Представляем вашему вниманию маркетинговое исследование рынка натуральных соков в России на 2014 г. с прогнозом на ближайшее несколько лет. Из обзора вы узнаете о выгоде, которую могут получить представители малого бизнеса от введенных санкций и значительного ослабления курса рубля.

Сегодня экономика России претерпевает значительные изменения, которые зеркально отражаются на деятельности всех видов бизнеса. Данные изменения затронули и рынок по производству и продаже соков.

Если в 90-е годы на рынке соков преобладал импорт (около 90% продукции), то сейчас основную долю рынка занимает отечественная продукция (доля импорта 2-5%). На сегодняшний день на российском рынке представлено около 2 300 наименований соковой продукции.

Интерес к потреблению соков возрастает, поскольку в обществе наблюдается стремление к здоровому образу жизни. Производители акцентируют внимание на натуральные свойства напитков, за счет чего активно развивают категорию органических соков и соков с дополнительными полезными свойствами.

В 2013 году категории соков со здоровым позиционированием показали 6% рост в натуральном и 14% рост в денежном выражениях.

Производство соков в России. Основные показатели

Диаграмма 1. Объем производства соков в 2011-2014 гг., млрд. литров

Диаграмма 1. Объем производства соков в 2011-2014 гг., млрд. литров

Объем производства соков в 2014 году составил более 3 млрд. литров, что превышает показатели 2013 года в среднем более чем на 2,3%.

Лидирующая позиция в производстве соковой продукции принадлежит нектарам (38% от общего объема производства), далее идут яблочные (13%) и томатные (5%) соки.

Диаграмма 2. Структура производства соковой продукции по видам в натуральном выражении, %

Диаграмма 2. Структура производства соковой продукции по видам в натуральном выражении, %

При более детальном рассмотрении фруктовых соков можно увидеть, что предпочтение россиян отводится следующим лидерам – яблочному, мультифруктовому и апельсиновым сокам, что составляет соответственно 24%, 23% и 19% от общего объема производства фруктовых соков.

Диаграмма 3. Структура производства фруктовой соковой продукции по видам в натуральном выражении, %

Диаграмма 3. Структура производства фруктовой соковой продукции по видам в натуральном выражении, %

Основными производителями сока в РФ являются две международные компании – PepsiCo и Coca-Cola. Общая рыночная доля этих компаний составляет приблизительно 82%.

Диаграмма 4. Доли рынка производителей, %

Диаграмма 4. Доли рынка производителей, %

К крупнейшим производителям соков – ТОП-10 относятся следующие компании:

  1. ООО «PepsiCo» (Московская обл.)
  2. ООО «Coca-Cola» (Нижегородская обл.)
  3. ОАО «Денеб» (Дагестан)
  4. ЗАО «Торгово-промышленная компания «Дана» (Курская обл.)
  5. ООО «Фирма «Нектар» (Самарская обл.)
  6. ООО «Национальная водная компания «Ниагара» (Челябинская обл.)
  7. ООО «Дикомп-Классик» (Саратовская обл.)
  8. ЗАО «Леда» (Тульская обл.)
  9. ООО «Производственно-коммерческая фирма «Алиса» (Татарстан)
  10. ООО «Белогорье и К» (Белгородская обл.)

Причем, отечественные компании показывают более стремительный рост, нежели международные Пепсико и Кока-Кола (6% и 8% соответственно). Региональные компании, показали в 2014 году очень стремительный рост оборотов. На 64% выросла «Ниагара», и на 21% выросла «Дикомп-Классик» по сравнению с предыдущим годом.

Импорт концентрированных соков

В производстве соков Россия очень зависима от импорта сырья. Вся готовая продукция делается из концентратов сока. Заводы по производству концентрированных соков располагаются в непосредственной близости от места произрастания плодов. Поскольку многие овощи и фрукты либо не растут на территории России, либо их производство недостаточно, на помощь приходят импортные концентрированные полуфабрикаты.

В качестве примера рассмотрим ситуацию с производством яблочного сока. Сок из основных сортов российских яблок, по мнению потребителей, получается кислым. Поэтому в его производстве используются концентрированные соки из южных стран, которые изготовляются из более сладких сортов яблок. Китай и Украина обеспечивают соответственно 54 и 35% концентрата яблочного сока.

В 2014 году крупнейшими странами-импортерами концентрированных соков являются Китай (18% от общего импорта в стоимостном выражении), Нидерланды (14%) и Украина (11%). Израилю, Польше, Болгарии, Испании, Германии, Ирану принадлежат 38% от общего импорта в стоимостном выражении.

Диаграмма 5. Импорт концентрированных соков по странам-поставщикам, 2014г. в стоимостном выражении, %

Диаграмма 5. Импорт концентрированных соков по странам-поставщикам, 2014г. в стоимостном выражении, %

С января по сентябрь 2014 года общий объем импорта концентрированных соков составил 136,5 млн. литров, что соответствует 9,5 млрд. рублей.

Экспорт соковой продукции

Экспорт соковой продукции в основном направлен на постсоветское пространство: Казахстан, Украину, Белоруссию, Киргизию, Туркмению, Армению, Абхазию, Таджикистан, Грузию. Самыми крупными покупателями соков российского производства являются Казахстан (42,95% от общего экспорта в стоимостном выражении), Украина (16,36%) и Белоруссия (16,18%).

Диаграмма 5. Экспорт соков по странам-получателям, 2014 г. в стоимостном выражении, %

Диаграмма 5. Экспорт соков по странам-получателям, 2014 г. в стоимостном выражении, %

Экспорт соков отечественного производства с января по сентябрь 2014 года составил 15,94 млн. литров, что соответствует 601,6 млн. рублей.

Перспективы рынка по производству соков в России

Рынок производства соков в РФ является достаточно сформировавшимся, поэтому вход новых компаний на рынок является сложным. Помимо наличия на рынке крупных монопольных конкурентов, ситуация осложнилась еще и в сырьевом направлении.

Принятое Правительством РФ с 7 августа 2014 года эмбарго на импорт из стран Австралии, Украины, США, Канады, Норвегии и ЕС, затронувшее, в том числе, и fresh-сегмент еще больше усугубило вопрос с сырьем для соков.

Местных фруктов и овощей не хватает для обеспечения внутренних потребностей страны, а часть из них вообще не растет на территории России, поэтому пришлось ускоренными темпами переориентироваться на импорт фруктов и концентрированных соков из Турции, Китая и стран Латинской Америки. Многие эксперты считают, что это не лучшим образом повлияет на качество продукции.

Как искать поставщиков в Китае узнай первым

В сложившейся ситуации российским производителям соков, наверняка хотелось бы минимизировать зависимость от импорта фруктового и овощного сырья. Вопрос об импортозамещении фруктово-овощной продукции сегодня стоит очень остро.

Поскольку малому предприятию выйти на рынок соков скорее всего не удастся, то оптимальнее всего рассмотреть направления бизнеса, которые являются поддерживающими и дополняющими данную отрасль. Крупные производители соков будут идти навстречу, и налаживать отношения с местными заготовительными и перерабатывающими предприятиями.

Нетривиальные способы поиска инвесторов

Интересными направлениями бизнеса в поддержании сокового рынка России могут выступать:

  1. Сырьевое направление – это плодоводство и овощеводство.

    Тут с уверенностью нужно отметить, что развитие в данном направлении сельхоз сектора неизбежно для России. По всем прогнозам российские производители смогут увеличить объем производства овощей не ранее конца лета – начала осени 2015 г., косточковых фруктов не ранее 2018-2020 гг., яблок и груш – не ранее 2020-2023 гг.

    Наиболее благоприятные территории для этого – Южные регионы страны.

  2. Также на сегодняшний день ощущается нехватка современных овоще- и фруктохранилищ, ряда технологий, которые позволят сохранять урожай до следующего года. С ростом сельского хозяйства будет расти спрос на профессионально оборудованные помещения для хранения овощей и фруктов.

Крупные производители соков в России заинтересованы поддержать мелкий и средний бизнес, который обеспечит весь цикл производства их готовой продукции - соков. Недорогое и качественное сырье для производителей – это прерогатива. И они будут заинтересованы и вовлечены в развитие фермерских хозяйств, предприятий, обеспечивающих логистику на всех звеньях производства – начиная от сбора урожая до переработки, сублимации полуфабрикатов для производства готовых к потреблению конечными покупателями продуктов. Сложившаяся ситуация на рынке создает все предпосылки для начала успешного бизнеса в выращивании, переработке и хранении овощей и фруктов. На сегодняшний день это низко конкурентный бизнес с большими возможностями и перспективами.


Материал подготовлен консалтинговой группой Success Brand Management

Скачать бесплатно маркетинговое рынка соков в России за 2014 год

Использованные источники:

  • Отчет КГ Success Brand Management – «Анализ рынка производства и продаж безалкогольных напитков России»
  • Отчет КГ Success Brand Management – «Анализ рыночной целесообразности открытия завода по производству соков на земельном участке в Ленинградской области близ поселка Васкелово»
  • Федеральная Служба Государственной Статистики
  • Федеральная Таможенная Служба
  • Интервью с Натальей Ивановой – президентом Российского союза производителей соков, сайт Российского Союза производителей сока
  • Интервью с Али Экбер Йылдырым (Ali Ekber Yildirim) – членом правления Международной федерации производителей соков и генеральным секретарем Ассоциации соковой промышленности (MEYED)
  • Euromonitor International
  • ИА Крединформ
  • ИА Итар-Тасс
  • МА Step by Step
  • МА Технологии Роста