Йогурт – кисломолочный продукт, изготовленный из нормализованного молока, заквасочных микроорганизмов и фруктовых добавок. Сейчас он является одним из самых популярных среди россиян пищевых продуктов. На это, в частности, указывает большая фактическая емкость российского рынка йогурта и ее рост.


Оценка перспектив бизнеса

Согласно прогнозам, уже до 2014 года рынок вырастет на 5% в физическом выражении. И это далеко не предел. Так, если европейцы потребляют в среднем около 20 кг йогурта в год, то в России эта цифра ниже – всего 3-5 кг. Учитывая, что йогурт является «здоровым» продуктом, можно уверенно прогнозировать увеличение потребления и рост рынка в будущем.

Йогурт - продукт, ориентированный на потребительскую целевую аудиторию, т.е. на рядовых граждан. Его покупают его в самых различных торговых точках – продуктовых гипермаркетах и супермаркетах, универсамах, обычных продовольственных магазинах, в павильонах, на рынках. При этом его особенности накладывают определенный отпечаток и на построение каналов сбыта продукции.

В частности, нужно учитывать относительно короткий срок хранения, требующий быстрой доставки йогурта из производства в торговую сеть. В этой связи следует выделить два возможных подхода к управлению сбытом – через посредников и самостоятельный сбыт.

  • В первом случае можно заключить договор с компанией-оптовиком, которая будет осуществлять оптовые закупки, забирая один раз в 2-3 дня произведенную продукцию непосредственно с производственного участка, самовывозом. В качестве плюсов такой организации стоит назвать: во-первых – гарантированный сбыт продукции; во-вторых – минимальные затраты на управление ним. В качестве минусов – потери в цене реализации. Поскольку минимум 15-20% от возможной цены йогурта составит скидка для оптовика.
  • Второй вариант – осуществлять самостоятельные поставки, снабжая торговые точки собственной продукции. В этом случае наценка оптовика будет оставаться в собственном распоряжении. Однако – потребуются дополнительные затраты – на приобретение транспорта (тех же Газелей), холодильное оборудование для хранения, оплату труда водителей, экспедиторов. Как показывает практика, самостоятельный сбыт имеет смысл при достаточно больших объемах производства, как минимум соответствующих среднему бизнесу по производству йогурта.

Также нужно учесть, что малый и средний бизнес сможет эффективно обслуживать далеко не все торговые точки. В частности, достаточно проблемным видится прямое сотрудничество с сетевиками, которые выдвигают жесткие условия перед поставщиками - по ассортименту, срокам и географии поставки.

Технологический процесс 

Бизнес-идея предполагает производство фруктового йогурта (однородного, без кусочков натуральных фруктов), который будет изготавливаться из коровьего молока 2-го сорта, сахара и сиропов натуральных плодов и ягод. Согласно ГОСТ, для его изготовления потребуется молоко с содержанием жира 3,5-4%, сахара – 5% и сухих веществ – 21%.

Технологический процесс изготовления йогурта состоит из нескольких операций:

  1. На перовом этапе осуществляется прием, подготовка и очистка исходного сырья, путем пропускания молока через соответствующий фильтр.
  2. Далее очищенное молоко нормализуется - с точки зрения содержания жиров - на сепараторе-нормализаторе.
  3. Затем в смесь добавляются компоненты и добавки (по рецептуре) и, путем диспергирования, ей придается однородная структура.
  4. Далее смесь пастеризуется при температуре в 95-980С, после чего ее охлаждают до 41-450С, добавляют 2-3% закваски и перемешивают в течение 10-15 минут. Чтобы не испортить вкус и структуру йогурта, важно соблюсти правильные пропорции между объемом смеси и закваски. Сам процесс сквашивания происходит в течение 2-4 часов.
  5. Далее в получившуюся смесь добавляют наполнители, перемешивают и охлаждают до температуры 80С.
  6. После этого йогурт готов – его разливают, упаковывают и отправляют на склад готовой продукции.
  7. Чтобы до отправки покупателям продукт не испортился, его хранят в специально приобретенных холодильных установках.

Основное и дополнительное оборудование

В Росси представлен достаточно большой выбор относительно недорого оборудования по изготовлению йогурта для потребностей малого и среднего бизнеса. Например, компания «Ельф-4М» предлагает 2 варианта производственных линий. В частности – комплект ИПКС-0112 для изготовления йогурта малой производительности.

Линия для производства йогуртов ИПКС-0112

Линия способна перерабатывать до 2 тысяч литров молока в сутки, при этом выход готовой продукции составит: 1900 литров йогурта и 73 литра сметаны. Для обслуживания линии потребуется 4 сотрудника и площадь участка в 75 м2.

Стоимость такого оборудования – 2 300 000 рублей.

 

Комплект ИПКС-0113 более производительный.

Линия для производства йогуртов ИПКС-0113

Комплекс способен перерабатывать до 4000 литров молока в сутки, при этом на выходе получится 3800 литров йогурта и 145 литров сметаны. Необходимая численность персонала для его обслуживания составляет 5 человек, требуемая площадь участка – 80 м2.

Стоимость такого оборудования – 3 500 000 рублей.

 

Помимо основного производственного оборудования, бизнесу необходимо и вспомогательное оборудование. В частности, для хранения готовой продукции потребуется холодильная камера.

Технико-экономическое обоснование проекта

Стартовые инвестиции

  • производственный комплект для изготовления йогурта (производительность до 2000 литров в сутки) – 2 330 000 рублей;
  • доставка, монтаж и запуск линии – 300 000 рублей;
  • подготовка и ремонт помещения согласно требований СЭС – 300 000 рублей;
  • приобретение холодильного оборудования – 118 000 рублей;
  • Приобретения весов, инвентаря, стеллажей - 100 000 рублей.
  • Создание товарного запаса – 200 000 рублей.
  • Регистрация, согласование рецептур, прочие расходы - 150 000 рублей.

Итого размер стартовых инвестиций  составят 3 498 000 руб.

Расчет выручки и прибыльности деятельности

Производительность линии – 2000 литров йогурта за сутки. При условии работы участка 250 дней в году и выхода на 50% от производственной мощности, за год будет произведено 250 тыс. литров  готовой продукции.

Минимальная оптовая цена йогурта (2,5% жирности) эконом - категории колеблется в районе 55 рублей за 1 литр. В таком случае годовая выручка цеха составит 13,75 млн. рублей, ориентировочный размер прибыли 2 млн. руб., окупаемость инвестиций порядка 2 лет.