Продажа «незамерзайки» в 5-литровой таре через автоматы — перспективная ниша на рынке автохимии. Судя по тому, как быстро с наступлением морозов, вдоль автотрасс вырастают «голубые пирамиды», в сезон этот бизнес приносит неплохой доход.


Такая вендинговая новинка, как аппарат по продаже незамерзающей жидкости, имеет хороший шанс на развитие. На конец 2015 года в стране насчитывалось больше 40 млн. автомобилей. Не случайно на дорогах выстраиваются штабеля с «незамерзайкой», которая зимой бывает также остро нужна, как ложка к обеду. Однако качество такого товара вызывает сомнения. Жидкость, которая весело плещется в бутыли при -5°С, вполне может преподнести неприятный сюрприз при -15°С, и многие автомобилисты это знают на собственном опыте. Торговый автомат, где указаны все реквизиты продавца, вызывает гораздо больше доверия.

Сколько стеклоочистителей покупается в сезон

Эксперты оценивают объем потребления стеклоомывающих жидкостей для автомобилей примерно в 260 млн. тонн за год. Серьезных маркетинговых исследований по этому рынку нет, и причина проста. По различным данным, доля кустарной продукции в этом сегменте достигает 50%. После запрета на использование в производстве метанола, «незамерзайку» легально можно изготавливать только на основе изопропиленового или этилового спирта. Первый в три раза дороже метанола и хуже по своим потребительским качествам. На второй требуется такая же лицензия, как на алкогольную продукцию, что делает его невыгодным, как для производителя, так и покупателя.

Тем не менее, без зимней жидкости для очистки стекол обойтись невозможно. Практически каждый водитель покупает не меньше 2-3 пятилитровых баллонов ежегодно в европейской части, а в сибирских регионах еще больше. При этом по статистике, на 1 000 жителей в России приходится 317 автомобилей. Цифры мало отличаются по стране, например, 311 — в Москве, 312 — в Тюменской области. Бизнес по продаже стеклоочистителей считается сезонным, однако во многих областях период длится до полугода (рис. 1).

Рисунок 1. Сезонная динамика потребления незамерзающих стеклоочистителей. Данные компании «ЗаВоду.РФ» (завод по розливу продукции).

Рисунок 1. Сезонная динамика потребления незамерзающих стеклоочистителей. Данные компании «ЗаВоду.РФ» (завод по розливу продукции).

Ярко выраженных лидеров среди производителей не наблюдается, а потребитель ориентируется не на бренд, а на качество продукта. Уровень продаж зависит от места расположения точки и трафика. В сезон на средней автомойке продается около 2 000 литров жидкости. По «свободной» торговле приводятся такие цифры. На севере Москвы, в точках выезда на 3-кольцо, один человек за сутки продает от 200 до 300 бутылей «незамерзайки» (чаще всего «паленой», то есть с метанолом). Считается, что стеклоочиститель покупает каждый 10-ый проезжающий водитель.

Продажа «незамерзайки» поштучно в 5-литровых баллонах через автоматы может вполне успешно потеснить с дороги нелегальных торговцев. Стоимость самой современной модели около 174 800 рублей, зарплату продавцу платить не надо. К тому же аппарат можно использовать круглый год, загружая в него на лето другие сезонные товары.

Как устроены автоматы по продаже «незамерзайки»

Первые наливают жидкость в тару покупателя, примерно так же, как автоматы питьевой воды.

Вторая группа — универсальные автоматы для штучных товаров, работающие по принципу камеры хранения (рис. 2). Они намного удобнее для покупателя, покупка совершается быстрее. Рассмотрим, как работает такой аппарат по продаже «незамерзайки» на примере модели ELEMENT (производитель российская компания VendShop). Стандартные 5-литровые бутыли в фабричной упаковке размещаются а ячейках, причем марка и цена товара в них может быть разной. Каждая камера снабжена отдельным замком, открывается после оплаты выбранного товара.

В базовой комплектации — это ячейковый аппарат со стеклянными дверцами, рассчитанный на загрузку 32 единиц товара. Дополнительно к нему можно присоединить еще несколько секций. Эта модель обладает многими преимуществами по сравнению с аппаратами аналогичного назначения. По выбору ее можно укомплектовать:

  • разными денежными устройствами: монето-, купюроприемником с функцией выдачи сдачи;
  • модулем для считывания электронных карт оплаты — что пока редкость в торговых автоматах;
  • холодильным оборудованием — это существенно расширяет ассортимент продаваемых товаров;
  • GSM-модулем для организации управления и контроля в удаленном доступе с компьютера, планшета, телефона.

Очень ценное качество для продавца — высокая степень антивандальной защиты. Корпус и кнопки — металлические, стекла витрины — из прочного небьющегося стекла. Такой аппарат выгоден тем, что в ячейки можно загрузить не только «незамерзайку», а любые штучные товары. Это дает возможность использовать его круглогодично. Так, через него можно продавать питьевую воду, и даже продукты (рис. 3). Главное, чтобы они помещались в ячейку размером 20×20×48 (см). Средний срок службы автомата — не меньше 8 лет, он адаптируется под любую валюту.

Ознакомится с техническими характеристиками автомата ELEMENT.

Особенно интересна возможность контроля на основе технологии GSM. Например, все торговые аппараты компании VendShop оснащены полноценной системой мониторинга VendShop Online с расширенным функционалом контроля и управления бизнесом, это сильно упрощает предпринимателю жизнь. С любого мобильного устройства можно оперативно получить информацию об остатках товара, необходимости снять кассу, состоянии автомата. Если вести склад и бухгалтерию в каком-нибудь облачном сервисе, управление бизнесом станет еще проще.

Рисунок 3. Загрузка ячеек продуктами в аппарате с холодильной установкой.

Рисунок 3. Загрузка ячеек продуктами в аппарате с холодильной установкой.

Где найти удачное место для установки автомата

Отличными местами для продажи «незамерзайки» являются:

  1. небольшие АЗС, круглосуточные ларьки, магазинчики, закусочные на окологородских и отдаленных трассах;
  2. дороги с оживленным трафиком по направлению к местам зимнего отдыха: горнолыжным, туристическим комплексам;
  3. жилые кварталы многоэтажной застройки, подземные и наземные паркинги — часто автовладелец обнаруживает проблему при выезде из дома;
  4. автомастерские, шиномонтажные мастерские, автомойки;
  5. крупные парковки около ТЦ, рынков и в других местах скопления автомобилей, где удобно сделать покупку;
  6. логистические парки, торговые базы;
  7. автостоянки около загородных домов отдыха, работающих круглогодично, кемпингов, гостиниц и хостелов.
  8. Часто рекомендуют устанавливать автоматы с «незамерзайкой» на АЗС, СТО или автомойках. Во всех подобных местах обычно продаются попутные товары для автомобилистов. Иногда владелец заведения может быть заинтересован в установке аппарата на своей территории. Например, для повышения имиджа, или с целью сокращения обслуживающего персонала. Если удается договориться, то условия бывают разные. Чаще это твердая оплата за аренду места, а в некоторых случаях — до 20% с дохода.

Чтобы найти подходящее место, придется провести хотя бы самое простое маркетинговое исследование, да и попросту присмотреться к местам, облюбованным нелегальными продавцами (рис. 4), к ценам конкурентов.

Торговый аппарат расположен идеально, если:

  1. он расположен на видном месте;
  2. есть удобный подъезд и стоянка;
  3. нет близко расположенных магазинов с незамерзающей жидкостью;
  4. есть доступ к электролинии 220 В;
  5. находится под косвенной охраной.

Полезно повесить предупреждающий баннер на расстоянии 500 м до автомата, ну и, разумеется, на нем должна быть полная информация о товаре и инструкция для пользователей. Важно: разместить на корпусе автомата информацию об отсутствии у жидкости неприятного запаха - это положительно повлияет на продажи. Еще лучше повесить на видном месте копию сертификата от производителя.

Рисунок 4. Пример реализации незамерзающей жидкости на подземной парковке жилого дома.

Рисунок 4. Пример реализации незамерзающей жидкости на подземной парковке жилого дома.

Примеры расчета доходности и окупаемости

Оптовые цены на зимние стеклоочистители зависят от сезона. Запасая товар летом, можно сэкономить до 20% расходов. Стоимость определяется составом, температурой

замерзания жидкости, объемом закупки. Ценники на качественный продукт в 5-литровой ПЭТ упаковке колеблются в пределах:

  • до –10°С: от 30 до 38 рублей;
  • свыше –25°С: от 40 до 65 рублей.

В рознице одна бутыль стоит от 100 до 200 рублей. Срок хранения — 3 года. Самый распространенный вариант — «незамерзайка –30», что означает наличие в составе не менее 30% спирта. Проверить это можно с помощью простого ареометра. Большинство производителей отпускает продукцию мелким оптом от 100 бутылей. В обычном легковом автомобиле можно увезти до 50 штук, в газели 500 – 600 штук, фура вмещает до 4 800 штук. Это неплохой вариант попутного заработка для предпринимателя, занимающегося грузоперевозкой.

Приведем примерный расчет доходности с одного аппарата по продаже «незамерзайки» ELEMENT производства VendShop на 32 ячейки (табл. 1). Исходные данные на 1 единицу товара, 5 л тара ПЭТ:

  • цена при оптовой закупке — 60 руб.:
  • продажная цена — 120 руб.;
  • количество продаж — 60 шт. в день.
Таблица 1. Примерный расчет расходов на загрузку и обслуживание одного аппарата.

Статьи расходов

Расчет в рублях/месяц

Закуп товара (бутыль 5 л)

60 × 60 × 30 = 108 000

Арендная плата за площадь для автомата

2 000

Потребленная электроэнергия

4 руб./кВт*ч × 36 = 144

Затраты на бензин, доставку, загрузку товара

10 000

Обслуживание контрольного GSM-модуля

1 000

Итого:

121 144

  • Доход: 120 × 60 × 30 = 216 000 рублей в месяц.
  • Уплата налога по системе УСН с доходов 6% — 12 960 руб.
  • Итого чистая прибыль составит: 216 000 – 12 960 – 121 144  = 82 000 руб.
  • Цена автомата ELEMENT в базовом варианте плюс 3 денежных модуля (монеты, купюры, карты): 158 000 руб. + 5 200 + 16 800 + 48 000 = 228 000 рублей.
  • Окупаемость: менее 3 месяцев

В каждом конкретном случае, расчет будет свой, но очевидно, что даже при значительно меньшем количестве продаж, аппарат окупит себя достаточно быстро.

Выводы

Бизнес-модель по реализации «незамерзайки» через автоматы очень перспективна. Автоматы для продажи незамерзающей жидкости в России пока не достаточно распространены, что дает возможность выбрать лучшие места и получить максимум прибыли. В скором времени население обязательно оценит удобство этой услуги. Перспективность и рентабельность этого бизнеса очень высока, порог вхождения не велик, а отсутствие конкуренции и относительная простота деятельности повышает его привлекательность.