Каждый родитель озабочен будущим своего ребенка. Кем станет их малыш? Как помочь ему развиваться гармонично, если реальная жизнь требует полной отдачи на работе? Руководители центров детского развития – счастливые люди, ведь они получают прибыль и одновременно заботятся о подрастающем поколении.



Дети — высшая ценность для родителей. Последние готовы, не жалея ни сил, ни времени, совершенствовать свое чадо. А там, где формируется потребность, появляется ниша для бизнеса. На пересечении нужды и пользы рождаются предпринимательские идеи.

Любовь к детям или педагогическое призвание могут трансформироваться в прибыльный бизнес-проект – школу интеллектуального развития ребенка. В России этот вид деятельности развит только в крупных городах, населенные же пункты поменьше свободны от конкуренции.

Суть бизнес-модели

Рисунок 1. Бизнес модель

Рисунок 1. Бизнес модель

Бизнес-модель – это четкое и структурированное описание бизнес-проекта как единого механизма. В ней учтены все бизнес-аспекты – начиная от анализа целевой аудитории и заканчивая сбором обратной связи от клиентов.

Рассмотрим бизнес-модель детского центра по развитию интеллектуальных способностей на примере ООО «Уникум», используя подход Стива Бланка и Боба Дорфа.

Эксперты выделяют пять ключевых элементов:

  • Потребители. Кто целевая аудитория, что они готовы потреблять, как их удержать?

    ООО «Уникум» рассчитано на детей 3-6 лет, родители которых готовы платить за дополнительное образование своих детей. Они готовы оставаться клиентами центра даже после переезда в новую квартиру в другом районе, т. к. им нравится уют в комнатах для занятий, комфорт в зоне ожидания для родителей и мастерство педагога высшей категории — Елены.

  • Продукт.Какова ценность? В чем отличие от конкурентов? Как его удобно доносить до потребителя?

    Образовательные услуги центр оказывает в узкой возрастной категории. Группы разделены по годам: 3, 4, 5, 6 лет, т. к. эксперт в вопросах детского дошкольного образования – Ирина, она же директор центра, — полагает, что узкая направленность позволяет эффективнее работать в мини-группах. Конкуренты же предоставляют широкий профиль услуг без специализации на конкретном направлении. ООО «Уникум» расположен на первом этаже многоквартирного дома, в спальном районе, что делает его доступным для жителей всего микрорайона.

  • Доход. Что принесет первые деньги и как потом увеличить их приток?

    Высокий спрос на подобные услуги и отсутствие конкуренции в первый же месяц обеспечили полную наполняемость всех трех групп. Директор центра Ирина подумывает об открытии второго центра в соседнем микрорайоне.

  • Ресурсы. То, что понадобится для запуска и поддержания бизнес-процессов? Где взять эти ресурсы? Как выгодно их доставить?

    Ирина уволилась с прежнего места работы и на собственные сбережения приобрела оборудование, наняла персонал и оплатила аренду. Быстрая окупаемость за счет «голодного» рынка позволила ей за четыре месяца оправдать затраты.

  • Партнеры.Кто может стать инвестором, кто поможет реализовать задуманное?

    Глядя на успехи жены, супруг Ирины Михаил подумывает о том, чтобы часть своей зарплаты инвестировать в развитие второго центра Ирины в соседнем микрорайоне, став таким образом партнером не только по браку, но и по бизнесу.

Какие бывают школы

Виды школ интеллектуального развития детей:

  • Школа раннего развития. Занятия с детьми от 0 до 1,5 лет. Как правило, разделены на возрастные подгруппы в которых обучают по методикам Вольдорфского, Монтессори, Зайцева.
  • Школа скорочтения. Занятия построены в игровой форме и направлены на развитие интеллекта ребенка. В процессе занятий детям прививается любовь к обучению.
  • Коррекционные школы. Обеспечивают воспитанникам развитие в отстающих формах восприятия и социальной адаптации к коллективу.
  • Школы интеллектуального и эмоционального развития. Помогают детям стать успешными в будущем. Развить важнейшие навыки, которые пригодятся в течение всей жизни. Научиться управлять эмоциями и получать удовольствие от жизни.
  • Творческие центры. Лепка, ритмика, музыка, рисование – творческие способности, которые развивают чувство красоты.

Целевая аудитория

Для того чтобы центр приносил доход, необходимо продвижение. Основные факторы:

  • Целевая аудитория.

    Родители детей возраста от 1 года до 6 лет. Доход средний и выше.

  • Рекламные каналы.

    Родители детей живут в ближайших домах от места размещения развивающего центра. Рекламная компания концентрируется именно на них, ведь не каждому будет удобно возить ребенка на другой конец города.

    Методы воздействия: объявления на досках около многоквартирных домов, бесплатные открытые занятия, визитки и буклеты в детских садах района.

    Интересно. В 2018 году продвижению детского центра помогут социальные сети. Таргетированная реклама с гибкой настройкой позволит за небольшие деньги показать объявление именно тем мамочкам, которые воспитывают детей нужного возраста, проживают недалеко от детского центра и состоят в тематических группах по развитию малышей. Качественную настройку рекламы поможет сделать SMM специалист за 2000-3000 рублей.

  • Программы лояльности.

    В сфере образовательных услуг важно качество. Клиент не покупает товар, который может потрогать, а приобретает интеллектуальный продукт. Себестоимость такого продукта мала и составляет лишь сумму текущих расходов (зарплата, аренда, налоги), что позволяет предусмотреть гибкую систему скидок и программ лояльности. Например, скидка 50 % на обучение второго малыша из одной семьи. 10 % скидка на месячный абонемент тем родителям, которые привлекут друзей и их детей. Дополнительное бесплатное занятие тем, кто посещает школу более 6 месяцев.

Расходы на рекламу не постоянны: чем меньше загруженность центра, тем агрессивней должна быть реклама. Как только центр выходит на предельную мощность, рекламный бюджет урезается до уровня поддержания «теплого» имиджа компании. Ни в коем случае не следует отказываться от рекламы полностью.

Почему это актуально

Рисунок 2. Родители и дети

Рисунок 2. Родители и дети

К интеллектуальному развитию принято относить скорость мыслительных процессов, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. С рождения в ребёнке не заложен какой-то определенный уровень, поэтому задача взрослых научить ребенка мыслить и самообучаться в раннем детстве.

С уверенностью можно предположить, что каждый родитель мечтает об успехе своего ребенка. Однако лишь часть интеллектуальной базы передается по наследству. В большей степени умственные способности зависят от обучения и развития.

В России 13 млн дошкольников, каждый год рождается 2 млн. Очереди в муниципальных детских садах растут на 20 % ежегодно. 45 % детей не посещают детские сады. Родители 6 млн детей становятся потенциальными клиентами частных детских развивающих центров и школ.

Форматы бизнеса

Школа интеллектуального развития для детей – это идея, открытая для различных форм бизнеса. Отговорки об отсутствии стартового капитала не остановят целеустремленного предпринимателя. Сфера услуг, в том числе образование, достаточно гибкая ниша с низким порогом входа.

Первых клиентов можно найти среди знакомых или на досках бесплатных объявлений. Принимать и обучать детей возможно в собственном доме, а развивать собственные знания — на бесплатных курсах или с помощью видео-уроков. До стабилизации ситуации даже не придется регистрироваться как ИП или увольняться с текущей работы. Можно совмещать, пока новый вид деятельности не сравняется по доходности с основным.

Этот формат подойдет для тех, кто планирует самостоятельно учить дошкольников или малышей. Если же бюджет и масштаб мышления позволяет видеть немного дальше, то следующим решением станет студия интеллектуального творчества. Собственное или арендованное помещение, оформление в качестве ИП или ООО с кодом ОКВЭД 85.11, получение лицензии на оказание образовательных услуг, наемные педагоги и воспитатели, зона ожидания для родителей, оборудование и инвентарь для проведения занятий.

Справка. ОКВЭД — общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Документ, входящий в состав общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. При открытии ИП или ООО предприниматель или директор выбирает вид деятельности, в соответствии с которым планирует работать.
Кстати, о лицензиях. Постановление РФ от 16.03.11 №174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» не требует получения лицензии для тех, кто оказывает разовые занятия без последующей аттестации и выдачи документа об образовании.

Следующим витком развития является многофункциональный детский центр, который сможет удовлетворять дополнительные потребности детей и родителей. Например, совмещать в себе частный детский садик, игровую зону и школу интеллектуального развития.

Особо амбициозные предприниматели идут дальше, превращая собственное детище в бренд. Увеличивают количество филиалов по стране за счет продажи франшиз. Так, например, и поступили основатели сети детских центов «Бэби-клуб», родители пятерых детей Юрий и Евгения Белонощенко.

Рисунок 3. Преподаватель в группе по развитию детей

Рисунок 3. Преподаватель в группе по развитию детей

Сколько нужно денег, чтобы начать

Рисунок 4. Примеры оформления развивающих комнат

Рисунок 4. Примеры оформления развивающих комнат

Рисунок 5. Развивающие игрушки

Рисунок 5. Развивающие игрушки

Рисунок 6. Приспособления для развития интеллекта

Рисунок 6. Приспособления для развития интеллекта

Начинать можно с собственным запасом знаний в сфере детского дошкольного образования и комнатой, оборудованной для работы в мини-группе (3-5 детей). Обучающие материалы подсмотреть у коллег в интернете, приспособления для игр сделать своими руками. Этот вид деятельности можно назвать бизнесом «без вложений».

Первый вариант все же ближе к частной практике, если же рассмотреть идею детского центра, то вот упрощенный бизнес-план для работы по этой схеме.

Таблица 1. Разовые затраты

Разовые затраты

Вид расхода

Сумма, руб.

Оформление деятельности (ИП)

800

Методические пособия

14 000

Косметический ремонт и декорирование пространства

20 000 +\-

Создание сайта

15 000

Оборудование, в т. ч.:

59 600

3 стола

10 800

10 стульев

9 000

2 магнитные доски

4 500

2 дивана для родителей

13 400

Вешалка и шкафчики для детей

17 000

Музыкальный центр

4900

Итого

109 400

Таблица 2. Постоянные расходы

Постоянные (текущие) расходы, ежемесячно

Аренда помещения 50 кв. м

12 500

ЗП воспитателям

40 000

ЗП уборщице

5 000

Пополнение расходных материалов

4 800

Реклама

10 000

Налоги

14 400

Итого

86 700

Таблица 3. Расчет рентабельности

Количество детей

10

Количество часов в месяц

84

Цена одного часа

250

Выручка в месяц

210 000

Чистая рентабельность

0,58 +\- 0,10

10 детей занимаются 84 часа в месяц, оплачивая за каждый час 250 рублей. Рентабельность рассчитана исходя из полностью наполненной группы в течение месяца. Центр работает 21 день в месяц, расчёт скорректирован на половину используемых часов (21 д. × 8 ч. = 168 ч. \ 2 = 84 ч.

Справка. Рентабельность (прибыльность) — коэффициент, который показывает эффективность бизнес-деятельности. Рентабельность помогает понять, какая часть заработанного рубля превращается в прибыль. Чистая рентабельность отражает количество чистой прибыли на заработанный рубль после уплаты процентов, налогов, аренды, зарплаты. Например, коэффициент чистой рентабельности 0,58 означает, что 0,58 часть каждого рубля становится чистой прибылью предпринимателя.

Можно ли открыть бизнес по франшизе

За последние 3 года эксперты отмечают всплеск открытия студий детского развития на треть. Франшиза призвана ускорить запуск проекта, т. к. за паушальный взнос франчайзи (тот, кто приобрел франшизу) получит комплекс материалов, который закрывает основные потребности: бизнес-план, обучение, реклама, поддержка бренда, юридическая составляющая.

Таблица 4. Сравнительный анализ франшиз

 

Школа скорочтения Шамиля Ахмадуллина

Сема

Бэби-клуб

IQ007

Год начала франчайзинга

2015

2014

2009

2013

Количество франчайзи, шт.

57

400

239

325

Инвестиции, тыс. руб.

350

350

2 000–2 500

120–2 000

Паушальный взнос тыс. руб.

200–700 (в зависимости от населения города)

170

600–2 000

95–1 950

Роялти, тыс. руб.

20–50 (в зависимости от населения города)

7

15–37 (в зависимости от населения города)

3–25

Срок окупаемости, мес.

3–7

4–8

18

4–8

Яркий видео-обзор франшизы от команды Бэби-клуб