Доля привозных тепличных овощей в России составляет около 70% в объеме продаж. Ее качество оставляет желать лучшего; российские огурцы и помидоры гораздо вкуснее, вызывают меньше опасений, и пользуются большим спросом у покупателей. Санкции, рост цен на импорт вынудили ритейлеров повернуться лицом к отечественным производителям. Отсутствие крупных тепличных комплексов дают шанс для развития малому бизнесу.



Потребление тепличных овощей составляет на каждого жителя России примерно 11 кг в год. Из них 4 кг приходится на отечественную продукцию, и 7 кг – на привозную из-за рубежа. В последние 10 – 15 лет их стали покупать больше, чему способствует мода на «здоровое питание», приближение к западным стандартам жизни. Поэтому российский тепличный бизнес переживает второе рождение.

В 2012 году была принята Государственная программа по развитию растениеводства на 2013-2020 годы. В нее заложили выделение крупномасштабных субсидий на тепличное хозяйство: до 50% на оборудование, и до 30% компенсацию затрат на электроэнергию в период эксплуатации до 2020 года. На начало ее введения в России было всего около 2 000 га теплиц, большая часть которых требовала реконструкции (для сравнения: в Голландии – 10 000 га).

Это вызвало бум интереса у крупных агрохолдингов, ритейлеров, инвесторов. Вложились Сбербанк, Газпромбанк, Владимир Потанин, младший Абрамович, Михаил Фридман и многие другие. За последние два года начато строительство тепличных комплексов площадью около 600 га, и нескольких крупных распределительных центров. Однако государственные деньги поступают нерегулярно, а затраты на первоначальном этапе очень большие. Срок окупаемости проектов 7 – 10 лет.

Пока гиганты бизнеса «раскачиваются» и делят государственные деньги, малые и средние производители потихоньку занимают освобождающуюся от импорта нишу. Рассмотрим подробнее слагаемые успешного производства овощей в закрытом грунте. Теплица как бизнес выгодна, если предприниматель:

  • хорошо изучил местный спрос и нашел постоянный канал сбыта;
  • использует современные конструкции и агротехнические приемы;
  • решил проблему энергоемкости, что делает бизнес рентабельным.

Спрос на овощи и предпочтения покупателей

Из-за сурового российского климата даже жители южных областей получают овощи «с грядки» в течение максимум 5 месяцев, а для остальных они доступны 2 – 3 месяца в году. Опрос покупателей компанией FDFgroup, проведенный летом 2015 года в Москве, показал, что жители столицы покупают свежие овощи:

  • не реже 1 раза в месяц – около 90%;
  • чаще 1 раза в неделю – порядка 60%;
  • покупают изредка – всего 8% респондентов.

При этом регулярно приобретают огурцы и лук около 60%, помидоры – около 56%, капусту и зелень – 50% покупателей. А зимой это, разумеется, только овощи, выращенные в закрытом грунте. По данным исследования в прошлом году их покупали меньше, чем в 2014, что, безусловно связано с повышением цен. Преобладающие места покупки отражены на рисунке 1.

Рисунок 1. Места покупки свежих овощей в % от числа опрошенных респондентов.

Рисунок 1. Места покупки свежих овощей в % от числа опрошенных респондентов.

Интересно, что качество товара оценивается иначе: 94% довольных покупателей на рынке, в универсамах – 81%, а в обычных магазинах – 77%. При этом ниже всего показатели по качеству и ассортименту в крупных сетевых магазинах «Магнит» и «Пятерочка». Причина: импортный товар – невкусные твердые, накачанные специальными растворами овощи и фрукты, большей частью из Турции. Но теперь и они попали под санкции. Кстати, оба названных ритейлера начали строить свои тепличные хозяйства.

Огурцы и зелень пользуются постоянным спросом, и это самые простые для производства культуры, в том числе и малыми предприятиями. Сложнее дело обстоит с помидорами. Однако, спрос на них растет, а львиная доля их ввозилась из-за границы (рис.2). Поэтому переход на выращивание томатов имеет хорошие перспективы.

Рисунок 2. Структура импорта свежих помидоров в натуральном выражении.

Рисунок 2. Структура импорта свежих помидоров в натуральном выражении.

Как устроено современное тепличное производство

Основная задача теплицы – создание искусственного микроклимата для выращивания овощей в круглогодичном режиме. Это требует гораздо больших затрат, чем производство в открытом грунте. Громоздкие металлические конструкции, покрытые стеклом, с морально устаревшими традиционными системами отопления, уже не конкурентоспособны. Современное тепличное сооружение определяют следующие параметры.

Конструкция каркаса

Большинство теплиц представляют собой галерею стандартной ширины, которую, как правило, можно нарастить в длину. Крыши двускатные, односкатные или цилиндрические. Каркасы монтируют из деревянных арочных конструкций, пропитанных антисептиком, с гвоздевой запрессовкой; из металлической трубы, стального оцинкованного профиля. Срок их службы до 25 лет. Устанавливаются они на фундаменте, сваях, а иногда просто на поверхности. Предусмотрены двери, фрамуги, форточки, стеллажи, реже перегородки.

Рисунок 3. Двускатные промышленные теплицы из поликарбоната. Площадь 2 га, длина инженерных коммуникаций 2,5 км. Фермерское хозяйство Девдариани, Южный Урал.

Рисунок 3. Двускатные промышленные теплицы из поликарбоната. Площадь 2 га, длина инженерных коммуникаций 2,5 км. Фермерское хозяйство Девдариани, Южный Урал.

Качество покрывного материала

На смену стеклу пришли пленочные покрытия и поликарбонат. Полиэтиленовая пленка – доступный по цене материал, но срок ее службы – до 3-х лет. Она прекрасно пропускает солнечный свет, благодаря чему теплица в солнечные дни хорошо прогревается. Но ночное понижение температур вызывает конденсацию влаги, что повышает влажность, способствует заболеванию растений. Этих недостатков лишены многослойные пупырчато-воздушные пленки нового поколения. Сотовый поликарбонат – легкий, прочный, пластичный материал, выдерживающий до 100 кг/м2,  устойчивый к ветру и граду. Стоимость существенно выше, чем у пленки. Он выдерживает зимние температуры до минус 50°, имеет хорошие теплоизолирующие свойства. На сегодняшний день – это лидер среди тепличных покрытий.

Эффективность системы отопления

Это самая затратная часть технологического процесса. Доля расходов на обогрев воздуха, грунтов, воды, составляет свыше 40% в себестоимости продукции. А общие энергозатраты с  учетом досвечивания в зимний период, вентиляции летом – достигают 60%. Это основная причина, сдерживающая развитие тепличного производства. Ежегодный рост цен на газ, электричество приближается к 15%, а всего за последние десять лет энергоносители подорожали более чем вдвое. Например, при выращивании самой выгодной культуры: огурца, затраты на электричество при использовании обычных люминесцентных трубок для зимнего освещения превышают стоимость самих ламп в 2 раза, и сопоставимы с капитальным ремонтом (заменой) всей системы освещения.

Снижают расход энергии всеми доступными способами, используя энергосберегающие технологии;  двойное покрытие стен, комбинирование материалов, теплозащитные экраны, активные почвенные субстраты, выделяющих тепло в процессе разложения (льняная костра). Многие предприниматели строят собственные котельные с баками, покупают автономные теплоэлектростанции.

Именно здесь малые предприятия выигрывают перед крупными тепличными хозяйствами. Одно дело обогреть 5 – 10 теплиц на 20 сотках, и совсем другие масштабы энергозатрат на площадях от 2 га и выше. Так, российские умельцы для сохранения тепла заглубляют сооружения в землю, иногда на метровую глубину; снижая высоту, уменьшая расходы на покрытие стен, обогрев, используют простые печи-буржуйки, отапливая их доступным местным сырьем. К этому нужно прибавить разнообразные «ноу-хау» в части создания систем отопления собственной конструкции и способов подключения к бытовым энергетическим сетям (особенно на приусадебных участках).

Предприниматели Виктор и Валентина Столяровы из села Красное Тверской области сначала выращивали в теплицах рассаду овощей, а сейчас – розы. Цветочный бизнес оказался выгоднее. Несмотря на то, что к участку подведен газопровод, отапливают теплицу дровами. Это экономичнее, хотя и более трудоемко.

Автоматизация климат-контроля

Гарантированная урожайность зависит от соблюдения температурного режима и влажности. Это обеспечивают системы полива, увлажнения, испарительного охлаждения, шторные экраны. Кроме того, обустраивается дренажная система внутренних водостоков, подачи растворов удобрений и ядохимикатов. Вентиляция чаще естественная, через систему форточек. Все это отслеживается системой датчиков автоматического контроля. Приведем для примера средний набор оборудования для одной теплицы (табл.1).

Таблица 1. Примерный объем вложений в обустройство одной теплицы.
 

Наименование

Средняя цена, руб.

1.

Промышленная теплица «Фермер 7,5»:

ширина – 7,5 м, длина – 12,7 м, высота – 3,9 м

в сборе с поликарбонатом

248 000

2.

Система капельного полива почвенного субстрата

13 900

3.

Система увлажнения и охлаждения воздуха

9 730

4.

Автоматизированная линия подкормки и удобрения

8 700

5.

Контроллер и комплект датчиков для отслеживания температуры и влажности

3 500

 

Всего, в т.ч. 14% вспомогательное оборудование:

283 830

Современная агротехнология

В первую очередь она включает подбор культур, качественных семян, современных почвенных субстратов. Использование рассадного метода ускоряет процесс на 2-3 недели, облегчает уход, повышает эффективность. На одном квадратном метре теплицы в течение года можно выращивать 3-4 разные овощные культуры, в зависимости от времени года и спроса. Это требует постоянного удобрения и контроля над составом почвы, знаний агротехники, в то же время, позволяя использовать площадь по максимуму.

Самая распространенная культура: огурцы. Их средняя урожайность составляет 22-35 кг/м2. За ними следует зелень: лук, укроп, петрушка, салат и редиска. А вот помидоры – выращивают гораздо реже.  Несмотря на то, что цены на них высокие, и урожайность хорошая, они более капризны и растут дольше. Перцы, баклажаны практически в небольших хозяйствах практически не выращивают. Считается, что они рентабельны только в промышленных комбинатах (от 20 га). Однако ниже приведен пример, который говорит об обратном.

Хакассия, Красноярский край. Фермер Николай Кутуков организовал выгодный тепличный бизнес, начав в 2010 году с нуля, построив первую теплицу самостоятельно. Выращивал сначала только зеленый лук, постепенно перешел на другие культуры. Сейчас у него пять теплиц, выращивает огурцы, помидоры, сладкий перец, баклажаны. Реализует продукцию через местные магазины и рынок. Район отдаленный, вблизи отсутствуют крупные конкуренты, поэтому  предприниматель планирует расширять хозяйство.

Самый больной вопрос для малых предприятий: найти канал сбыта. Здесь все зависит от местных условий. В центре и на юге России многие мелкие производители предпочитают продавать урожай оптовикам. Последние обрабатывают, упаковывают его в собственных распределительных центрах, перепродавая ритейлерам. Иногда выгоднее открыть собственный магазин (павильон), если есть спрос и целевая аудитория.

Рентабельность тепличного производства

По словам Аслана Девдариани, который развивает тепличный бизнес больше 10 лет, теплица должна давать рентабельность не меньше 20%, чтобы производство было безубыточным. Выращивает он только огурцы, снабжая ими близлежащий город Орск, площадь теплиц – 2 га. Возить дальше невыгодно. По данным Минсельхоза, компании «Агроинвестпроект» средняя операционная рентабельность промышленных тепличных комплексов в центральной России 30 – 40%.

Однако, приведем пример производства на приусадебном участке в небольшом промышленном городе. Илья Одинцов выращивает все те же огурцы. При средней урожайности 10 – 15 кг с 1 кв.м. (а ее можно довести 25 кг), он за два месяца получает около 1 000 рублей, продавая их оптовикам по цене 80 рублей за 1 кг. У него 10 теплиц, площадью 40 кв.м. каждая. Итого, в хороший сезон выручка достигает 400 тысяч, чистый доход – 200 тысяч рублей. Кстати, в феврале-марте в огурцы продаются в магазинах по 180 – 200 рублей.

Выводы

  1. Больше шансов на успех тепличного бизнеса в тех районах, где отсутствуют промышленные комплексы, и недостаток овощей компенсируется за счет импортных поставок.
  2. Выгоднее производство рядом с городским поселением, особенно промышленным, где малоразвито собственно подсобное, дачное хозяйство.
  3. Главная задача – минимизировать энергетические затраты, необходимы агрономические знания, специальные навыки.
  4. Чем больше период использования теплицы, тем она выгоднее. Например, выращивание огурцов, зелени в феврале – марте; редиски, рассады – в мае; затем – ранних помидоров.