Бизнес-идея предполагает создание цеха по производству кукурузных палочек в полиэтиленовой упаковке, весом в 50 и 150 гр. Продукция будет позиционироваться в средней ценовой категории и реализовываться в регионе расположения производства, в рамках одной области. Основной целевой сегмент рынка – семьи, с уровнем дохода «средний» и «ниже среднего», имеющие одного и более детей. Основные места продажи продукции – собственная выездная торговля (через нестационарную сеть), а также несетевая розница в регионе базирования.


Оценка потенциала и перспектив развития бизнеса

Кукурузные палочки – достаточно массовый, пользующийся значительной популярностью в России продукт питания. Согласно маркетинговой классификации, кукурузные палочки относятся к категории сухих завтраков, рынок которых в России растет достаточно быстро – на уровне 5-10% в год. Существует несколько факторов, на которых базируется рост данного рынка в дальнейшем и создаются неплохие перспективы для развития бизнеса.

  • Во-первых, потребителями кукурузных палочек в России являются практически все возрастные группы населения – хотя детский целевой сегмент в структуре рынка, конечно же, доминирует.
  • Во-вторых, у нас сформированы уже десятилетние традиции потребления данного продукта, что также создает хорошие перспективы для бизнеса по производству кукурузных палочек.
  • В-третьих, у продаж данного продукта практически отсутствует сезонная компонента – спрос на палочки есть круглый год, а потому производитель может рассчитывать стабильность финансовых потоков своего бизнеса.
    В-четверты, немалая роль в стимулировании спроса на кукурузные палочки принадлежит и самим производителям. Активно экспериментируя с торговыми марками, вкусами, дизайном упаковки (все же нужно помнить, что основная целевая группа потребителей – дети – очень восприимчивы именно к этим параметрам), производитель может подогревать спрос на свои палочки.

Каналы сбыта 

Что касается каналов сбыта продукции, то они зависят от таких параметров как масштабы производства, а также ценовая категория, в которой представлен продукт. Естественно, что с точки зрения близости к потребителю отличный вариант наладить сбыт – осуществлять поставки продуктовым сетям. Однако, здесь есть свои нюансы:

  • Ведущие розничные сети согласятся взять только брендовый продукт – известную потребителям торговую марку, активно поддерживаемую маркетингом (рекламой, мероприятиями consumer-promotion в зале).
  • Кроме того, у сетей есть достаточно высокая плата «за вход».
  • Также сетям крайне важно обеспечивать своевременные поставки, причем во всем магазины сетей.

Поэтому продвижение кукурузных палочек через продовольственные сети имеет смысл только при достаточно крупных масштабах бизнеса и охвате своим продуктом, как минимум, нескольких региональных рынков. При этом следует помнить, что на полках сетевых магазинов придется вести жесткую конкуренцию с хорошо известными покупателям импортными палочками премиум - класса - в этой связи инвестиции в маркетинг могут оказаться слишком высокими и не оправдать ожиданий владельцев бизнеса.

В то же время среднему, и особенно, малому бизнесу регионального масштаба (обслуживание одного рынка – города, области), предлагающему доступный продукт среднего и эконом класса, следует выстраивать сбыт по-иному. В частности, для микро-бизнеса эффективным видится наличие собственной торговой сети (например – та же выездная торговля на центральных рынках города). Чтобы обеспечить сбыт продукции в несколько больших масштабах, целесообразно охватить продовольственные магазины города (а также киоски, палатки, ларьки и т.п.), развозя в эти точки готовую продукцию собственным транспортом.

Технология 

Технологический процесс производства кукурузных палочек предусматривает тепловую и механическую обработку кукурузной крупы, с добавлением в процессе приготовления воды и прочих ингредиентов (согласно рецептуре).

Для изготовления кукурузных палочек потребуется исходное сырье (кукурузная крупа, соль, сахарная пудра, подсолнечное масло), а также питьевая вода. Норма расхода на 1 тонну палочек для исходного сырья составляет:

  • крупа – 720 кг;
  • соль – 7 кг;
  • пудра – 130 кг;
  • масло – 130 кг.

Оборудование для производства палочек в России предлагают различные производители, в частности – завод «Продсельмаш». В состав комплектной линии «Продсельмаш» входят смеситель для подготовки крупы, мельница для сахарной пудры, экструдер, ленточный транспортер, установка для приготовления и подачи масляной суспензии, дражировочный барабан, дозатор сахарной пудры, эстакада и вибролоток-просеиватель.

При этом производительность линии, а соответственно и цена, зависит от вариантов экструдера. В частности, тот же «Продсельмаш» предлагает три варианта:

  1. экструдер малой производительности (до 30 кг палочек в час) для производственных мини-участков (стоимость варианта – 443,5 тыс. рублей);
  2. одношнековый экструдер средней производительности (до 100 кг палочек в час) для малого бизнеса (стоимость варианта – 2831,0 тыс. рублей);
  3. двухшнековый экструдер Э2Ш-150 повышенной производительности (250 кг палочек в час) для среднего бизнеса (стоимость варианта – 4316,5 тыс. рублей).

Для малого бизнеса по производству кукурузных палочек будет достаточно производственного помещения в 100 м2, из которых порядка 60м2 будет отведено непосредственно под линию, еще 25 м2 – под склад сырья и готовой продукции, 15 м2 – под подсобные помещения для рабочих.

Какого-либо дополнительного оборудования для хранения сырья, равно как и готовых кукурузных палочек не требуется.

Технико-экономическое обоснование проекта

К стартовым инвестициям в открытие бизнеса относятся:

  • Покупка линии для производства кукурузных палочек производительностью в 30 кг в час – 443,5 тыс. рублей.
  • Доставка и монтаж оборудования – 100 тыс. руб.
  • Ремонт помещения согласно требований СЭС – 200 тыс. руб.
  • Создание товарного запаса – 200 тыс. руб.
  • Прочие расходы – 50 тыс. руб.

Итого стартовых инвестиций в проект по организации бизнеса на производстве кукурузных палочек составит 993 000 рублей.

Расчет выручки:

Нормативная производительность линии составляет 30 кг продукции в час, что при работе в 8-ми часовом режиме составит 0,24 тонны за смену. При условии, 100 % загрузки и режиме работы в 250 дней, годовой объем производства кукурузных палочек достигнет 60 тон.

Оптовая цена кукурузных палочек составляет около 5 рублей за упаковку в 50 грамм, что эквивалентно 100 тыс. рублей за 1 тонну.

Таким образом годовая выручка составит 6 000 000 рублей.

Справочная информация:

  • Выход цеха на самоокупаемость: 3 месяца после старта.
  • Выход на 100 % производительность: 6 месяцев после запуска
  • Плановая рентабельность: 25 %
  • Окупаемость инвестиций: 18 месяцев