Александр Александр

Мобильные устройства перевернули мир своим появлением. Сегодня мало кто мыслит свою жизнь без сотового телефона, персонального компьютера планшета и прочей техники. Однако ничто не вечно под луной и в жизни всегда есть место случаю – устройства падают, разбиваются, заливаются водой и в таком случае им нужен ремонт. Сегодня мы поговорим с владельцем мастерской по ремонту мелкой техники, который создал свой бизнес в прямом смысле с нуля. Александр расскажет нам о подводных камнях данного дела и поделится своим опытом.

– Добрый день, Александр! Вы говорите, что начали свой бизнес с нуля. Это действительно так?

Да, это абсолютная, правда. Когда я начинал, у меня не было ничего, кроме знаний по радиоэлектронике в голове и огромного энтузиазма. На дворе 2004 год. Люди тогда только начали обзаводиться сотовыми телефонами и компьютерами. Стояли они в то время достаточно недешево, и потребность в ремонте данных устройств была очень актуальна.

– Как вы развивали свое дело?

Первое помещение, с которого все начиналось
Первое помещение, с которого все начиналось

Признаться честно, о развитии как о таковом я задумался относительно недавно. До этого момента я относился к бизнесу как к обычной работе. Просто кто-то работает на других, а я работал на себя. Конечно, развитие было – я постепенно обзаводился необходимым оборудованием, к ремонту присоединилось оказание услуг по настройке и продажа аксессуаров, которые становились все востребованнее с течением времени. Появлялись постоянные клиенты, а вместе с ними и конкуренты росли вокруг как грибы. Но мы работали и потихонечку росли.

– Вы говорите о конкурентах? Ведь дело такое специфическое и требует соответствующих знаний.

Да, на наш небольшой городок с населением в 100 тысяч человек существует около 20 мастерских по ремонту. О знаниях это вы верно подметили – не все ими обладают. Несмотря на конкуренцию, мы все дружим между собой, и отдельные люди вызывают профессиональное уважение, а клиентов других мне искренне жаль. По незнанию отдельные горе-мастера портят технику, порой без возможности восстановления. К счастью, таких случайных людей очень мало и они редко задерживаются надолго.

Примечание: читайте об актуальных бизнес идеях подходящих для небольшого города.

– Отражается ли такая конкуренция на вашем заработке?

Сказать, что не отражается совсем, было бы не честным. Однако, у каждой мастерской есть свои клиенты и мы практически не переходим друг другу дорогу. Я еще раз повторюсь, что относился к делу как к работе долгое время и мой доход никогда не был ниже средней зарплаты по городу, а скорее превышал ее в разы.

К тому же я никогда не видел в других мастерских именно конкурентов. Мы дружим со всеми мастерами и все они у нас частые гости. Одни приходят за советом в сложной ситуации, другие купить запчасть, третьи просто поздороваться и выпить кофе. При этом я всегда могу рассчитывать на взаимность с их стороны.

– Вы ведете свой бизнес официально?

Да, я все эти годы я зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и исправно плачу налоги и взносы в пенсионный фонд. Вида деятельности у нас два: торговля и оказание услуг населению.

– Кто ведет вашу бухгалтерию?

Учет товаров и услуг мы ведем сами, а отчеты в налоговую службу нам готовит частная бухгалтерская фирма.

Примечание от Фабрики Манимейкеров: настоятельно рекомендуем изучить материал интернет-бухгалтерия «Мое дело», из статьи вы узнаете как можно самостоятельно вести налоговый и бухгалтерский учет экономя деньги на оплате услуг профессиональных бухгалтеров. 

– Сколько лет вы уже существует ваша фирма?

Андрей, мой первый наемный работник и просто хороший человек
Андрей, мой первый наемный работник и просто хороший человек

В общей сложности мы работаем уже 8 лет. За это время многое поменялось. Я начинал в одиночку с небольшого арендуемого помещения. Потом у меня появился наемный работник. Замечательный парень Андрей, который проработал у меня на протяжении двух лет.

Он занимался приемом техники в ремонт и общением с клиентами. Наши пути разошлись по причине того, что Андрею нужна была зарплата повыше в связи с тяжелой обстановкой в семье и я не стал его держать. Его место заняла моя жена, и получился такой своеобразный семейный подряд.

Примечание от Фабрики Манимейкеров: от том как правильно оформить прием сотрудника на работу читайте в нашем материале:  Порядок приема на работу (ИП и ООО).

– Вы работаете с женой? Как у вас получается разделять семейные отношения и работу?

Визитка компании
Визитка компании

Да, на протяжении последних трех лет мы работаем вместе. Ваше удивление нам знакомо. Многие считают невозможным такой подход к делу. Так сложилось, что жене пришло время выходить из декрета, а мне нужен был работник. Вот и совместили приятное с полезным.

Разделение случилось как-то само собой. Просто на работе мы решаем рабочие вопросы, а дома – домашние. Работать с близким человеком проще, так как знаешь, что всегда можешь ему доверять. К тому же, за время работы она приобрела достаточный опыт и стала на «ты» с техникой. В 99% случаев неисправность определяется прямо на приемке.

– Какие у вас планы на будущее?

Решепшен в новом помещении
Решепшен в новом помещении

Планы есть и они уже сейчас находятся на стадии реализации. В самом начале вашего разговора я сказал вам, что задумался о развитии бизнеса. Дело в том, что нам стало тесно в том помещении, которое мы арендовали последние три года. Расширился спектр услуг, работы стало больше, и нам понадобился еще один мастер.

Но помещение площадью в 12 квадратных метров просто не позволяло разместить еще одно рабочее место. Не хватало места и для витрин. А еще хотелось организовать для наших клиентов уголок ожидания, ведь большинство ремонтов выполняется очень быстро – 30-40 минут.

Мы нашли помещение, удовлетворяющее нашим требованиям, и на данную секунду находимся в стадии переезда. Оно еще не до конца оборудованное и хвастаться особо не чем. Уже заказана реклама и мебель. Из готового только стойка ресепшена.

Мой стол как видите еще в пути, и пришлось соорудить временный вариант.

Временный вариант рабочего стола в ожидании заказанной мебели
Временный вариант рабочего стола в ожидании заказанной мебели

Когда мы шли на этот шаг, то очень переживали, что в первый месяц пока помещение не оборудовано работы не будет. Однако наши клиенты разубедили нас в этом. Люди пришли в тот же день когда мы забрали ключи и подписали договор аренды. Именно поэтому переезд затянулся. Нам просто не хватает времени – люди звонят и приходят, рассчитывая на нашу помощь и мы не в силах им отказать, так как отказывать клиентам не в наших правилах.

– Александр, вы говорите о расширении спектра услуг, что вы имеете в виду?

В первую очередь, расширился список техники, которую мы ремонтируем. Я начинал с ремонта сотовых телефонов и постепенно стали обращаться с ремонтом компьютеров, ноутбуков, появились смартфоны и планшеты. Также часто приносят в ремонт автомобильные навигаторы и регистраторы, электронные книги.

Помимо этого мы стали заниматься продажей запчастей для других мастеров – еще один повод переезда в помещение побольше, не хватало места под склад. Также людьми востребованы услуги по распечатке фотографий, изготовление ксерокопий, загрузка мелодий, картинок тем, установка операционных систем и программ на компьютер. Теперь мы будем все это осуществлять. 

– Как вы рекламируете себя?

Мы рекламируем себя качеством своей работы. Да-да, вы правильно поняли – основным видом нашей рекламы является, так называемое «сарафанное радио». Наши клиенты сами рекламируют нас, советуя своим близким и знакомым. И это радует, ведь ощущение, что ты действительно помог человеку, и он остался доволен твоим сервисом бесценно. Пожалуй, в данной сфере – это самый эффективный метод рекламы.

Lukey 852AD
Lukey 852AD

Порой довольные нами клиенты берут по несколько визиток с целью раздать их своим друзьям.  Конечно же, у нас есть уличные вывески, которые привлекают внимание и рассказывают об основных наших услугах. Также в разработке и уже практически готов к запуску интернет-сайт с интегрированным в него онлайн-магазином.

В связи с нашим переездом к нам заходит много постоянных клиентов просто в гости, увидев наш штендер, который стал узнаваем. Кто-то из них говорит, что искал нас в то время, пока мы были закрыты на переезд, а кто-то приходит просто в гости – поздороваться и поздравить с открытием.  

– Сколько всего денег было вложено в вашу фирму?

Это сложный вопрос. Вкладывалось все постепенно и по мере необходимости. Львиная доля всегда уходила на аренду помещений, ведь в данном бизнесе очень важно расположение точки в очень людном месте. Конечно, если бы начать со своего помещения, то расходов было бы меньше.

Но само то, что Ессентуки курортный город подразумевает очень высокие цены на недвижимость. Помещения в центре города сравнимы по стоимости с московским регионом и мало кто может позволить себе выкупить его. Часть средств вложено в оборудование, которое стоит достаточно недешево – к примеру, цены на паяльную станцию для системных плат ноутбуков начинаются от 60 тысяч рублей.

А эта станция капля в море от требуемого ассортимента оборудования  - еще нужно несколько паяльников, хороший микроскоп, ультразвуковые ванны различных размеров, паяльные фены различной мощности, блоки питания, специальные боксы для прошивки телефонов (по одному на каждую марку и поколение телефонов). Никогда не считал, но навскидку по рыночным ценам оборудование мастерской потянет на 300-400 тысяч рублей. Еще часть уходит на закупку запчастей и комплектующих для ремонта. В среднем оборот по запчастям за год составляет около 500 тысяч рублей.

– Затраты окупились?

Я уже говорил, что оборудование приобреталось по мере надобности. А это значит, что был спрос и потребность в нем. Да оборудование, при наличии умной головы на плечах окупается очень быстро. Запчасти обычно заказываются под конкретные ремонты – это что касается дорогих запчастей, когда стоимость самой детали доходит до 8-9 тысяч рублей. Поэтому окупаемость запчасти происходит сразу после выдачи аппарата клиенту. 

Актуальные и востребованные запчасти конечно всегда должны быть на складе – это в деньгах около 100 тысяч рублей. Сейчас в связи с переездом потребовались дополнительные вложения на покупку мебели, разделение помещения на зоны, организацию вентиляции, но и эти затраты оправданы и окупятся в скором времени. Сегодня мы уже можем себе это позволить и испытываем в этом потребность.

– Подходит ли этот бизнес для всех?

Я бы так не сказал. Скорее это дело для людей влюбленных в технику(смеется). Конечно, можно подойти к этому с серьезными намерениями и нанять мастеров на работу, закупить оборудование и запчасти, однако в таком случае на самоокупаемость дело будет выходить долго.

К тому же в разных регионах свои потребности и менталитет. Мы общаемся со многими мастерами со всей России, и опыт показывает различный потребительский спрос в разных городах. К тому же я считаю, что работа должна быть в первую очередь любимым делом. Тем, кто хочет начать зарабатывать на ремонте электроники, я советую начинать так же с нуля, как и я. Если у человека есть потенциал, то он быстро обрастет постоянными клиентами, которые позволят развиваться.

Сейчас начать проще, чем 8 лет назад – нет проблемы с запчастями, в интернете масса информации по разбору и ремонту техники, оборудование стало доступнее. Если человек подойдет к делу с достаточным упорством, то придет к успеху он достаточно быстро. Это не то дело, на котором можно заработать миллионы, но стабильный и приличный доход оно всегда обеспечит.

– Есть ли подводные камни в ремонте электронике, как в виде заработка?

Разбитый телефон

Да они есть, как впрочем, и везде. В последнее время появилось очень много достаточно дорогих устройств и когда они попадают в ремонт, то появляется достаточно большая ответственность. Например, смартфоны последних моделей стоят порядка тысячи долларов, при этом являясь достаточно сложными техническими устройствами. Риск повредить дорогую запчасть при разборе очень велик и спасает только многолетний опыт.

Есть и недобросовестные клиенты, но их к счастью не много. За 8 лет собралось несколько коробок не забранной из ремонта техники, в которую были вложены средства и время. Но на общем фоне это мелочи. К тому же такого рода неприятности случаются, в любом деле и мало кто из предпринимателей может похвастаться полным отсутствием проблем.

– Спасибо вам, Александр, за столь подробный рассказ. Желаем вам успехов в уже существующем деле и новых начинаниях.

Это вам спасибо за интервью и возможность рассказать о любимом деле и поделится опытом с читателями. Также желаю вашему проекту процветания. Вы занимаетесь очень полезным делом, которое помогает начинающим предпринимателям поверить в себя и добиться успехов!