Директор агентства недвижимости Директор агентства недвижимости "ТНТ Центр" Лариса Назарова

Бытует мнение, что посредники на рынке недвижимости получают за свои услуги весьма немалые суммы. С другой стороны, нельзя не отметить растущую конкуренцию в этой сфере и известное недоверие наших граждан к риэлторам. Так насколько этот бизнес действительно реален и привлекателен? Какие трудности сопутствуют начинающим агентам? О специфике работы с квадратными метрами нам поведает член Российской Гильдии Риэлторов, директор агентства недвижимости «ТНТ Центр» Лариса Назарова.

Здравствуйте, Лариса! Скажите несколько слов о Вашем бизнесе, что послужило стимулом к его созданию? И почему выбор пал именно на недвижимость?

Здравствуйте! Могу сказать, что открытие собственного агентства стало для меня скорее вынужденной мерой, чем шагом на пути к заветной мечте. Но сейчас я ничуть не жалею, что обстоятельства тогда сложились именно так, а не иначе. В очередной раз убеждаюсь, что все, что ни делается – к лучшему.

Началось все в далеком 1998 году. Я работала в нотариальной конторе, благодаря чему получила достаточно полное представление о законодательстве, регулирующем операции с недвижимым имуществом. Мой доход тогда меня вполне устраивал, и жаловаться на жизнь не приходилось. Однако в 1997 году обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью отменили, и поток клиентов резко сократился. Куда чаще заходили дамы преклонного возраста, раскладывающие на моем рабочем столе книги довольно подозрительного содержания. И вот тут пришлось серьезно задуматься о дальнейших планах на будущее. 

Решение о создании своего агентства пришло не сразу, сначала планировала заниматься покупкой за валюту и перепродажей вычислительной техники. Но, к моему  большому счастью, податься в эту сферу я не успела. Наступил кризис, и столкнись я с этой ситуацией хоть на год раньше, обязательно бы прогорела. Поэтому недвижимость осталась для меня самой близкой и знакомой сферой деятельности и, как потом выяснилось, оказалась моим счастливым билетом в достойное будущее. 

Сложно было организовать бизнес с нуля? Что, по Вашему мнению, было самым сложным на начальных этапах работы?

Знаете, все познается в сравнении. В свете сегодняшнего положения дел на рынке недвижимости, можно сказать, что тогда трудностей практически не было. Когда я начинала, кажется, сама судьба благоволила заниматься подобным бизнесом, эта рыночная ниша была практически свободна. Сейчас, конечно, рассчитывать на удачное стечение обстоятельств не приходится.

На тот момент времени самым сложным был процесс общения с потенциальными продавцами и покупателями. Говорят, пока в воду не попадешь, плавать не научишься. Вот и приходилось бегать целыми днями, учиться «плавать». Мы ведь, в первую очередь, работаем с людьми, а не с квартирами. Тут и сейчас не все так просто, как может показаться.

Специфика нашей деятельности такова, что человек чаще всего до обращения к агенту уже составил представление о том, когда и за сколько ему нужно продать или купить недвижимость. И как вы думаете, кто виноват, если не укладываемся в сроки или приходится снижать цену? В большинстве случаев агент. Поэтому только многолетний опыт общения помогает наладить контакт с клиентом и грамотно оформить сделку. Если у человека нет врожденного чувства такта, на первых порах в этом бизнесе ему придется очень нелегко.

А сколько составлял Ваш стартовый капитал? Потребовались какие-то крупные вложения?

Основной мой стартовый капитал – это мои ноги и непреодолимое желание зарабатывать. А если говорить о денежном выражении затраченных средств, то эта цифра была тогда настолько несерьезна, что даже и вспоминать смешно. Несколько десятков тысяч мне вполне хватило, причем взяла я их из собственных накоплений. Как сейчас помню яростные протесты родственников, когда увезла из дома в офис последний компьютер.

Крупных вложений абсолютно не потребовалось, мы ведь работаем в сфере услуг, тут все гораздо прозаичнее. Опять же, какие затраты ожидают риэлторов сегодня? Главным образом, это реклама. Суммы то вертятся немалые, попробуй, убеди клиента отдать свои кровно заработанные именно тебе. Сейчас в лучшем случае понадобится 150 тысяч, это минимум.

Поскольку на тот момент конкуренция была сведена к минимуму, тогда передо мной таких проблем не стояло. Достаточно было поместить объявление в специализированных газетах, и клиенты находились сами. Дела пошли в гору буквально с первого дня. Как только появился дополнительный капитал, наняли юристов, бухгалтера, закупили компьютеры, словом, превратились в полноценную, уважающую себя, фирму.

  Вход в агентство недвижимости «ТНТ Центр»

Хотите узнать как получить от государства 300 тысяч рублей на создание собственного бизнеса? Тогда читайте нашу инструкцию по получению гранта на открытие своего дела. Помимо этого рекомендуем ознакомиться с рассказом предпринимателя Петра  Татаринцева, о том как он получил субсидию от государства.

Какую организационно-правовую форму выбрали при регистрации, и что повлияло на Ваш выбор? По какому режиму налогообложения работали?

Я сразу выбрала закрытое акционерное общество. Главный аргумент в пользу этой формы – изначальный план регистрировать именно акционерное общество. Да, весьма избитая и банальная причина, но она имеет место быть. Возможно, тогда мною еще руководили какие-то амбиции, желание со временем преобразоваться в открытое общество, выпускать и продавать акции.

По крайней мере, действовать в этой форме было достаточно удобно, не было необходимости регистрировать в налоговой инспекции изменения состава учредителей. Можно сказать, благодаря этому, многих лишних проволочек удалось избежать. Отнес в банк выписку из реестра акционеров и спи спокойно. Даже представить страшно, сколько бумаг пришлось бы собирать, зарегистрируй мы открытое общество.

Что касается налогообложения, то как только появилась возможность, сразу перешли на упрощенную систему. Как и следовало ожидать, она нам значительно упростила жизнь – отпала необходимость сдавать балансы, содержать бухгалтера. Это действительно большое послабление для малого бизнеса, было бы глупо им не воспользоваться.

Выбор организационно-правовой формы ведения бизнеса в первую очередь зависит от специфики бизнеса, ну и от желания предпринимателя, при этом «Фабрика манимекеров» рекомендует для малого предпринимательства использовать формы ИП или ООО, как наиболее простые с точки зрения документооборота и сложности регистрации.

Направо пойдешь – недвижимость продашь, налево пойдешь…иди направо

А как у Вас складываются отношения с проверяющими органами?

Не без облегчения замечу, что проверять нас особо некому. В основном эти обязанности возлагаются на Федеральную службу по финансовому мониторингу, с которыми у нас, к счастью, пока недопонимания не возникало. Сведения им предоставляются только по наступлению определенного случая, при этом может проверять и прокуратура.

Нас проверяли всего один раз представители непосредственно самой службы, прислали запрос на перечень документов, которые мы им отправили по почте. Собственно, на этом все и закончилось.

За этой дверью можно еще получить консультацию по вопросам ипотеки от Сбербанка

Как вы думаете, на чем держится Ваш бизнес? Без чего его существование невозможно?

Здесь можно надолго пуститься в пространные рассуждения, но выделить что-то одно достаточно сложно. Наверное, я никого не удивлю, заявив, что в любом деле нужно принимать во внимание каждую мелочь. Опять же, повторюсь, первое время придется учиться общаться с людьми, настраивать себя на эту работу психологически. Далеко не редки ситуации, когда приползая домой с языком на плече, приходится ехать на очередной показ, который, скорее всего, не увенчается успехом.

Сегодня положение агента на рынке, главным образом, определяет его профессионализм. Не раз мне доводилось видеть молодых людей, которых в этом бизнесе прельщают заоблачные размеры заработка. Однако при этом они забывают о том, что без стартовой площадки в виде многолетнего опыта, не стоит сразу надеяться на большой уровень дохода. Держится бизнес, в основном, на компетентности самого руководителя и его агентов, их умении просчитывать риски, предвидеть развитие ситуации на рынке. При этом я вовсе не имею ввиду, что эта профессия – удел ясновидящих, со временем эта способность обязательно приходит и развивается.

Офис агентства недвижимости «ТНТ Центр»

Какие плюсы и минусы Вы видите в своем деле? Сейчас, оглянувшись назад, можете ли Вы сказать, что все это было не зря? Хотели бы заниматься чем-то другим, если бы была такая возможность?

Кто знает, если бы не внешние обстоятельства, может быть, мне и в голову не пришла бы мысль открыть собственное агентство. Но, тем не менее, мой ответ на этот вопрос – безусловно, да, я стала бы этим заниматься. И в настоящее время меня больше ничего не привлекает, мне кажется, никакой другой бизнес не дал бы мне столько бесценного жизненного опыта, сколько я получила, будучи риэлтором.

Я с полной уверенностью могу заявить, что дело, которым я занимаюсь, принесло мне все то, чего я от него ожидала.

  • Во-первых, это благодарность моих клиентов, которые до сих пор звонят мне и поздравляют с праздниками. Что может принести большее удовлетворение от работы, как не сознание того, что ты реально помогаешь людям?
  • Во-вторых, это достаточно высокий уровень дохода, который непросто получить женщине в других сферах деятельности.

Что касается минусов, то тут тоже сложно ответить однозначно. Скорее, назову это не минусами, а издержками профессии. В первую очередь, мы должны соблюдать интересы своих клиентов, а их у нас немало. Причем встречаются люди и своеобразные, а иногда и вовсе, негативно настроенные по отношению к риэлторам. Мол, квартиру я сам продать не могу, но за вами все равно буду смотреть в оба глаза, мало ли что. Плюс сложность в планировании своих поступлений, но это тоже, скорее, своя особенность, нежели минус.

В этом небольшом помещении переходят из рук в руки сотни квадратных метров

А что в целом можете сказать о перспективах малого бизнеса в России? Созданы ли государством в настоящее время благоприятные условия для его развития?

Думаю, что перспективы весьма не радужные. Крупный бизнес стремится все под себя подмять, и ему везде – зеленый свет. Хотя, во всяком случае, за свою сферу деятельности могу сказать, что она в помощи государства особо и не нуждается. В нашем бизнесе значительных трудностей не возникает, если человек профессионал своего дела. Достаточно учиться и отличаться трудолюбием – тогда и перспективы большие.

По поводу создания условий, опять же, скорее нет, чем да. Мне кажется, льготы и послабления государства сложно назвать помощью в полном смысле этого слова. Сегодня она ограничивается законодательным регулированием, вот, пожалуй, и все. Чтобы рассчитывать на какую-то реальную поддержку, нужно собрать тонны документов, а любая бумажная волокита для малого бизнеса разрушительна.

Что думаете о ведении бизнеса по франшизе? Это выгоднее, чем организовывать дело самостоятельно?

Как по мне, то предпочла бы вести бизнес самостоятельно. Но ничего против франчайзинга, в принципе, не имею. Думаю, что если помимо торговой марки франшиза включает в себя схемы поставок, описание бизнес-процессов, необходимое оборудование, то для начинающего предпринимателя приобретение франшизы может стать хорошим стартом. Тем более, если рынок конкурентный, раскрутить свою марку проблематично, а работа под брендом известной компании может принести достаточно большой доход. 

Об основных понятиях франчайзинга читайте здесь, так же рекомендуем ознакомиться с нашим каталогом франшиз,  может вы найдете для себе готовую бизнес-модель и пополните, ряды предпринимателей.

Как планируете развивать свой бизнес в будущем? Есть какие-то конкретные ориентиры?

Ориентиры есть, и тактические, и стратегические. В планах на ближайшее будущее – укрупняться, расширять штат. Работники обучаются, сделки оформляются, жизнь идет своим чередом. В скором времени планируем создание еще одного офиса. Что касается долгосрочных планов, то хотелось бы перерасти в инвестиционную компанию. Вот видите, все никак не оставлю свои стремления выпускать акции. Прямо наваждение какое-то.

Утро начинается не с кофе

Ну и напоследок, какой  совет Вы могли бы дать всем тем, кто хочет организовать собственный бизнес? Может быть, есть какие-то пожелания?     

Занимайтесь любимым делом, тогда будет и воодушевление, и поток идей, и желание постоянно совершенствоваться. Как по мне, так это те три кита, на которых держится успех любого бизнеса. Если человек чем-то действительно увлечен, то он своим энтузиазмом заражает остальных, а это не может не принести свои плоды. А еще детально вникайте в свою профессию и постоянно учитесь чему-то новому. И не забывайте, что жизнь, которую вы можете прожить, действительно стоит преодоления всех преград.