Франшиза – это объект франчайзингового договора, согласно которому приобретаются права на использование бренда, атрибутики, бизнес-модели, концепции и технологии франчайзера. Это возможность открытия малого бизнеса с минимальными вложениями и уже раскрученным брендом. Рейтинги франшиз дают возможность легко ориентироваться в широком выборе предложений. В основу нашего рейтинга легко количество открытых за последний год точек.


Франчайзинг – это возможность начать бизнес с раскрученным брендом и минимальными вложениями. Это постоянная помощь и поддержка со стороны франшизодателя. Гарантированный уровень прибыли и срок окупаемости. Огромное количество российских и международных организаций предлагает франшизы. Чтобы как-то их систематизировать, Forbes, РБК и БИБОСС создают рейтинги, основываясь на различных параметрах. Самые популярные франшизы 2018 года, по нашей версии, выбраны исходя из количества открытых в 2017 году точек.

Таблица 1. Самые востребованные франшизы 2018 года

Название

Направление

Количество открытых точек в 2017 году

IT-инструменты для предприятий

607

СДЭК

Экспресс-доставка документов и грузов по РФ и по миру

564

IQ007

Дополнительное образование

171

Слетать.ру

IT-инструменты для турагентств

142

Fast&Shine

Мобильная автомойка

123

Додо-Пицца

Пиццерия, доставка пиццы

119

White&Smile

Студия по отбеливанию зубов

99

Источник: РБК, Forbes

7 место. White&Smile

Косметическое осветление зубов продуктами собственного производства предлагает международная компания White&Smile.

Рис. 1. Логотип компании White&Smile. Источник: white-smile.biz.

Рис. 1. Логотип компании White&Smile.
Источник: white-smile.biz.

Основная информация:

  • дата открытия франшизы: 2013 год;
  • средние вложения: 300000 руб.;
  • количество точек франчайзинга: 270, из них в 2017 году открыто 99;
  • место в рейтинге Forbes: 7 в группе с вложениями до 1 млн руб.;
  • место в рейтинге РБК: отсутствует;
  • место в рейтинге БИБОСС: 88;
  • паушальный взнос: отсутствует;
  • роялти: отсутствует.
  • годовая прибыль: 0,9 млн руб.

Приобретая франшизу White&Smile, франчайзи получает:

  • обучение посредством онлайн-вебинаров;
  • возможность открытия четырех типов малого бизнеса: с нуля, бизнес для действующих салонов красоты, бизнес для частных косметологов, расширение услуг центров эстетической медицины.

Важно! Рейтинг Forbes рассчитывался исходя из срока существования франшизы – не менее трех лет, данных среднегодовой выручки с точки, срока окупаемости и рентабельности, количества франчайзи, владеющих более чем одной точкой.

Полезный материал: Как заработать на франшизе White&Smile – описание бизнес-модели.

6 место. Додо-Пицца

По данным из отчета Euromonitor International за 2017 год, сеть пиццерий «Додо-пицца» занимает 6 место в России по доставке пиццы. Сеть представляет собой пиццерии разного формата:

  • без открытия ресторана, т.е. только кухня и доставка;
  • семейная пиццерия, т.е. небольшое кафе;
  • городская пиццерия.
Рис. 2. Логотип компании Додо-пицца. Источник: dodopizza.ru.

Рис. 2. Логотип компании Додо-пицца.
Источник: dodopizza.ru.

Основная информация:

  • дата запуска франшизы: 2012 год;
  • средние вложения: 9 млн рублей;
  • количество точек франчайзинга: 278, из них в 2017 году открыто 119;
  • рейтинг Forbes: 9 место в группе с вложениями свыше 5 млн руб.;
  • рейтинг РБК: 2 место;
  • рейтинг БИБОСС: 2 место;
  • годовая прибыль: 5,1 млн руб.

Важно! Рейтинг РБК рассчитывался исходя из количества заключенных договоров среди компаний, работающих посредством договора коммерческой концессии.

Справка! Договор коммерческой концессии – это договор, по которому правообладатель передает пользователю права на использование бренда и другие исключительные права.

Приобретая франшизу, франчайзи получает:

  • бесплатное создание дизайн-проекта будущей пиццерии;
  • помощь в продвижении;
  • обучение и полную автоматизацию бизнеса.

5 место. Fast&Shine

Среди самых популярных франшиз мобильные мойки Fast&Shine занимают пятое место. Мойка автомобиля в удобном для его владельца месте очень востребована, поскольку часто времени для заезда на обычную автомойку попросту не хватает.

Рис. 3. Логотип компании Fast&Shine. Источник: fastnshine.ru.

Рис. 3. Логотип компании Fast&Shine.
Источник: fastnshine.ru.

Основные сведения:

  • средние вложения: 200000 рублей;
  • дата запуска франшизы: 2011 год;
  • количество точек франчайзинга: 464, из них в 2017 году открыто 123;
  • место в рейтинге Forbes: 4 в группе с вложениями до 1 млн рублей;
  • номер в рейтинге БИБОСС: 25;
  • место в рейтинге РБК: отсутствует;
  • годовая прибыль: 1,2 млн руб.

Приобретая франшизу, франчайзи получает:

  • доступ к клиентской базе;
  • полный пакет программного обеспечения для управления автомойкой;
  • средства для работы собственного производства.

Материал в тему: Как заработать на франшизе Fast&Shine – отзыв франчайзи.  

4 место. Слетать.ру

Слетать.ру – удобный автоматизированный поиск туров по всем туроператорам России при заданных исходных параметрах.

Рис. 4. Логотип компании «Слетать.ру». Источник: sletat.ru.

Рис. 4. Логотип компании «Слетать.ру».
Источник: sletat.ru.

Основная информация:

  • дата запуска франшизы: 2014 год;
  • средние вложения: 300000 руб.;
  • количество точек франчайзинга: 519, из них в 2017 году открыто 142;
  • место в рейтинге Forbes: 5 в группе с вложениями до 1 млн руб.;
  • место в классификации РБК: отсутствует;
  • номер в рейтинге БИБОСС: 10;
  • паушальный взнос: 120000 руб.;
  • роялти: от 10000 руб.;
  • годовая прибыль: 1,5 млн руб.

Приобретая франшизу, франчайзи получает:

  • возможность открытия островка в торговом центре или отдельно стоящего офиса;
  • передачу заявок от управляющей компании из 4 каналов привлечения клиентов: сайта Слетать.ру, мобильного приложения, федерального call-центра и социальных сетей;
  • полную юридическую поддержку.

Важно! Рейтинг БИБОСС рассчитывался исходя из 27 показателей, в том числе состава франчайзингового пакета, эффективности работы отдела продаж методом «тайного покупателя» и юридической чистоты.

3 место. IQ007

IQ007 – исключительный проект для развития детей и взрослых. Это международная школа по обучению скорочтению и интеллектуальному развитию. Рассчитана на людей всех возрастов, начиная с 4 лет.

Рис. 5. Логотип компании IQ007. Источник: iq007.ru.

Рис. 5. Логотип компании IQ007.
Источник: iq007.ru.

Основные сведения:

  • дата открытия франшизы: 2009 год;
  • средние вложения: 1,4 млн руб.;
  • количество точек франчайзинга: 418, из них в 2017 году открыто 171;
  • рейтинг Forbes: 1 место в группе франшиз с вложениями до 5 млн руб.;
  • номер в БИБОСС: 35;
  • рейтинг РБК: отсутствует;
  • паушальный взнос: зависит от численности населения в городе. Например, для городов с 100000-200000 жителей сумма составляет 340000 руб.; если жителей до 500000, то 490000 руб.;
  • роялти: от 10000 руб.;
  • годовая прибыль: 11,4 млн руб.

Приобретая франшизу, франчайзи получает:

  • полное сопровождение на протяжении всего времени работы школы;
  • обучение преподавателей.

2 место. Компания СДЭК

СДЭК – это служба доставки. Начиная с 2000 года, организация занимается перевозкой деловой корреспонденции, товаров любых категорий, веса и габаритов, ценностей и прочих грузов по России, в том числе Москве и всему миру.

Рис. 6. Логотип компании СДЭК. Источник: cdek.ru.

Рис. 6. Логотип компании СДЭК.
Источник: cdek.ru.

Основная информация:

  • дата запуска франшизы: 2009 год;
  • средние вложения: 700000 руб.;
  • количество точек франчайзинга: 1109, из них в 2017 году открыто 542;
  • место в рейтинге Forbes: 3 в группе франшиз с вложениями до 1 млн руб.;
  • место в рейтинге РБК: отсутствует;
  • номер в рейтинге БИБОСС: 7;
  • паушальный взнос: 200000 руб.;
  • роялти: с 7 месяца работы – 10%;
  • годовая прибыль: 3,1 млн руб.

Требования:

  • наличие инвестиционных средств;
  • обязательство работать по стандартам, принятым в компании.

1 место. 1C

Самые популярные франшизы возглавляет компания «1С». Она основана в 1991 г. и специализируется на разработке, дистрибьюции, издании и поддержке компьютерных программ делового и домашнего назначения. Из собственных разработок фирмы "1С" наиболее известны программы системы "1С:Предприятие", а также продукты для домашних компьютеров и образовательной сферы. Франшиза 1С пользуется огромной популярностью.

Рис. 7. Логотип компании 1С. Источник: 1c.ru.

Рис. 7. Логотип компании 1С.
Источник: 1c.ru.

Основная информация:

  • дата запуска франшизы: 1991 год;
  • средние вложения: 25000 руб.;
  • количество точек франчайзинга: 7000, из них в 2017 году открыто 607;
  • место в рейтинге Forbes: отсутствует;
  • место в рейтинге РБК: 1;
  • номер в классификации БИБОСС: 22;
  • паушальный взнос: отсутствует;
  • роялти: 3000 рублей ежеквартально.

Преимущества:

  • минимальные вложения;
  • высокая надежность и постоянная поддержка;
  • международный сертификат соответствия ISO 9001 для всех франчайзинговых точек.

Материал в тему:  Кто придумал 1С и сколько он на этом заработал? 

Итоговая таблица

Все компании, представленные в списке, занимают разные места в рейтингах разных организаций.

Таблица 2. Сравнение рейтинга

Франшиза

moneymakerfactory.ru

FORBES

БИБОСС

РБК

1

-

22

1

СДЭК

2

3 (до 1 млн руб.)

7

-

IQ007

3

1 (1-5 млн руб.)

35

-

Слетать.ру

4

5 (до 1 млн руб.)

10

-

Fast&Shine

5

4 (до 1 млн руб.)

25

-

Додо-Пицца

6

9 (от 5 млн руб.)

2

2

White&Smile

7

7 (до 1 млн руб.)

88

-

Источник: РБК, Forbes, БИБОСС