поставок / забора товара;
  • сбор заявок через интернет-магазин (группу в соцсетях) и доставка товара покупателям.

При налаженной логистике товар от поставщика может сразу попадать к покупателю. Однако без склада все же не обойтись: нужна некая база, чтобы завозить и хранить хотя бы товары длительного хранения (мед, заготовки и т. д.). Начинать выгоднее с одного направления, например, с молочных продуктов. Постоянные клиенты – залог успеха, поэтому вместе с разовой доставкой нужно предлагать сервисные услуги. Например, подписку на набор товаров по дням недели: творог плюс сметана по средам и т. д.

Первоначальные затраты:

  • создание сайта и его продвижение;
  • аренда склада (с холодильным оборудованием или без него, в зависимости от избранной концепции);
  • аренда фургона-холодильника.

9 Выращивание клубники

Клубника – тот фрукт, недостаток которого жители холодной России ощущают наиболее остро. Рынок этой востребованной ягоды в докризисный период прибавлял по 30–35% ежегодно, с 2014 года темпы роста снизились. Заняться клубничным бизнесом можно на сравнительно небольшой площади, при этом культура относительно неприхотлива и растет практически на любых почвах.

Для организации тепличного хозяйства достаточно 30 соток, для выращивания в открытом грунте – 1 га. Наибольшую долю в инвестициях занимает покупка саженцев клубники. Важно учитывать, что востребована ягода, выращенная без использования ядохимикатов. Потребители клубники – средний класс и граждане с доходами выше среднего – щепетильно относятся к своему здоровью. Поэтому выращивание и продвижение своей продукции как экологически чистой делает ее более привлекательной, чем у конкурентов, работающих с «химией».

10 Интернет-магазин «умных» гаджетов

Речь идет об онлайн-торговле нательными приборами, которые работают в связке со смартфоном или без нее: смарт-часы, умные браслеты, очки и шлемы виртуальной реальности и т. п. По данным компании IDC лидерами среди производителей в I квартале 2015 года стали: FitBit (34,2%), Xiaomi (24,6%), Garmin (6,1%), Samsung (5,3%). Самые массовые и востребованные нательные гаджеты – фитнес-трекеры и умные часы. Рынок нательной электроники считается самым перспективным среди мобильных технологий (в основном из-за низкого старта). Китайцы не дремлют: появившись на рынке, «умные» гаджеты из Поднебесной уронили цены в 3 раза.

Интернет-торговля смарт-электроникой будет развиваться вместе с ростом предложений устройств. Уместно сочетать продажи инновационных гаджетов с менее новыми, но не менее полезными: экотестерами (измерителями нитратов и радиоактивности), мониторами качества воздуха, звукосторожами и т. д. Одна из главных проблем бизнеса – создание товарного запаса. Это потребует больших вливаний, чем все перечисленные выше бизнес-идеи.

На Западе использование нательных гаджетов иногда принимает гротескные формы. Например, в некоторых компаниях принято надевать на сотрудников браслеты Fitbit, предназначенные для отслеживания физической активности и сна. Полученные результаты используют для повышения производительности труда.