Кутузов Илья Кутузов Илья

Программист – это не приговор. Мы убедились в этом, встретившись с молодым предпринимателем из Ульяновска Кутузовым Ильей. По специальности физик, он успешно совмещает работу консультанта по автоматизации с любовью к музыке, а для воплощения своих бизнес-идей создал первое в городе антикафе.

«Кошкина Пижама» функционирует уже больше года и по-прежнему остается популярным заведением среди молодежи. О том, как ему удалось добиться такого успеха, и расскажет Илья.

Добрый день, Илья. Скажите, как возникла идея начать свой бизнес именно в этом направлении? С чего вы начали?

Здравствуйте! На самом деле я не сидел и не ломал голову над тем, куда хотел бы вложить деньги. Идея об антикафе зародилась после просмотра видео-ролика на эту тему. Дело оставалось за малым – посмотреть, как это выглядит изнутри. Я часто езжу в столицу на проекты, поэтому мне удалось попасть в одно из таких заведений. Не знаю, что на меня подействовало – чашка «волшебного» кофе или атмосфера – но по приезду в родной город я сразу начал воплощать эту идею в жизнь.

Первым делом я создал группу в социальной сети вКонтакте (http://vk.com/catpijama) и через друзей и их знакомых начал активно рекламировать кафе. Аренда помещения, ремонт, закупка мебели и оборудования, а также запасы сладостей и чая с кофе – все это было потом. Благодаря тому, что сначала мы занялись пиаром, к моменту запуска проекта в группе уже было около 600 человек, и в день открытия кафе было полным.

В чем вообще суть антикафе, и какую роль играет повременная оплата?

«Кошкина Пижама» – это своего рода клуб по интересам, человек, приходя сюда, попадает в «свою» среду общения. Здесь можно встретить знакомых и не совсем знакомых людей и быстро найти новых друзей. Понимаю, звучит банально, но именно в этом суть антикафе – общение без границ. А повременная оплата – просто один из удобных способов оплаты членства в этом «клубе», своеобразный взнос.

Сложно ли было собрать команду? Ведь формат кафе предполагает креативных личностей.

Большая часть «команды» – друзья и друзья друзей. Остальные пришли еще до открытия «Кошкиной Пижамы» сами – опять-таки благодаря созданию группы вКонтакте. Творческие личности стали появляться через какое-то время, изначально «креативить» приходилось самим.

Это что касается непосредственных работников кафе. А вот бухгалтерию, например, мы решили отдать на аутсорс. Нет смысла платить зарплату постоянному бухгалтеру из-за нескольких операций, которые надо совершить за месяц.

Примечание от Фабрики манимейкеров: рекомендуем прочитать  статью о интернет-бухгалтерии Мое дело при помощи данного сервиса можно самостоятельно вести налоговый и бухгалтерский учет, не прибегая к помощи наемных бухгалтеров, и как следствии экономить средства.

Составляли ли вы бизнес-план, привлекали ли сторонних консультантов или все делали сами на основе собственного опыта?

Вряд ли специалисты по бизнес-процессам назовут бизнес-планом то, что мы составили. У нас была некоторая схема относительно того, сколько вложений и куда мы потратим. Суммы были примерными, для нас главное было знать, сколько будет стоить запуск проекта. А выручка и затраты вообще существовали только в теории. Как выяснилось позже, наши теоретические выкладки были далеки от реальности.

Консультантов же было бессмысленно привлекать, потому что на тот момент антикафе были для России новым явлением. Настолько новым, что даже их основатели вряд ли смогли бы дать четкую схему, что и как надо делать. Проект работает, приносит прибыль, значит не нужно ничего трогать и разбирать на составные части.

Насколько большой нужен стартовый капитал? На что тратили его в первую очередь?

Для старта хватит 300 тысяч рублей. Но это при условии дальнейшего покрытия издержек, что возможно только при работе «в плюс». Спустя несколько месяцев мы вычислили для себя точку безубыточности – минимальную сумму выручки за день, которая покрывает все расходы за смену.

Первоначальный капитал потратили на аренду помещения, его ремонт, покупку мебели и необходимой техники. Наемных рабочих не привлекали, все делали своими руками. Сначала интерьер был пустым, а 99% того, что сейчас стоит на полках, принесли наши постоянные клиенты. Может быть, как раз из-за разности во вкусах наших посетителей «Кошкина Пижама» и кажется такой уютной и домашней.

Проект антикафе социальной направленности. А участвуете ли вы в каких-то еще социальных проектах?

Здание, в котором находится «Кошкина Пижама», принадлежит культурному бизнес-инкубатору «Кварталу». Поэтому все выставки и мероприятия, проходящие в нем, затрагивают и нас тоже. Его отличие от обычных площадок состоит в том, что он помогает молодым бизнесменам вести свое дело в сфере культуры и искусства, а это привлекает к нам внимание интересных людей.

Мы стараемся участвовать в крупных событиях, постоянно предоставляем наше пространство для проведения лекций и мастер-классов. Пожалуй, самым крупным событием в этом году стало участие в Российской студенческой весне. Тут уже не мы пригласили на свою территорию, а нас попросили занять пустующие площади.

Вы упомянули, что располагаетесь в культурном бизнес-инкубаторе. Приносит ли вам это какие-то дополнительные бонусы?

Иногда «Квартал» устраивает массовые мероприятия вроде «Ночи музеев», которые посещают много людей. Эти люди всегда заглядывают к нам на чашку кофе, многие из них становятся нашими постоянными клиентами. Вообще, с инкубатором у нас взаимовыгодное сотрудничество: они привлекают своих клиентов, а мы своих, и некоторый процент людей становятся «общими».

Какой ваш типичный клиент? Какие мероприятия вызывают наибольший интерес у современной молодежи?

Наша аудитория – молодежь, которая не любит слишком шумные вечеринки, а предпочитает тихие лирические песни под гитару. Очень часто можно наблюдать людей, приходящих просто посидеть с книгой в руках, завернувшись в плед. Также мы активно привлекаем фрилансеров, даже выпустили абонементы на посещение в дневное время. Если судить по возрасту, то наши клиенты – это в основном школьники и студенты. Из-за этого во время сессий у нас временное затишье, но все они возвращаются после окончания экзаменов.

Из мероприятий привлекают в основном тематические вечера – Хэллоуин, Осенний бал, выступления поэтов. Молодежь любит слушать живые выступления, а так как мы сотрудничаем со многими ульяновскими группами, то на их концертах обычно не протолкнуться.

Ниша, в которой вы работаете, – высококонкурентная? В чем ваше главное преимущество?

Несмотря на то, что в Ульяновске открылось еще несколько антикафе, я не считаю их конкурентами. И дело не в том, что я такой самоуверенный. Просто у каждого пространства своя аудитория. Как бы мы не старались переманивать друг у друга клиентов, ничего не получится, потому что везде разная атмосфера. Кстати, недавно я заметил, что аудитория антикафе зависит от того, кто является его основателем. Основную массу составляют друзья управляющих и их знакомые, то есть все они примерно из одного круга.

Главный капитал «Кошкиной Пижамы – это яркие личности. Мы постарались привлечь как можно больше  творческих людей, и теперь многие из них проводят в «Кошкиной Пижаме» времени чуть ли не больше, чем дома.

Какие методы рекламы и продвижения вы используете?

Как я уже заметил выше, мы создали группу вКонтакте – vk.com/catpijama, и именно она является нашей главной площадкой для рекламы. Чуть позже были созданы аккаунты в Фейсбуке (www.facebook.com/clockfacekp) и Твиттере (twitter.com/catpijama). Также с рекламой помогает «Квартал» – публикует новости о наших мероприятиях на своем сайте. Иногда репосты на свои страницы по собственной инициативе делают посетители и дружественные сообщества.

Если говорить о рекламе в оффлайне, то упоминания о «Кошкиной Пижаме» можно найти на страницах СМИ после прошедших мероприятий. О будущих событиях информируют плакаты, которые вывешивает бизнес-инкубатор.

Что является для вас самым сложным в вашем бизнесе?

Самое сложное – выстроить систему, которая будет работать. Для этого нужны люди, причем не простые, а замотивированные на результат. Работа с творческими людьми вообще сложна и непредсказуема, но если принять во внимание все их желания и потребности, то можно рассчитывать на огромную отдачу.

Окупили ли вы вложения в кафе? Планируете ли расширение?

«Кошкина Пижама» сейчас на стадии окупаемости, но, несмотря на это, у нас есть планы на открытие новых антикафе, поэтому мы приглашаем всех желающих принять участие в наших проектах.

Предпринимательство – очень напряженная деятельность. Позволяете ли вы себе расслабиться?

У меня сейчас стоит задача скорее не как научиться расслабляться, а как научиться напрягаться. Саму атмосферу нашего заведения можно назвать расслабляющей. Это большой минус не только для меня, но и для коворкеров, которые приходят к нам поработать, но при этом не владеют должным уровнем самодисциплины. За соседними столиками могут оказаться фрилансер и группа людей, пришедших поиграть в «Манчкин», например. И не факт, что если посмотреть на них через час, то за игрой не будет того самого фрилансера, забросившего свой проект ради получения десятого левела в игре.

Есть ли у вас универсальный совет, который можно дать начинающему бизнесмену?

Меньше теории, больше практики. Любую теорию необходимо либо сразу проверять на практике, либо не тратить на нее время. Не бояться, не лениться. Это одновременно очень просто и очень сложно. С партнерами нужно иметь доверительные отношения, однако ключевые моменты лучше фиксировать на бумаге во избежание недопонимания. Лучше заработать меньше, но с партнером, чем больше, но в одиночку. Это окупится, когда возникнет момент (а он возникнет), и кому-то нужно будет прикрыть вас.

Спасибо, Илья, за интересные идеи.

Спасибо и вам за то, что позволили поделиться своим опытом. Пример Кутузова Ильи показывает, что невозможно оградить потенциал человека рамками его профессии. Ищите новые идеи, развивайтесь в духовном и материальном плане, рискуйте и добивайтесь успеха. Ведь вся наша жизнь – игра, и жить по ее правилам не только захватывающе и интересно, но и крайне выгодно.