Николай в свой 23 года уже стал владельцем небольшого предприятия.
Николай в свой 23 года уже стал владельцем небольшого предприятия.
«Часто слышал от друзей и знакомых, что для открытия бизнеса нужно много денег и хорошие связи», — говорит 23-летний Николай Емельяненко, владелец небольшой кофейни в г. Шахты. Его опыт опровергает это утверждение, к моменту открытия Николай пришел, не имея в кармане ни рубля. О том, как отрыть дело в кризис, читайте ниже.

Основные тезисы

  • Выбор сферы деятельности: кофейня «Чёрная кошка», Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 100.
  • Основные препятствия на старте: сомнения.
  • Первоначальные инвестиции: кредит по программе «Молодежный бизнес России», 300 т. р. на три года под 12% годовых.
  • Окупаемость: четыре месяца.
  • Сезонность: летний спад на 15%.
  • Влияние кризиса: снижение реальных доходов населения.
  • Формула успеха: действовать.

Расскажите, почему кофейня, ведь существует множество различных вариантов ведения бизнеса?

- Это давняя мечта мамы. Она обожает кофе, знает о нем практически все. Она стала вдохновителем всего проекта. А я мечтал работать на самого себя. Тогда появилась мысль объединить две мечты. Я не помню, когда было принято окончательное решение об открытии кофейни, но помню, что с этого момента до разрезания красной ленточки прошло больше полугода. Я человек рациональный, мне достались все финансовые, юридические и организационные вопросы. Мама — творческая личность, она взяла на себя дизайн помещения и приготовление кофе. Четкое разделение сфер ответственности помогло нам избежать недопонимания и вопросов. Каждый просто занимался своим делом.

От идеи до воплощения мечты прошло полгода.

От идеи до воплощения мечты прошло полгода.

Что стало основным препятствием на старте бизнеса?

- Отсутствие опыта. Были допущены неприятные ошибки, которые с трудом удалось разрешить. Долго искали помещение, ведь для общепита очень важен поток людей, проходящий за стенами. Учредительные документы были оформлены на меня, переговоры с арендодателями и поставщиками тоже проводил я, а большинство не воспринимало мои предложения всерьез. Сегодня мне удалось бы повернуть беседу в нужное русло и изменить договоренности до момента их подписания.

А что помогло на старте?

- Наивная уверенность, что все получится. Она давала силы делать ремонт в помещении по восемнадцать часов в сутки, решать вопросы с налоговой службой и искать оборудование. Не будь уверенности, руки опустились бы на старте. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, если человек уверен в том, что он достигнет результата, то именно так и будет.

Вот так выглядело помещение на самом старте. Ремонт закончили за неделю.

Вот так выглядело помещение на самом старте. Ремонт закончили за неделю.

Во сколько обошлось открытие кофейни?

- Ровно в 297 тысяч рублей. Еще три тысячи осталось, чтобы отпраздновать старт. У меня не было денег на открытие проекта, на своей предыдущей работе я зарабатывал только на то, чтобы оплатить съемное жилье и купить продуктов домой. Поэтому для старта потребовался кредит. Залогового имущества, которое требовалось для получения кредита в банке, у меня не было. Я нашел программу поддержки молодых предпринимателей, по которой получил кредит в триста тысяч рублей без залога. Он стал основой открытия заведения. Для получения кредита требовался бизнес-план, который я разрабатывал два месяца, на обеденных перерывах и вечером после работы. Помню, потом звонили из банка и говорили, что впервые видят настолько проработанный проект. И опять наивная уверенность. Как Вы думаете, на триста тысяч реально открыть объект общепита?

Сумма не выглядит настолько внушительной.

- Именно! Открытие кофейни на площади 60–70 квадратных метров – это минимум два миллиона, считая ремонт, оборудование и мебель. Но у нас получилось не так. Ремонт обошелся в 10 тысяч рублей, делали его с мамой самостоятельно. Я научился шпаклевать, зачищать и красить стены. Мебель оказалась большой статьей расходов, но удалось скомбинировать несколько вариантов и уложиться в 50 тысяч. Оборудование – это отдельная статья. Поначалу хотели брать кофемашину в аренду. Покупать машину стоимостью в 150 тысяч было бы глупой затеей, а аренда полностью решала наши проблемы. Кофейные компании с удовольствием предоставляют оборудование с учетом того, что работать машина будет на их зерне. Но момент открытия совпал с резким ростом курса доллара и евро, мгновенно взлетели цены, компании, с которыми имелись предварительные договоренности, заявили: оборудование они больше не предоставляют. Тогда я впервые почувствовал, что все может накрыться медным тазом. А у нас уже ремонт практически закончен, мастер устанавливает барную стойку, через неделю по плану запуск. Помог наш новый бариста. Он раньше работал на кофемобиле, это небольшой автомобиль, куда встроена кофемашина. Оборудование с него было установлено у нас. Владельцы кофемобиля стали основным поставщиком зерна. Кризис был пройден. Остальное оборудование частично купили и взяли в аренду. В итоге сумма инвестиций в открытие кофейни оказалась в несколько раз ниже реальных цифр для любого другого заведения.

Так кофейня выглядит сегодня.

Так кофейня выглядит сегодня.

Сколько времени потребовалось, чтобы выйти на самоокупаемость?

- Несколько месяцев. Сказались ошибки, допущенные на старте. После открытия мы заявили, что работать будем с кофе и десертами. Не хотелось превращаться в забегаловку, где подают борщ и пельмени. В соответствии с этим разработана кофейная карта, наверно самая обширная в городе, больше полусотни различных напитков на основе кофе. Но в России люди приходят в кофейню, чтобы поесть. Мы столкнулись с убежденностью, что у нас обязательно должно быть первое, второе, а на третье – кофе и десерт. Пришлось искать баланс концепции и требований клиентов. Ввели свежевыпеченные булочки с ветчиной, адыгейским сыром и несколько вариантов сэндвичей. Для небольшого перекуса этого хватало, и число посетителей стало расти.

На фото кофе, приготовленный особенным образом. До подачи он заливается ледяной водой и восемь часов настаивается в холоде.

На фото кофе, приготовленный особенным образом. До подачи он заливается ледяной водой и восемь часов настаивается в холоде.

Есть ли сезонность в деятельности?

- Сезонность ощущается довольно явно. Сейчас, рассказывая о своем опыте, я понимаю: ошибки мы допустили везде, где можно. Мы перепутали сезонность в бизнесе, и понесли расходы. Открылись в конце зимы, а в марте, апреле и мае наблюдали постоянный рост выручки примерно на тридцать процентов в месяц. Я ожидал, что с началом лета количество человек на улице резко увеличится, появятся влюбленные парочки, мамы с колясками и просто те, кто наслаждается свободным временем. Я ошибся. Летняя жара полностью опустошила улицы города. Кто-то уехал отдыхать на море, кто-то спасался от жары на природе или на даче, а большинство просто сидело дома. Сидели и мы без движения, дневные часы с 12 до 16 стали мертвым временем. Но вечером начинался настоящий аврал. Только спускалось солнце, улицы оживали, а нам не хватало свободных мест. Россия необычная страна. Во всем мире кофе пьют утром, чтобы взбодриться. А наша основная выручка приходилась на вечернее время. Сейчас приближается осень, а днем не жарко. Сразу стало заметно увеличение прибыли, особенно в дневные часы. Вывод однозначный – сезонность есть, и лето далеко не благоприятный сезон для кофеен.

С приходом тепла большую часть выручки стала приносить уличная веранда.

С приходом тепла большую часть выручки стала приносить уличная веранда.

Что самое важное в этом бизнесе?

- Хочется сказать, что люди, но это достаточно избитая фраза. Скажу, что без команды выжить невозможно. Мне повезло с людьми, которые меня окружают. Без их поддержки проект не выжил бы. Были дни, когда мы работали без зарплаты, на чистом энтузиазме. Были дни, когда вставал вопрос ликвидации и полного закрытия. Но, несмотря на сложности, удалось выжить, решить большую часть проблем и продолжить развитие. Сейчас частично обновили оборудование, переходя с арендного на собственное. Готовимся заменить интерьер, чтобы обновить его, сделать более уютным. Многие по праву считают нас местом, где готовят правильный кофе. Это заслуга нашей команды, а не моя личная. Поэтому самое важное в бизнесе –это команда, которая пройдет через все препятствия вместе.

Без надежной команды шансы бизнеса на выживание стремятся к нулю.

Без надежной команды шансы бизнеса на выживание стремятся к нулю.

Какие основные плюсы и минусы есть в этом бизнесе?

- Плюс любого дела – возможность реализовывать свои задумки, принимать решение и нести ответственность. После невозможно работать на кого-то. Минусы тоже общие. Постоянная нехватка времени, телефонные звонки с утра до вечера и необходимость постоянно помнить огромное количество информации.

Что бы изменили в своем бизнесе на старте, если знали с чем придется столкнуться?

- Не зря упомянул, что с момента принятия решения об открытии кофейни до открытия, прошло полгода. Все это время я сомневался, перебирал разные варианты. Меньше сомнений, больше действий – правило, которым я теперь руководствуюсь. Некоторые меня упрекают, мол, ничего не обдумал, а уже начинает что-то делать. Но я знаю эту ловушку. Мои знакомые уже несколько лет обдумывают, как уйдут с работы и займутся любимым делом. Поэтому я не хочу в нее попадаться.

Если будете в Шахтах – заходите в гости в кофейню «Чёрная кошка», с удовольствием встретим и угостим отличным кофе.

И начать действовать.

И начать действовать.

Сейчас многие говорят о кризисе в стране. Как он отразился на Вас?

- Любой кризис влияет на цены продуктов. Наша страна сильно зависит от импорта, начиная от продуктов и заканчивая оборудованием. Кризис, при котором взлетают курс доллара и евро, сразу бьет по нам повышением цен. Люди не стали больше зарабатывать, но стали больше тратить на еду. А это приводит к тому, что неосновные расходы попадают под сокращение. Я считаю посещение кофейни все-таки сферой развлечения, поэтому люди экономят деньги. У каждого в голове возникает мысль, что он лучше на эти сто — двести рублей купит домой хлеба и десяток яиц, да еще останется на килограмм сахара. Поэтому в кризис люди меньше посещают рестораны, бары и кофейни. Мы видим это. Первого числа каждого месяца и пятнадцатого, дни, когда многие получают зарплату или аванс, у нас не протолкнуться. А на следующий день практически пусто. Человек получил зарплату, сходил отдохнуть, а на следующий день заботливо раскладывает деньги по разным стопкам: это на квартплату, это на еду, а это неприкосновенный запас, вдруг чего случится. «Чёрной кошки» в этих стопках нет. Вот так и влияет кризис на нас.

Талисман кофейни. Приблудившаяся черная кошка теперь живет дома у Николая и его семьи.

Талисман кофейни. Приблудившаяся черная кошка теперь живет дома у Николая и его семьи.

Какие планы на ближайшее будущее?

- Расти и развиваться. Теперь есть опыт, которого не хватало на старте. Есть надежная команда, с ней не страшны трудности. Будем смотреть на ситуацию в экономике, и стараться расти. Кофейня в единственном числе не приносит большой прибыли, но только появляется вторая точка, прибыль мгновенно подскакивает на 40–60 процентов. Играет роль увеличивающийся объем закупки продукции и снижение цен поставщиков. Будем надеяться, что через полгода мы откроем еще одно заведение.

Что посоветуете начинающим предпринимателям?

- У меня не было опыта, но были знания, перед открытием я перелопатил горы информации. Возможно, поэтому мы до сих пор развиваемся. Большинство конкурентов, которые открылись спустя месяц — два, не смогли грамотно разобраться во многих вопросах, что и привело к их закрытию. Недостаток опыта и средств можно перекрыть новыми знаниями. Постоянно нужно обучаться и не сомневаться дольше одного дня.


Будете в Г. Шахты, заходите к нам на чашку кофе.

Наш адрес: Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, д. 100. Группа в социальных сетях https://vk.com/blackcat_coffee