Развитие туризма и мода на бюджетные путешествия породили спрос на хостелы и мини-гостиницы, сделав это направление привлекательным для российских инвесторов. Открыть собственный хостел можно, купив франшизу одной из популярных сетей. Затраты составят около 600 000-1 600 000 руб.


Текущая ситуация на рынке франшиз хостелов

Нельзя сказать, что российский отельный бизнес развит настолько, чтобы соответствовать мировым стандартам. Однако мировые тенденции, хотя и с опозданием, приходят и на отечественный рынок. Одна из них – мода на путешествия налегке, с минимумом затрат и, соответственно, минимумом требований к месту проживания. Эта тенденция повлекла за собой рост популярности хостелов и мини-отелей, которые стали привлекательным объектом для инвестирования денег.

Примечание: Подробнее узнать, что собой представляет хостел, можно здесь.

Однако, как и в любом бизнесе, организация чего-либо «с нуля» требует гораздо больших затрат денег и времени, чем использование готовой бизнес-модели. С этой точки зрения, привлекателен бизнес на основе франшиз, которые предлагают уже готовую рабочую схему. С недавнего времени и в России стало возможно купить франшизу хостелов, первоначально созданных в Европе и пользующихся особой популярностью во многих странах благодаря собственной нестандартной концепции или подходу к обслуживанию.

Наряду с зарубежными, активно развиваются и отечественные сети хостелов, ориентированных на Россию и страны СНГ (например, сеть Лайк Хостел). За период с 2005 по 2016 гг. объем услуг, оказанных населению в сфере размещения, вырос более чем в 3 раза.

Таблица 1. Объем платных услуг, оказанных населению в сфере размещения

 

2005 г.

2010 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Прирост 2016/2005 г.

Гостиницы и аналогичные средства размещения, млн руб.

60 098

112 855

175 709

188 992

213 288

+355%

Источник: Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики

Затраты на организацию мини-гостиницы или капсульного мини-отеля по франчайзингу относительно невелики и довольно быстро окупаются, благодаря растущему спросу на этот тип проживания. Цены же, особенно при расположении стандартного или капсульного хостела в туристически привлекательном городе, могут быть хотя и дешевле стоимости гостиничного номера, но все же достаточными, чтобы бизнес был рентабельным.

Рис.1. Капсулы – более современный вариант размещения

Рис.1. Капсулы – более современный вариант размещения

Рассмотрим 5 самых популярных франшиз в этом сегменте рынка.

Таблица 2. Обзор предложений по открытию хостела на основе франшизы

Название

Затраты на открытие

Паушальный взнос

Всего вложений

LikeХостел

от 500 000 руб.

300 000 руб.

от 800 000 руб.

Nice Hostel

от 468 000 руб.

от 200 000 руб.

от 668 000 руб.

Хостел Good Luck

500 000 -2 000 000 руб.

50 000 -200 000 руб.

от 550 000 руб.

Bear Hostels

1 300 000 руб.

350 000 руб.

1 650 000 руб.

Хостелы Рус

650 000-1 000 000 руб.

380 000 руб.

от 1 030 000 руб.

Как видим, даже крупные сети предлагают будущим партнерам довольно невысокий порог вхождения, что делает это направление бизнеса доступным многим начинающим предпринимателям.

Примечание: На что обратить внимание при выборе франшизы, узнайте здесь.

Каковы перспективы развития этой отрасли

Если взглянуть на динамику запросов Яндекс, налицо уверенный рост спроса на услуги размещения в хостелах.

Рис.2. Динамика запросов в Яндекс Wordstat по ключевому слову «хостел»

Рис.2. Динамика запросов в Яндекс Wordstat по ключевому слову «хостел»

За последние два года количество запросов увеличилось вдвое, даже если брать в расчет только показатели пиковых летних месяцев. Поисками по данному слову занимаются более 800 000 человек в месяц. Также наблюдается положительный тренд, который позволяет сделать вывод, что спрос в последующие годы также будет расти.

Этот вывод подкрепляется и данными статистики по росту числа коллективных средств размещения за период с 2005-2016 гг.

Таблица 3. Динамика числа коллективных средств размещения

 

2005 г.

2010 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Прирост 2016/2005 г.

Число средств размещения, ед.

9 269

12 585

15 590

20 135

20 023

+216%

Численность размещенных лиц, тыс. чел.

28 411

34 746

44 219

49 284

54 287

+191%

Источник: Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики

Прирост количества всевозможных отелей, гостиниц и прочих средств размещения за исследуемый период увеличился вдвое, практически пропорционально росту численности размещенных гостей. Это позволяет сделать вывод, что вновь открывающиеся заведения не простаивают, а пользуются спросом. Отметим, что на данный отрезок времени приходились и кризисные периоды экономики, однако положительная динамика развития отрасли сохранилась.

Справочно: по данным сайта Booking.com, на сентябрь 2018 г. в Москве действует 495 хостелов, в Санкт-Петербурге ‒ 389, всего в России их – 2562.

Подробнее о том, как открыть свое подобное заведение, смотрите в видео:

Условия франшиз наиболее популярных в России хостелов

На российском рынке работает несколько известных сетей хостелов – как зарубежных, так и отечественных. Рассмотрим, какие условия они предлагают своим франчайзи.

LikeХостел

Рис.3. Логотип сети Лайк Хостел

Рис.3. Логотип сети Лайк Хостел

Год основания – 2013 г.

Основные характеристики:

  1. Открыто 59 объектов в 55 городах России и СНГ.
  2. Вложения ‒ от 500 000 руб.
  3. Срок окупаемости ‒ 2-6 месяцев.
  4. Роялти ‒150 руб. за кровать в месяц.

Особенности:

  • на сегодняшний день Лайк Хостел – крупнейшая российская сеть, действующая в странах СНГ;
  • несколько вариантов размещения (семейные номера, общие, деление по полу).
Рис.4. Спальня в семейном номере

Рис.4. Спальня в семейном номере

Рис.5. Спальня в общем номере

Рис.5. Спальня в общем номере

Рис.6. Общая кухня

Рис.6. Общая кухня

Nice Hostel

Рис.7. Логотип Nice Hostel

Рис.7. Логотип Nice Hostel

Год основания компании ‒ 1932. Год запуска франшизы в России ‒ 2014.

Основные характеристики:

  1. Франшизных предприятий ‒ 400.
  2. Собственных предприятий ‒ 28.
  3. Вложения от ‒ 468 000 руб.
  4. Роялти: 50 руб. с 1-го спального места в неделю.
  5. Срок окупаемости: 5-10 месяцев.

Nice Hostel предлагает 3 формата франшизы:

  • «City» ‒ для небольших городов;
  • «Megapolis» ‒ для городов-миллионников;
  • «Exclusive» ‒ для охвата всего региона.

Особенность:

  • ориентация на безопасность туризма;
  • поддержка международных стандартов сервиса Hostelling International.
Рис.8. Общая комната

Рис.8. Общая комната

Рис.9. Четырехместный номер

Рис.9. Четырехместный номер

Рис. 10. Общий номер

Рис. 10. Общий номер

Good Luck

Рис. 11. Логотип сети Good Luck

Рис. 11. Логотип сети Good Luck

Бренд основан в 2007 г., франчайзинговая деятельность – с 2014 г.

Основные характеристики:

  1. Действуют 4 собственных и 2 партнерских объекта.
  2. Инвестиции ‒ от 500 000 руб.
  3. Окупаемость ‒ 6-10 месяцев.
  4. Роялти оговаривается индивидуально.

Предлагается два варианта сотрудничества:

  • готовая бизнес-модель, включая сайт;
  • помощь на старте.
Рис.12. Общий номер

Рис.12. Общий номер

Рис.13. Интерьер четырехместного номера

Рис.13. Интерьер четырехместного номера

Рис.14. Кухня

Рис.14. Кухня

Bear Hostels

Рис.15. Логотип Bear Hostels

Рис.15. Логотип Bear Hostels

Бренд основан в 2008 г., предоставляет франшизы с 2014 г.

Основные характеристики:

  1. Имеется 3 собственных и 3 партнерских объекта.
  2. Затраты ‒ от 1 300 000 руб.
  3. Окупаемость ‒ от 18 месяцев.
  4. Роялти: 1 000 руб. с кровати ‒ в регионах и 1 300 руб. – в Москве и СПб.

Особенность: единая программа лояльности.

Рис.16. Ресепшн

Рис.16. Ресепшн

Рис.17. Общая спальня

Рис.17. Общая спальня

Рис.18. Общая кухня

Рис.18. Общая кухня

Хостелы Рус

Рис.19. Логотип сети Хостелы Рус

Рис.19. Логотип сети Хостелы Рус

Основание бизнеса ‒ 2012 г.

Основные характеристики:

  1. Действует 31 собственный хостел и 9 на этапе открытия.
  2. Всего по России ‒ 112 объектов.
  3. Франчайзинговая деятельность – с 2017 г.
  4. Вложения ‒ от 650 000-1 000 000 руб.
  5. Роялти – 5 000 руб. в мес.
  6. Срок окупаемости ‒ от 5 мес.

Особенности:

  • крупнейшая сеть хостелов в России;
  • уровень сервиса соответствует гостиничным стандартам «две звезды».
Рис.20. Интерьер двухместного номера

Рис.20. Интерьер двухместного номера

Рис.21. Общий номер

Рис.21. Общий номер

Рис.22. Шестиместный номер

Рис.22. Шестиместный номер

Также на рынке хостелов присутствуют предложения и других франчайзеров.

Таблица 4. Другие предложения по франшизам мини-отелей

Наименование

Уровень вложений

«HiLoft» ‒ сеть дизайнерских мини-отелей

 

от 850 000 руб.

«9 Ночей» ‒ домашняя гостиница

 

от 490 000 руб.

«MyStay» ‒ сеть квартирных гостиниц

 

от 240 000 руб.