Ресторанный бизнес в России, по оценке многочисленных информационных изданий, таких как expert.ru, Российская бизнес газета, arbir.ru и по результатам анализа рынка (DISCOVERY Research Group, Market Capital Solutions, Институт Ресторанных Технологий) находится в стадии развития, которая будет продолжаться еще в среднем 3-5 лет. Основная конкурентная борьба разворачивается в плоскости фаст-фудов (около 65-70% рынка) и тематических ресторанов полного цикла. Именно фаст-фуд является максимально прибыльным предприятием с высоким маржинальным доходом.
Поэтому, при желании заняться ресторанным бизнесом и с ограниченным начальным капиталом, можно претендовать на собственную нишу в сегменте быстрого питания, но для этого нужна интересная и новая идея. Пиццерии, салат-бары, street-food кафе, уличные хот-доги – это уже не ново и набило оскомину потребителю.
Инновационной концепцией корта быстрого обслуживания является автоматическое кафе – организация общественного питания с помощью вендинг-автоматов, установленных на единой территории и объединенных в логичную потребительскую цепочку.
В отличие от традиционных заведений общепита, вендинг является отраслью, свободной от человеческого фактора, непрофессионализма, проблем с подбором кадров. Также использование автоматизированного подхода позволяет существенно экономить затраты на аренде площадей, производственных процессах и рекламе. Вендинг – это просто, быстро и легко, а еще интересно и ново. Это пока еще свободная ниша на рынке ресторанных услуг, несмотря на мегаконкуренцию в области.
Хотите ознакомиться еще с одним примером необычного заведения в сфере общественного питания? Тогда читайте интервью с владельцем антикафе «Кошкина пижама» г. Ульяновск.
Рыночные тенденции и концепция бизнес-идеи
Рынок вендинг-автоматов развивается в потрясающей динамике: если в двухтысячных кофе автоматы только стали появляться в крупных торговых и офисных центрах, то к 2012 году их количество на улице выросло более, чем в 8 раз. Т.е. в среднем, рынок увеличивается более чем на 50% ежегодно и пока еще не достиг точки стагнации (предложение составляет около 20-22% от потенциального спроса). Однако сейчас уже намечается конкуренция в поле качества и ассортимента услуг. Поэтому выигрывают те технологии, которые способны предложить потребителю широкое меню и высококлассный продукт.
Идея бизнеса заключается в создании автоматического кафе, где наличие обслуживающего персонала сведено к минимуму. Установка на едином food-корте нескольких вендинг-автоматов различной функциональности, таких как кофе-аппарат, пиццемат, хот-дог автомат снекомат и попкорномат (комбинация может быть вариативной) позволит организовать такую зону питания, где посетители сами выбирают и заказывают себе продукт, который готовит им автомат. Для удобства потребления можно установить стационарные столики и мусоросборник для использованной посуды и салфеток.
Плюсы идеи:
- потребитель в любое время может получить свежеприготовленный продукт в заданном количестве;
- отсутствие человеческого фактора позволяет удерживать неизменной технологию приготовления любых блюд, продукция из автоматов отличается стабильно высоким и одинаковым качеством;
- автоматизация food-корта снижает время ожидания обслуживания для покупателей, повышая, таким образом, клиентооборот;
- автоматы полного цикла являются самодостаточным закрытым производством, не требующим постоянного присутствия человека и больших площадей, что позволят экономить на арендной и заработной плате, налогах.
Недостатки автоматизированного вендинг-кафе:
- новизна идеи может потребовать времени на привыкание потребителей к предложению, а значит, может повлечь за собой простой мощностей;
От автора: для нивелирования этой угрозы достаточно рассматривать установку подобного кафе в местах скопления альтернативной молодежи, склонной к новаторству.
- отсутствие обслуживающего персонала может стать косвенной причиной вандальных действий, скопления мусора, недоразумений в оформлении заказа в автомате.
От автора: Избежать этого негатива поможет постоянное присутствие оператора автоматов, по совместительству это может быть уборщик или технический специалист по обслуживанию вендинг-аппаратов.
Как это фактически работает?
В общественном месте массового человеческого трафика устанавливается оборудование для вендинг-кафе, в состав которого входит 3-6 автоматов, стационарные столики и мусоросборник. В качестве менеджера food-корта назначается обслуживающий оператор, задача которого следить за исправностью аппаратов, убирать оставшуюся посуду и содержать кафе в чистоте, помогать посетителям осваивать работу техники, следить за наличием товарного запаса и при необходимости загружать автоматы.
Посетители в таком кафе сами выбирают желаемые блюда и сами набирают заказ в каждом из автоматов. Оплата производится за отдельную товарную единицу в самом автомате. В итоге посетитель имеет набор блюд для трапезы, который может взять с собой или употребить тут же
Раз в определенный период (день, неделя) производится инкассация и загрузка автоматов.
Что продавать?
Набор вендинг-автоматов зависит от месторасположения кафе. Существует золотая тройка: напиток, блюдо, снек, которую можно дополнять ассортиментными автоматами. В качестве бизнес-идеи предлагаем рассматривать комплект для установки в торговом центре, в который входит аппарат по приготовлению горячих напитков, пиццемат, снэковый автомат, фреш-автомат и хот-дог автомат.
Такой выбор делает более широкими возможности меню, которое содержит:
- пиццу (4-6 видов);
- кофе и кофейные напикти;
- чаи;
- бульоны;
- охлажденные напитки;
- свежевыжатые соки;
- хот-доги;
- сладости.
Это позволит охватить как можно более широкий потребительский сегмент.
От автора: не следует делать большую линию автоматов (более шести) – это запутает потребителя и существенно уменьшит долю дохода, поскольку дополнительно привлечет не – более 5-7% посетителей и непропорционально увеличит затраты. Идеальным количеством автоматов будет 4-5 штук.
Кому продавать?
Аудитория, на которую следует рассчитывать при организации вендинг-кафе, может быть представлена сразу несколькими социальными категориями:
- студенты, для которых в организации питания важны стоимость, скорость и новизна идеи;
- семьи с детьми, которые посещают торгово-развлекательные центры для получения впечатлений ( мотиватором покупки становится в таком случае ребенок);
- сотрудники торговых залов ТРЦ;
- мужчины 22-35 лет, ценящие экономию времени и удобство быстрого питания.
Основное потребительское ядро – люди от 17 до 35 лет, по гендерному признаку лидирующий сегмент – мужчины, по возрастному признаку – молодежь (до 70%).
Где продавать?
Местом размещения вендинг-кафе в идеале являются крытые помещения с организованной охраной и постоянной платежеспособной аудиторией:
- Транспортные узлы: аэропорты; авто- и ж/д вокзалы;
- ВУЗы;
- Деловые и офисные центры;
- АЗС и СТО, автомойки;
- Торгово-развлекательные центры;
- Кинотеатры;
- Производственные предприятия и крупные компании.
От автора: поскольку вендинг-кафе предполагает комплексное предложение, то место размещения должно предполагать запас времени у прохожих (от 5 до 20 минут) на организацию собственного питания, а также высокий уровень пешеходного трафика (не менее 2500-3000 чел/час в среднедневном периоде) с большой долей молодежи (от 60%). Важно отсутствие рядом загрязнений ( автомагистрали, мусорные баки и т.д), поскольку фактически вендинг-кафе – это зона питания, которая должна соответствовать санитарным и этическим нормам. Т.е. это кинотеатры, ТРЦ, аэропорты, ВУЗы, производственные и офисные проходные. Важно, чтобы подход к вендинг-кафе бал максимально открыт и доступен в любое время.
Ключевые моменты и особенности бизнеса
- низкий уровень конкуренции в плоскости комплексных предложений вендинг-обслуживания;
- относительно небольшие капиталовложения;
- экономия на аренде и заработной плате.
- Малая зависимость от человеческого фактора обслуживающего персонала;
- эффект новизны;
- интуитивная понятность и доступность для потребителя;
- малые риски;
- соответствие трендам быстрого питания и повсеместной автоматизации.
Основные start-up этапы
- Проведение геомаркетингового исследования, побор и определение места локации вендинг-кафе, определение ключевой аудитории;
- Пройти все организационные процедуры по официальной регистрации деятельности.
- В соответствии с потребностями аудитории, подбор комплекса вендинг-автоматов (например, при локации в кинотеатре пиццемат можно заменить попкорноматом, а при размещении в районе вокзалов – семечкоматом);
- В соответствии с количеством и характеристиками автоматов, определить необходимый объем площади и заключить договор аренды для торгового места;
- Подобрать торговый персонал (2 человека для сменной работы);
- Приобрести торговые автоматы и товарный запас, расходные материалы, мебель;
- Организовать торговое место, создать эффективную навигацию и брендирование торговой точки.
- Провести рекламную кампанию.
Какое оборудование требуется для реализации идеи?
Чтобы осуществить реализацию идеи вендинг-кафе в торгово-развлекательном центре нам понадобятся:
Наименование | Назначение | Цена, в руб. |
---|---|---|
Напольный вендинг автомат LEI 400PP | Приготовление горячих напитков – кофе, чай, кофейные напитки и бульоны | 145 000 |
Автомат по продаже пиццы «Ща» SFOUR Pizzamat | Приготовление и продажа свежей пиццы (7 видов полуфабриката) | 571 300 |
Снековый автомат AVEND/SM6367 | Охлаждение и продажа снэковых продуктов и напитков | 154 500 |
Фреш-автомат Oranfresh OR 70 | Приготовление и продажа свежевыжатого апельсинового сока | 100 580 |
Хот-дог автомат HD3000 | Приготовление и продажа горячих хот-догов | 595 500 |
Комплект складной барной мебели СТ9-01 | Для удобства посетителей, которые захотят перекусить тут же | 6 385*3=19 155 |
Итого: 1 586 035 рублей
Дополнение от апреля 2015 года
Новинка 2015 г. - торговый аппарат Q-pizza (время приготовления пиццы в автомате- 3 минуты, инвестиции от 800 тыс. руб., срок окупаемости от 12 месяцев).
Сколько нужно средств, чтобы начать бизнес? *
- Приобретение основного оборудования (капитальные вложения) : 1 566 880 рублей
- Вспомогательное оборудование: 30 000 рублей;
- Закупка сырья: 800 000 рублей;
- Административные расходы: 25 000 рублей.
Итого: 2 421 880 рублей, где 64,7% – вложения в автоматы и 33% - вложения в товар (закупка сырья).
Сколько можно заработать на этом бизнеса ?
В среднем, общий чек заказа формируется основным блюдом и напитком, таким образом он стоит из двух, реже – трех составляющих. При средней цене (с наценкой в 250%):
- пицца из пиццемата 150 рублей;
- хот-дог 80 рублей;
- горячий напиток 15 рублей;
- холодный напиток из снэк-автомата 40 рублей;
- фреш 80 рублей;
- сладости 20 рублей.
Можно прогнозировать средний чек около 130 рублей, где себестоимость товара 52 рубля, а маржинальная прибыль 78 рублей (или 60%).
При наличии высокого пешеходного трафика от 2500 человек в торгово-развлекательном центре, в среднем в день можно рассчитывать на 5-7% от всего потока, т.е около 150 комплексных клиентов.
Дневной объем реализации | 150 чеков |
Месячный объем, шт | 4500 чеков |
Средний чек | 130 руб |
Выручка дневная, в руб. | 19 500 руб |
Выручка месячная | 585 000 руб |
Маржинальная прибыль | 351 000 руб |
Операционные затраты руб/мес:
| 120 000 руб |
Прибыльность, в руб. | 231 000 руб |
Окупаемость капитальных вложений | 7 мес |
Окупаемость полная | 11 мес |
От автора: дополнительным заработком может стать установка игрушкомата, предоставление платного размещения рекламы продуктов на автоматах (например, марка кофе, сыры, сосиски, воды), разработка упаковки take away для удобной транспортировки, такой как коробки и пакеты для пиццы и хот-догов, холдеры для напитков. Установка точки WIFI с прицельной дальностью сигнала не превышающей зону фудкорта станет дополнительным стимулом для привлечения молодежи, которая является потенциальным потребителем.